Урок по русскому языку "Колесо знаний". Тема: "Три типа склонения имени существительного. Закрепление". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: УМК «Школа России», День матери, склонения имени существительного


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Класс: 4.

УМК: «Школа России».

Предмет: русский язык.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Место и роль урока в изучаемой теме: последний урок по теме.

Цель

создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений распознавать существительные 1-го, 2-го и 3-го склонения и формировать любовь и уважение к маме.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

  • умение распознавать склонение существительных;
  • умение правильно списывать слова, проверять написанное;
  • умение правильно определять склонение у имен существительных Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • умение дифференцировать существительные по типу склонения и учиться определять падежи имён существительных по алгоритму;
  • отрабатывать умение проверять безударные окончания существительных;
  • развивать речь учащихся и орфографическую зоркость;
  • умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний и построение модели;
  • выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • умение объяснить важность праздника «День матери».

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать учителя, ученика;
  • вступать в диалог;
  • сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;
  • адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение.

Личностные УУД:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
  • осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
  • готовность открыто выражать свою позицию на уроках, любовь и уважение к маме;
    формировать адекватную самооценку;

Педагогические технологии

игровая, элементы проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающая,
исследование.

Оборудование

учебник для 4 класса, 1 часть УМК «Школа России» «Просвещение», 2020, интерактивная доска, проектор, колонки.
Дидактический материал: карточки с заданиями.

Межпредметные связи

русский язык, окружающий мир, музыка.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Самоопределение к учебной деятельности (мотивационный)

Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа - чистой, настроение - хорошим, а ум - светлым. Я желаю вам успехов на уроке.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

II. Актуализация знаний

Откройте тетради и оформите страничку

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости (ума) (вьетн.) Как, вы, понимаете эту пословицу?

Записывают дату и классная работа

III. Целеполагание, постановка учебной задачи

Сегодня у нас урок - необычный.
Предлагаю поиграть в игру «Колесо знаний»

Отгадайте загадку и узнаете о чём мы с вами будем вести разговор.

«Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам»

Верно, расскажите всё, что знаете об этой части речи.

1 Блиц-опрос.
- Какие части речи вы знаете?
- Какая часть речи имеет склонение? (Только имя существительное имеет склонение)
- Какие склонения вы можете назвать?
- Какие окончания имеют имена существительные 1 склонения?
- Какие окончания имеют существительные 2 склонения?
- Какие слова относятся к 3 склонению? (уточнение: к 3 склонению относятся слова, оканчивающиеся на Ь, но эти слова имеют нулевое окончание)
- К какому склонению относятся слова женского и мужского родов с окончаниями на -а, -я?
- Существительные в единственном числе имеют … склонения.
- Существительные во множественном числе склонения …(не имеют)
- Что такое склонение? (Склонение - это изменение окончаний имен существительных по падежам).
- Как определяется склонение существительных?
Итак, обобщим: склонение существительных определяется по начальной форме, т.е И.п. в ед.ч. (на горе - гора)

Дети отгадывают загадку (имя существительное)
Один человек заселяет домики.

Поставьте цели на урок.
понять….
запомнить….
применять….)
Дети ставят цели урока. Учитель помогает.
- Я хочу вспомнить и запомнить всю информацию на уроке.
- Я хочу научиться применять её в жизни.

IV. Закрепление знаний и способов действий

Вращаем барабан! Сектор 2
Разгадайте загадку и выполните морфологический разбор.

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее,
Я скажу, друзья, вам прямо
Это просто ваша……. (мама)

Мама - кто? Сущ.
Н.ф. кто? Мама
нариц, одуш, ед.ч, ж.р., 1 скл. и.п.

Ребята, какой праздник отмечается в последнее воскресенье ноября?
Предлагаю сегодня урок посвятить этому замечательному празднику.
«День матери»
Кто знает, что это за праздник? Подготовленный ученик рассказывает о празднике.

Сектор 7

Подбери синонимы к слову - МАМА, определите склонение. Какой словарь нам в этом поможет?

Мать, матушка, маманя, мамуля, маменька, мамулечка…

Другой в сети интернет.
Сколько синонимов имеет существительное?

Сектор 1. Работа с текстом в паре
Найдите в тексте имена существительные и определите падеж и склонение.
Только с мамой я чувствую себя самым счастливым человеком на земле. И неважно, в каком я возрасте, мне всегда нужны мамина подсказка, мудрый совет, и просто ласковое слово.

Мамой (Т.п. 1скл), человеком (Т.п. 2 скл),
на земле (П.п.1скл),
возрасте (П.п. 2скл),
подсказка (И.п 1скл),
совет (И.п 2скл),
слово (И.п 2скл).

Сектор 6 «Чёрный ящик»

Подготовленные учащиеся рассказывают о символе «Дня матери»

V. Физкультминутка

Сектор 3
Музыкальная пауза. Давайте споём песню о маме

Поют песню и выполняют движения

VI. Включение изученного в систему знаний

Сектор 5.
Составьте предложение со словом -мама. Чтобы слово стояло в разных падежах.

Мама пришла с работы.
Мамы нет дома.
Маме подарю букет цветов.
Я вижу из окна маму.
Я мамой очень горжусь.
О маме часто скучаю.

Сектор 8. Работа в паре «Собери пословицы и объясни». Найдите все имена существительные в пословице и определите склонение.

Нет милее дружка, чем родная матушка».

- При солнышке тепло, при матери добро».

- «Сердце матери лучше солнца греет».

VIII. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Сектор 4. Самостоятельная работа.
Выбери задание по силам»
Укажи склонение существительных.
1 уровень. Дружба, веселье, восторг ласка, нежность, честность.
2 уровень. Подчеркни существительные 1 склонения. Отвага, веселье, восторг, ласка, добродушие, забота доброжелательность, дружба, жизнь, здоровье, нежность, праздник, радость, смех, счастье, улыбка, чудо, щедрость.
3 уровень. Подчеркни лишнее слово.
Ночь, речь, грач, печь.
Гараж, рожь, камыш, нож.
Журналы, газеты, цветы, учебник.
4 уровень. Подчеркни лишнее слово и докажи.
Солнце, чиж, небо, соль.
У дороги, на встрече, около дома, из бумаги.
5 уровень. Собрать пословицы. Определить тип склонения у существительных.
Жизнь дана
а душа добротой.
Земля согревается солнышком,
добрый ответ.
На добрый привет
на добрые дела.

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Проанализируйте работу на уроке.
Оценки вы все получите за выполненную работу по карточке.
Цветком-символом «Дня матери» в России является - незабудка, и это не случайно. Так уж считается, что этот цветок обладает чудесными силами по возвращению людям памяти, которые забывают о своих родных и близких и возобновляют утраченные семейные связи.
У меня на доске корзинка, но она пока пуста.
Если вам понравился урок, просьба положить в корзинку незабудку.
Кому подарим эту корзину цветов?

Как редко слова любви и благодарности мы говорим своим мамам. Давайте говорить маме добрые и нежные слова. Человек не застрахован от ошибок. Но пусть слова прощения за ошибки, которые мы совершаем, мамы слышат вовремя.
Любите своих мам сегодня и всегда. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того, что они делают для вас, своих детей. И если были в чем, то неправы, не забывайте говорить "прости меня, мама"!

Достигли.
Оценивают работу на уроке.