Цели урока:
- закрепление знаний и умений по темам «Интерфейс электронных таблиц», «Использование в формулах относительных, абсолютных и смешанных ссылок»;
- формирование понятия «встроенная функция»;
- изучение и практическое использование в формулах встроенных функций.
Опорные понятия:
- ссылка
- формула
- функция
Новые понятия: встроенные функции.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные - навыки создания электронных таблиц, выполнения в них расчетов по вводимым пользователем и встроенным формулам; научиться проводить обработку большого массива данных с использованием встроенных средств электронной таблицы;
- метапредметные - навыки работы с информацией; проводить обработку числовых данных с помощью электронных таблиц;
- личностные - представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.
Решаемые учебные задачи:
- знакомство с наиболее часто используемыми встроенными функциями;
- получить представление о практическом применении встроенных функций.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор;
- ПК учащихся, мобильные технологии.
Электронные приложения к уроку:
- презентация;
- интерактивный тест на облачном ресурсе https://docs.google.com/forms/d/1vGsbmgrllsUM9iF20sndLZTIzUaYKHrvn-iIQmjEyIc/edit;
- практическая работа «Встроенные функции».
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся, проверка присутствующих.
II. Актуализация знаний
Вы девятиклассники. Предполагаю, что каждый из вас уже задумывался над выбором будущей профессии. В рамках заявленного правительством вектора развития экономики «переход на цифровую экономику», мы с вами понимаем, профессии будущего максимально будут использовать компьютерные и мобильные технологии. Поэтому перед нами сегодня стоит задача не только получить новые знания по информатике, а также овладеть новыми компетенциями, которые вам пригодятся в будущей профессии. Итак, представьте вы претенденты на рабочие места, вы проходите собеседование при приеме на работу. Работодателю необходимо проверить ваши компетенции:
- умение работать в группе
- знание компьютерных технологий
- открытость новым знаниям
- умение самостоятельно трудиться
У каждого из вас «Листы претендентов» (Приложение 1), с помощью которых я уверена, вы успешно справитесь со всеми заданиями.
Для начала работы проведем мозговой штурм в группах. (раздаточный материал: флажки, для сигнала выполненных действий, набор логотипов) успешность группы зависит от ваших совместных действий.
«Цифровая экономика» предполагает - цифровые инструменты. Из предложенных логотипов поднимите логотип той программы, которая используется:
- для вычислений
- для оформления документов
- для оформления табличных документов
- для вычислений, для анализа числовых данных, для оформления документов, содержащих большие таблицы.
Вы отлично поработали в команде.
Логотип, какой программы поднимался чаще других? (Приложение 2)
Предполагаемый ответ учащихся (Excel)
Давайте проверим ваши знания этой программы.
Тестирование по теме «Электронные таблицы» (тест проводится в режиме онлайн, для этого создана форма из сервисов Google, подключение к тесту осуществляется через QR код https://docs.google.com/forms/d/1vGsbmgrllsUM9iF20sndLZTIzUaYKHrvn-iIQmjEyIc/edit
Выполнение теста (3 мин.) Анализ выполнения проецируется на экран.
III. Целеполагание, мотивация к учебной деятельности
Учитель. На сегодняшний день табличный процессор Excel является самой мощной программой, которая используется в различных сферах деятельности человека: в бухгалтерии, экономике, статистике - для выполнения различных расчетов, т.е. там, где необходима обработка больших массивов числовых данных.
Давайте вспомнил, как проводить вычисления.
Например, нам требуется сложить 5 чисел. Какие способы выполнения вычислений можно предложить?
Способ 1. Составить длинную формулу, в которой вручную перечислить все ячейки с числами. Например,
=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10
Способ 2. Составить длинную формулу, в которую ввести адреса, используя мышь для выделения ссылки на ячейку с данными. Например,
=A1+A2+A3+A4+A5+A6+A7+A8+A9+A10
Я вам предлагаю третий способ с использованием «волшебного слова», (нет не пожалуйста)
Способ 3. Вместо длинной формулы можно использовать эквивалентную ей формулу
=СУММ(A1:С10).
Помогите мне определить, термин для «волшебного слова» =СУММ()
Как называется бытовая техника, которую помещают в шкаф? |
Синоним слову действие, который дал название Клавишам F1-F12. |
Встроенная |
функция |
Таким образом, в способе 3 мы использовали встроенную функцию табличного процессора Excel СУММ(), что позволило сделать формулу более компактной, простой и понятной.
Запишите в рабочий лист тему урока «Встроенные функции».
Как вы считаете, в табличном процессоре Excel существует возможность работы с другими функциями, кроме СУММ()? Если да, то, какие, на ваш взгляд, это могут быть функции? (Ответы обучающихся)
IV. Открытие нового знания
Учитель. В большинстве случаев использование функций в формулах позволяет не только упростить саму формулу, но и выполнять такие вычисления, которые осуществить по-другому, без функций, просто невозможно.
Пример функция sin.
Обратимся к учебнику стр. 131.
Встроенная функция - заранее определенная формула.(перед вычислениями не надо ставить знак =)
Встроенная функция - служебное слово.
Встроенная функция - служебное слово, которое вызывает алгоритмы вычисления значения функции для определенных аргументов. (в тетрадь)
Самыми распространенными видами встроенных функций являются математические, статистические, логические.
Полный список встроенных функций Excel можно вызвать различными способами:
1) нажать на значок f(x) около строки формул;
2) выбрать пункт меню Формулы.
Основные встроенные функции, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке:
- Среднее. Вызывает функцию =СРЗНАЧ(), с помощью которой можно подсчитать арифметическое среднее диапазона ячеек (просуммировать все данные, а затем разделить на их количество).
- Максимум. Вызывает функцию =МАКС(), с помощью которой можно определить самое большое число в выделенном диапазоне.
- Минимум. Вызывает функцию =МИН() для поиска самого маленького значения в выделенном диапазоне.
V. Закрепление нового материала
Работа на компьютерах
Используя встроенные функции, составим формулы для определения:
1) среднего значения;
2) минимального и максимального значения
Практическая работа.
- Откройте файл Практическое задание (Приложение 4)
- Выполните задания по алгоритму (Приложение 3)
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Продолжи предложения:
- Встроенные функции - это …
- Аргумент - это …
- Функция СУММ() предназначена для …
- Функция СРЗНАЧ() …
- Функция МИН() …
- Функция МАКС() …
VII. Домашнее задание
Список литературы
- Информатика и ИКТ. 9 класс: учебник / Босова Л.Л.