Использование песочной терапии в работе с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба

Ключевые слова: песочная терапия, мелкая моторика


Работа психолога с детьми дошкольного возраста постоянно требует неординарных подходов и методов. Маленький ребенок не расскажет вам чего он боится и что его беспокоит, вы не сможете дать ему тест для уточнения проблемы. Зато малыши мастерски переносят все свои проблемы и переживания в игру, нужно только учиться правильно понимать и толковать «Эзопов язык» игры. Можно использовать игрушки для разыгрывания с ребенком тех или иных сюжетов, а можно перенести игру в терапевтическую песочницу. У песка есть целый ряд невероятных преимуществ:

  1. Детей всегда удивляет наличие песка в помещении, поэтому они с охотой играют в него;
  2. Песок является простейшим средством создания практически любого мира. Нужна гора - пожалуйста, нужна равнина - пожалуйста, нужна вода - синее дно песочницы заменит ее. Песочница предлагает необозримое разнообразие миров;
  3. Благодаря использованию маленьких игрушек мир ребенка, выплеснутый в песочницу, может расцвести яркими красками. Тут и монстры, и принцессы, и рыбы, и звери, и сокровища.
  4. Песок представляет огромные возможности для развития мелкой моторики ребенка. Можно зарывать предметы, находить их и пытаться с закрытыми глазами определить какую именно игрушку нашел ребенок. Можно рисовать на песке линии и узоры. Можно закапывать ладошки и откапывать их. Можно пересыпать песок из ладошки в ладошку и следить за песочным водопадом;
  5. Пересыпание песка, рисование всевозможных узоров действует умиротворяюще на возбудимых и эмоциональных детишек;
  6. И, наконец, песочница является потрясающим стимулом для раскрепощения ребенка.

В своей работе я предпочитаю использовать песочницу в двух основных случаях: если нужно расположить к себе ребенка, помочь ему «открыться» и при работе с тревожными детишками. Для работы с песочницей потребуется большое количество материала: всевозможные маленькие фигурки, палочки, кисточки, веревочки, игрушки… В моем арсенале есть любимые фигурки: капризничающая Маша (из мультфильма «Маша и медведь») - с ней прекрасно прорабатываются ситуации капризов малыша, злые Пират и Халк - для работы с агрессией, в том числе - защитной, фигурки семьи - дают великолепный простор для фантазии, Винни-Пух - его малыши всегда используют как добрую и защищающую фигуру.

Работа в песочнице может проводиться двумя основными путями - свободная игра ребенка или же игра по замыслу психолога. В первом случае ребенок сам выбирает игрушки, создает свой мир из песка, задача психолога - уловить что именно пытается проработать ребенок и максимально тактично помочь ему. Во втором случае психолог заранее продумывает сюжет игры, отбирает необходимые для этого игрушки и погружает малыша в воображаемую ситуацию. Такое погружение помогает лучше проработать какой-то пугающий, раздражающий или же травматичный опыт. Но необходимо учитывать, что ребенок легко может изменить сюжет по своему усмотрению, и к этому обязательно надо прислушаться.

Таким образом, терапевтическая песочница является в прямом смысле необходимым инструментом дошкольного психолога. Как ребенок познает мир и развивается через игру, так и психолог, используя техники игротерапии и пескотерапии, познает внутренний мир ребенка!