Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Космическое путешествие"

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Ключевые слова: летний лагерь


Срок реализации программы: май-июнь 2021 года

Информационная карта программы

Полное название программы

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей смена «Космическое путешествие»

Цель программы

Создание условий для полноценного интересного отдыха и оздоровления детей школьного возраста в период каникул.

Тип лагеря

Лагерь с дневным пребыванием детей

Направление деятельности

Данная программа является комплексной, включает в себя различные виды деятельности направленные на оздоровление, отдых и воспитание детей.

Содержание программы

Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации, приложения.

Место реализации

Летний лагерь с дневным пребыванием детей «Наука и космос», расположеный при МАУ ДО «ДДЮТ им.Е.А.Евтушенко» МО г.Братска

Количество, возраст обучающихся

50 человек, возраст с 6 лет 6 месяцев до 17 лет

Количество смен

1 смена

Сроки проведения

31.05.2021-20.06.2021 г

Пояснительная записка

Каникулы это долгожданное время для всех школьников. Летние каникулы это время не только отдыха, но и оздоровления детей. Далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный правильно организованный отдых. Лето - наилучшее время , когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Сделать отдых безопасным и интересным задача педагогов «ДДЮТ имени Е.А.Евтушенко». Для педагогов это время особой ответственности. Им необходимо решить непростой вопрос: как организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых.

С целью организации летнего отдыха на базе МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко» открывается летний лагерь с дневным пребыванием детей. В соответствии с указом Президента России от 29 мая 2017 года 2018-2027 гг. объявлены десятилетием детства в России, а также с указом Президента России от 25 декабря 2020 года №812 «О проведении в Российской Федерации года Науки и технологий», и в связи с 60-летием первого полета Ю.А.Гагарина в космос, решили программу лагеря назвать «Космическое путешествие».

Данная программа является комплексной и универсальной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря и может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Программа летнего отдыха имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности.

Актуальность программы «Космическое путешествие» определяется тем, дети находясь в ЛДП получают новые знания, приобретают различные навыки и жизненный опыт, а приобретенные знания помогут в самосовершенствовании и самореализации своих возможностей.

Педагогическая целесообразность программы. Путешествие - это лучший способ сделать отдых полезным, ярким и незабываемым. Оно связанно с приключениями и открытиями. Главным открытием для детей станет открытие новых граней окружающего мира и расширение внутреннего пространства каждого ребенка, что в свою очередь, благоприятно влияет на формирование личности и ее качеств.

Программа «Космическое путешествие»- это сочетание отдыха, развития и привитие навыков здорового образа жизни ребенку. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу закладывается легенда, согласно которой все дети, посещая лагерь, готовятся стать космонавтами, соблюдая ряд законов и правил.

Так в нашем лагере создано два разновозрастных отряда по 25 человек. Возраст детей от 6 до 17 лет. Дети зачисляются в лагерь на основании заявления родителей и при наличии всех сопроводительных документов (медицинская справка о состоянии здоровья, об эпитокружении, копии свидетельства о рождении, справка 079 у, прививочный сертификат)

Срок реализации программы. По продолжительности программа является краткосрочной, так как реализуется в течении лагерной смены с 31 мая по 20 июня 2021 г.

Программа разработана c учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
  • СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04. 2010 г. № 25);
  • Типовое положение о детском оздоровительном лагере (разработанные Минздравсоцразвития РФ 15.04.2011 г. № 18-2/10/1-2188);
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Приказ Минобрнауки от 26.06.2012 г. № 504);
  • Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
  • Указ Губернатора Оренбургской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Оренбургской области в 2013 году и последующие годы» (от 12 апреля 2013 г. № 211-ук);
  • Приказ начальника департамента образования администрации города Братска от 18.02.2021 № 100 "Об организации отдыха детей в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием".
  • Приказ Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «ДДЮТ им.Е.А.Евтушенко» от 9 марта 2021 № 50 «Об организации летней лагеря с дневным пребыванием»;
  • Положение о лагере с дневным пребыванием при муниципальном учреждении дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко» МО города Братска, приказ от 26.02.2020 № 38.

Программа состоит из трех блоков:

  • Оздоровительный
  • Образовательный
  • Досуговый

Цель: Создание условий для полноценного интересного отдыха и оздоровления детей школьного возраста в период каникул.

Задачи:

  • Создание условий для организации отдыха детей.
  • Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
  • Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребенка.
  • Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
  • Привитие навыков трудовой деятельности.
  • Профилактика правонарушения и безнадзорности.
  • Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитано-гигиеническую культуру.

Принципы организации педагогического и воспитательного процесса в рамках программы:

  • Принцип гуманизации отношений - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху, через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  • Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности - результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  • Принцип демократичности - участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
  • Принцип дифференциации воспитания - дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в течение дня; взаимодействие всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности;
  • Принцип творческой индивидуальности - творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
  • Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добросовестность и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
  • Принцип включенности воспитанников в социально значимые отношения предусматривает: обеспеченность гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.
  • Принцип взаимосвязей педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективно деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятие коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
  • Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
  • Принцип, испытуемые при планировании и проведении лагерной смены: безусловная безопасность всех мероприятий; учет особенностей каждой личности; возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря; достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря; распределение эмоциональной и физической нагрузки в течении каждого дня; четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря; моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей взрослых; ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Отличительной особенностью данной программы является сочетание образовательной и досугово-творческой деятельности.

Этапы реализации программы

1. Подготовительный этап. март-апрель-май

Этот этап характеризуется тем, что за 3 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.

Деятельность этого этапа является:

  • Проведение совещаний при директоре по подготовке учреждения к летнему сезону;
  • Издание приказа по учреждению о проведении летней кампании;
  • Разработка программы деятельности лагеря с дневным пребыванием детей;
  • Подготовка методического материала для разработки лагеря;
  • Отбор кадров для работы ЛДП;
  • Составление необходимой документации для деятельности ларегя (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

В этот период происходит формирование отрядов - экипажей: воспитанники лагеря делятся на два отряда. За каждым отрядом закрепляется воспитатель, который становится боцманом экипажа. Жизнь отряда строится по законам и правилам лагеря «На Солнечной».

2. Организационный этап май-июнь

Этот период короткий по количеству дней , всего 2-3 дня.

Основная деятельность. Этого этапа является:

  • Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих и творческих способностей;
  • Запуск программы;
  • Формирование органов самоуправления
  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря «На Солнечной»

Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед воспитателем стоит несколько задач:

  • Познакомится с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некотоые их личностные особенности, выявить интересы);
  • Перезнакомить детей между собой, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда);
  • Создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявлить себя в мероприятии различной направленности, сплотить отряд ( проводить игры, направленные на сплочение отрядных уголков);
  • Включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены);
  • Создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь ( с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и иргы).

3. Основной этап

Основная деятельность этого этапа является:

  • Реализация основной идеи смены «Космическое путешествие»
  • Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел

Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и лагеря в целом.

Основной период смены - это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей.

Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа: учебно-демонстративный, демонстрационно-закрепляющий.

На первом этапе происходит:

  • Овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем лагерной смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам подростков;
  • Организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение учебной программой;
  • Корректировка ценностно-ориентационной сферы подростка.

На втором этапе происходит:

  • Организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;
  • Демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;
  • Корректировка межличностной сферы взаимоотношений, анализ и деятельности и поведения школьников.

Основной эта характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к воспитателям и их требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

В основной период основными задачами становятся формирование коллектива и развитие самоуправления. Это достигается путем объединения ребят округ какой-либо деятельности, передачи некоторых полномочий ребятам - лидерам.

Каждый день сопровождается планом-сеткой. Основной деятельностью в этот период является реализация сюжетно-ролевой игры. В соответствии с программой проводятся массовые мероприятия, экскурсии и т.д., проводятся оздоровительные мероприятия.

в основном этапе реализуются разнообразные мероприятия проводимые внутри отряда и в лагере в целом, но мероприятия должны иметь общую направленность и не идти в разрез друг другу.

4. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • Подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;
  • Выработка перспектив деятельности организации;
  • Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесеными по лагерю с дневным пребыванием детей в будующем.

Данный этап посвящается творческому отчету каждого отряда. Организуются выставки рисунков, фотогазет, проведение показательных выступлений спортивной, технической и творческой направленности. Проводится заключительный концерт. Итоговая линейка, посвященная награждению детей, отличившихся в чем-либо на протяжении всей смены.

Ожидаемые результаты:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
  • Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в коллективах (разучивание песен, игр, изготовление ракет, прохождение полосы препятствий)
  • Расширение кругозора детей.
  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  • Личностный рост участников смены.

Педагогическая диагностика и способы корректировки программы:

Входящая диагностика - начало смены, знакомство, выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование; беседы в отрядах.

Промежуточная диагностика - цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы в отрядах

Итоговая диагностика - анкетирование, беседы в отрядах, методика «выбор», цветопись

Диагностика необходима на протяжении всей смены. Рефлексия осуществляется каждый день. Воспитанник приклеивает на участок неба данного дня звездочку, отражающую свое настроение дня. Желтая - отлично, зеленая - хорошо, красная - плохо.

Форма отслеживание результатов

Массовая форма отслеживания.

По итогам массовых мероприятий на карте успеха каждого отряда отмечается результат дня. Красная звезда - отлично (3 баллов), желтая - хорошо (2 балла), зеленая - удовлетворительно (1 балл)

Индивидуальная форма отслеживания

Каждый участник смены имеет личную книжку космонавта, в которой отмечаются его личный результат. Наиболее отличившиеся ребята получают золотую звезду, если ребенок провинился, то получает синюю звезду. В конце смены подсчитывается количество золотых звезд (при наличии синих, их количество отнимается от общего) определяются лидеры. Наиболее активных детей награждают грамотами.

Приложения