Урок математики в 1-м классе (программа «Начальная школа XXI века») по теме «Складываем и вычитаем числа»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, сложение и вычитание чисел


Цели: повторить арифметические действия сложение и вычитание; закреплять умение читать математические записи; повторить состав чисел первого и второго десятка; совершенствовать умение классифицировать числовые выражения; воспитывать чувство взаимоподдержки.

Ход урока

Организационный момент. Приветствие

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро − солнцу и птицам!
- Доброе утро − улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Ритмическая часть. Психологический настрой

(движение по кругу, держась за руки)

Тихо, тихо, очень тихо
Мы по кругу все пройдем.
Тихо, тихо, очень тихо
Мы усядемся вдвоем.
Просидим мы очень тихо
Может час, а может два.
Говорить мы будем тихо
Очень тихие слова (пальчик к губам).

Устный счёт

Задачи в стихах.

Красная Шапочка шла по тропинке.
Семь пирожков в плетеной корзинке
Бабушке внучка на праздник несла,
Но по дорожке часть раздала:
Зайчику, ежику, мышке и белочке.
Сколько гостинцев осталось у девочки? (7 - 4 = 3)

Семь снегирей на ветке сидели.
Три снегиря еще прилетели.
Бурый медведь сосчитал снегирей.
Сколько всех птичек? Ответь поскорей! (7 + 3 = 10)

Игра «Ромашка»

Задание на смекалку (учебник, с. 115)

Задание 8.

  1. Сколько деталей на рисунке? (3.)
  2. Какую деталь вырезали? (Деталь № 2.)

Сообщение темы урока

Учитель читает стихотворения А.Строило «Сложение» и «Вычитание».

Я - плюс, и этим я горжусь!
Я для сложения гожусь.
Я добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получится сложенья.

Я - минус, тоже добрый знак,
И без меня нельзя никак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь выполняю.
Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитанье как понять?

Надо что-нибудь отнять.
У Аришки - орешки,
У Маришки - матрешку,
У Андрюшки - новый мяч.
Во дворе - и вой, и плач.
Получился ответ:
Игрушки есть - подружек нет.

Тема урока «Складываем и вычитаем числа». Сегодня мы познакомимся с новыми терминами.

Изучение нового материала

Знакомство с терминами «слагаемое», «сумма».

- Нарисуйте 4 красных кружка и 2 синих (учитель показывает на доске).

- Сколько всего кружков? (6)

- Как получили? (4 + 2 = 6) Запишите.

- Мы выполнили действие сложение и в результате получили сумму. Сумма сложение равна 6.

На доске появляется карточка СУММА, она крепится под цифрой 6.

- Какие два числа мы прибавили? (4 и 2)

- Они тоже имеют свои имена. Числа, которые складывали, называются слагаемые.

- Назовите первое слагаемое. (4)

- Назовите второе слагаемое. (2)

На доске под соответствующими числами появляются записи: СЛАГАЕМОЕ СЛАГАЕМОЕ.

- Слева тоже записана сумма. Это сумма - выражение. А справа - результат.

Над выражением запись: СУММА.

- Запись можно прочитать так: сумма чисел 4 и 2 равна 6.

- Еще раз назовите первое слагаемое. Назовите второе слагаемое. Назовите сумму. Прочитайте запись по-новому.

Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Работа по учебнику, с. 114-115.

Задание 1 (с. 114).

Рассмотреть образцы чтения математических записей (в рамке). Прочитать остальные записи по образцу. Назвать слагаемые, сумму, чтение записи по-новому.

- Какое действие выполняется на желтой карточке? (Сложение.)

- Прочитайте эту запись. (К трем прибавить два, получится пять.)

- Какое действие выполняется на красной карточке? (Вычитание.)

- Прочитайте эту запись. (Из восьми вычесть три, получится пять.)

Аналогично учащиеся анализируют остальные записи.

Задание 2.

Объяснить обе записи с помощью одного набора фи­шек. Придумать свои пары записей.

- Сравните обе записи: 2 + 6 = 8 и 8 - 2 = 6. Прочитайте их.

- Чем они похожи? (Используются одинаковые числа.)

- Чем они отличаются? (Выполняются разные арифметические действия.)

- Назовите похожие пары. (5 + 3 = 8 и 8 - 3 = 5; 1 + 6 = 7 и 7 - 6 = 1 и т.д.)

Задание 3.

Обсудить ход выполнения задания. Подобрать числа, составить записи, предложить все решения.

- Сравните схемы. Чем они похожи? (В этих схемах есть число 10.)

- Чем отличаются? (Выполняются разные арифметические действия.)

- Составьте записи по данным схемам.

□ + □ = 10

  • 1 + 9 = 10
  • 2 + 8= 10
  • 3 + 7 = 10
  • 4 + 6= 10
  • 5 + 5 = 10

10 - □ = □

  • 10 - 1 = 9
  • 10 - 2 = 8
  • 10 - 3 = 7
  • 10 - 4 = 6
  • 10 - 5 = 5

Упорядочивание чисел в пределах 20.

Задание 4.

Выполнить задание устно, в случае затруднений воспользоваться шкалой линейки.

- Назовите по порядку числа от 12 до 18.

- Назовите числа по порядку от 19 до 16.

- Назовите числа по порядку от 14 до 11.

Обнаружение задач, которые решаются сложением (вычитанием). Обоснование выбора действия.

Задание 5.

Послушать каждую задачу, выбрать действие для её решения, объяснить свой выбор.

Моделирование задач в тетради и на доске.

Какие задачи решаются сложением? (Задача 1. 2 + 4 = 6. Задача 3. 4 + 2 = 6.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
(Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
(Руки вверх.)
И как зайки поскакали.
(Руки на пояс, легкие прыжки на месте.)
И за кустики пропали.
(Тихо сесть.)

Установление соответствия между текстом задачи и рисунком. Дополнение текста до задачи. Решение задачи.

Задание 6 (с. 115).

Прочитать текст, рассмотреть рисунок, найти несоответствие. Дополнить условие (с учётом вопроса «Сколько надо заплатить за мороженое и шоколадку?») и решить задачу.

Задание со звёздочкой. Обсудить полное решение с использованием модели, поскольку эта задача решается в два действия.

Пример задачи: «У Иры было 13 рублей. Она купила мороженое за 6 рублей и шоколадку за 4 рубля. Сколько денег осталось у Иры?».

- Ира купила мороженое, шоколадку и воздушный шарик. Что неверно на рисунке? (Должен быть воздушный шарик, а не цветок.)

- Сколько стоит мороженое? (6 рублей.) Шоколадка? (4 рубля.)

- Можно ответить на вопрос: «Сколько денег осталось у Иры?» (Нет.)

Дополните условие так, чтобы можно было ответить на этот вопрос. (У Иры было 13 рублей.) Решите задачу.

Моделирование:

Запись:

1) 6 + 4 = 10 (р.) - Ира потратила.

2) 13 - 10 = 3 (р.) - осталось.

Возможно ли, чтобы у Иры осталось (в данной ситуации) не 3 рубля, а 10 рублей?

Классификация числовых выражений и равенств.

Задание 7.

Прочитайте математические записи и распределите их по группам.

I способ:

  • 1-я группа - примеры на сложение;
  • 2-я группа - примеры на вычитание.

II способ: группы по связи сложения с вычитанием.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

6 + 4 = 10

10 + 6 = 16

10 + 4 = 14

10 - 6 = 4

16 - 10 = 6

14 - 4 = 10

10 - 4 = 6

16 - 6 = 10

14 - 10 = 4

Работа в Р.Т., с. 56-57

Задание 3.

Установить закономерность и продолжить нижний ряд чисел.

(Ответ: число уменьшается на 2; 1, 2, 3, 7, 5, 6, 4.)

Дополнительно:

Катя посчитала по порядку: «двенадцать, одиннадцать, девять, восемь».

Какую ошибку допустила Катя?

Олег уменьшал каждое из чисел 10, 8, 6, 4, 2 на 2. У него получилось: 8, 6 4, 2, 1. Прав ли Олег?

Задание 4.

Прочитать задачи. Составить с помощью фишек модель к каждой задаче.

Отметить знаком задачи, которые решаются вычитанием.

Задание 7.

Прочитать задание, выбрать рисунок с фишками, объяснить, записать ответ.

Задание 1.

Нужно распределить записи по результату действия. Нужно переписать записи с ответом 6 в первый столбик, с ответом 7 - во второй, с ответом 8 - в третий.

Задание 2, 5, 6 - самостоятельно.

Итог урока

Завершился наш урок.
И подводим мы итог.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какое арифметическое действие записывается знаком «+»?
  • Назовите результат сложения?
  • Как называют числа, которые складывают?
  • Какое арифметическое действие записывается знаком «-»?

Прощание.

Пусть живут здесь вместе с нами
Наши добрые дела,
А плохие пусть уходят,
Мы их гоним со двора.