Пояснительная записка
Создание учебного курса по грамматике обусловлено необходимостью повторения и обобщения материала, изученного учащимися гимназии в рамках углубленной программы французского языка, который может стать основой для совершенствования знаний и умений учащихся, а также поможет выпускникам при поступлении в вузы. Курс расширяет знания о конструкциях, выражающих субъектно-предикатные отношения, грамматических явлениях, выражающих действие и характер его протекания, средствах выражения определенности-неопределенности (артикль, местоимение), единичности-множественности предметов, явлений; качеств предметов, действий и состояний; интенсивности качества (степени сравнения прилагательных, наречий); средствах выражения определительных и определительно-обстоятельственных отношений (конструкции, характеризующие предмет по внешнему виду, по наличию или отсутствию признаков); объектных отношений (конструкции с прямым и косвенным объектом); обстоятельственных отношений (пространственные, временные, причинно-следственные, условные, отношения сравнения).
Данный курс поможет учащимся скорректировать знания по грамматике французского языка и найти практическое применение этим знаниям в устной и письменной речи, а также при подготовке к егэ по французскому языку.
По каждой теме предлагаются тренировочные языковые, коммуникативные упражнения и тесты различного характера. В конце первого полугодия и учебного года проводится контроль усвоения учащимися лексико-грамматического материала (контрольная работа).
Курс создан на основе программы общеобразователбных учреждений «Французский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков», авторов Е.Я.Григорьевой, В.Г.Владимировой, М., Просвещение, 2001. Курс рассчитан на 34 учебных часа в год.
Основная цель курса: овладение учащимися языковых знаний, умений и навыков в области грамматики французского языка.
Развивающие цели связаны с получением и переработкой лингвистических знаний, направленных на решение следующих задач:
- Развитие языковых способностей учащихся; умение оперировать знаниями, полученными в курсе грамматики, участвуя в непосредственном или опосредованном диалоге с носителями языка;
- Развитие личности школьника, его творческого потенциала.
Образовательные цели направлены на решение следующих задач:
- Расширение знаний учащихся о грамматических явлениях;
- Расширение лингвистической (языковой) компетенции учащихся;
- Совершенствование знаний, умений и навыков сопоставлять и применять сведения, полученные в курсе грамматики.
Воспитательные цели направлены на решение следующих задач:
- Воспитание интереса к получению сведений о грамматической системе языка через коммуникативные ситуации;
- Формирование позитивного отношения к самостоятельному решению поставленных проблем.
Практические цели направлены:
- На формирование умения осмысливать и интерпретировать грамматические явления различного типа;
- На достижение более высокого уровня владения различными грамматическими структурами.
Содержание обучения
В основе процесса обучения Французского языка как средству общения лежит коммуникативный подход.
Коммуникативный подход - прежде всего учет индивидуальности учащихся, наличие коммуникативной мотивации. Коммуникативность проявляется в максимальном приближении процесса обучения к реальной ситуации общения, в принципах отбора языкового и речевого материала, готовность к участию в диалоге культур. Это предполагает определенный уровень сформированности всех видов компетенций: коммуникативной, лингвистической, страноведческой, лингвострановедческой и общеучебной. Поэтому Формирование лингвистической компетенции является опорой для высказывания в разных ситуациях общения (беседа, обмен мнениями и.т.д.) и письме.
Обще-учебная компетенция предполагает работу учащихся с различными источниками информации, способность учащихся к анализу, синтезу и переосмыслению необходимой информации.
Лингвистическая компетенция складывается из владения определенной суммой знаний, без которых знакомство с грамматической системой изучаемого языка было бы невозможным; владения языковыми единицами с национально-культурной семантикой, обеспечивающей адекватное восприятие получаемой информации. Владение лингвистической компетенцией дает учащимся возможность совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний и умений в различных областях языка. Таким образом, содержательная сторона курса грамматики представлена следующими компонентами:
- Лингвистические знания и умения;
- Общие учебные навыки и умения, формируемые в процессе выполнения упражнений репродуктивного, продуктивного, подстановочного и тестового характера, перевода, а также решения коммуникативных задач.
Лингвистические знания включают в себя:
- Знания языковых средств, необходимые для распознавания информации и используемые для порождения речи.
Лингвистические умения:
1. Умение распознавать в тексте различные грамматические структуры и употребление их в рамках изучаемых тем и ситуаций общения;
2. Умение выделять необходимый круг языковых единиц, важных для раскрытия той или иной темы или стуации общения;
3. Умение сопоставлять грамматические явления изучаемого языка и родного языка.
Общеучебные умения и навыки:
1. Умение пользоваться словарем и различными справочниками по грамматике;
2. Умение систематизировать полученные сведения, факты, знания;
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами из различных областей грамматики;
4. Умение составлять высказывания различного характера, используя самые употребительные грамматические структуры.
Во время обучения предполагается повторение следующих грамматических тем:
- Имя существительное;
- Артикль;
- Прилагательное;
- Местоимение (личные, относительные, указательные, притяжательные);
- Наречие;
- Времена изъявительного наклонения (настоящее, сложное прошедшее, незаконченное прошедшее, простое будущее);
- Согласование времен изъявительного наклонения;
- Повелительное наклонение;
- Условное наклонение;
- Сослагательное наклонение;
- Прямая и косвенная речь.
Учебно-тематическое планирование 10/11 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№ |
Раздел программы |
Кол-во
|
Форма контроля |
Практика |
1. |
Le nom (Имя существительное) Образование женского рода имени существительного; Образование множественного числа имени существительного; Образование множественного числа сложных существительных; |
3 |
Самостоятельная работа
|
Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод. |
2. |
L'article (Артикль) Виды артикля. Определенный артикль; Неопределенный артикль; Частичный артикль; Отсутствие артикля. Предлог «dе». |
4 |
Грамматический тест
|
Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод. |
3. |
L'adjectif (Прилагательное) Мужской и женский род имени прилагательного; Образование множественного числа имени прилагательного; Степени сравнения прилагательных. |
3 |
Самостоятельная работа. |
Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод. |
4. |
Le pronom (Местоимение) Личные ударные и безударные местоимения; Личные местоимения прямого и косвенного дополнения; Местоимения «у», «еn»; Относительные местоимения; Указательные и притяжательные местоимения; |
5 |
Грамматический тест. |
Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод. |
Имя существительное, артикль, прилагательное, местоимение |
1 |
Контрольная работа (приложение №4) |
|
|
5. |
L'adverbe (Наречие) Образование наречий; Степени сравнения наречий. |
2 |
Самостоятельная работа |
Тренировочные упражнения на раскрытие скобок. |
6. |
Les temps de l'indicatif
Настоящее время; Сложное прошедшее и незаконченное прошедшее время; Простое будущее время Согласование времен изъявительного наклонения; |
4 |
Перевод
|
Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод. |
7. |
L'impératif
|
1 |
|
Повторение теории, грамматические упражнения. |
8. |
Le conditionnel (Условное наклонение) Образование настоящего и прошедшего времени условного наклонения; Условное наклонение в самостоятельном предложении; |
2 |
Самостоятельная работа |
Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод. |
9. |
Le subjonctif
Образование настоящего и прошедшего времени сослагательного наклонения; Сослагательное наклонение в придаточном дополнительном предложении; Сослагательное наклонение в придаточном относительном предложении; Сослагательное наклонение в придаточных обстоятельственных предложениях; Сослагательное наклонение в придаточных обстоятельственных предложениях. |
5 |
Грамматический тест
|
Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод. |
10. |
Le discours direct et indirect (Прямая и косвенная речь) Прямой и косвенный вопрос; Перевод прямой речи в косвенную речь; |
2 |
Самостоятельная работа |
Повторение теории, грамматические упражнения |
|
Грамматический материал, изученный за год |
2 |
Итоговая контрольная работа (приложение № 5)
|
|
По завершению курса «грамматика французского языка» учащиеся
Должны знать:
- Основные грамматические явления французского языка;
- Особенности употребления грамматических структур в литературных отрывках, при переводе предложений на русский и французский языки.
Должны уметь:
- Классифицировать, объединять и обобщать факты и явления по отдельным грамматическим темам;
- Понимать и правильно применять правила в предлагаемой ситуации;
- Распознавать в тексте грамматические явления;
- Осуществлять смысловой анализ прочитанного текста с точки зрения грамматики;
- Формулировать законченное высказывание с точки зрения грамматики
- Переводить, учитывая особенности построения французского предложения;
- Грамотно пользоваться необходимыми словарями и справочниками.
Должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Для успешного взаимодействия в различных ситуациях общения и соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
- Для продолжения образования;
- Для участия в профильных конкурсах и олимпиадах;
- Для осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся за курс «Грамматика французского языка»
Самостоятельная работа, грамматический тест, контрольная работа
20 вопросов |
30 вопросов |
40 вопросов |
9 баллов и менее - отметка «2» |
14 баллов и менее - отметка «2» |
19 баллов и менее - отметка «2» |
10-13 - «3» |
16-20 - «3» |
19-27 - «3» |
14-17 - «4» |
21-26 - «4» |
28-34 - «4» |
18-20 - «5» |
27-30 - «5» |
35-40 - «5» |
50 вопросов |
60 вопросов |
80 вопросов |
24 балла и менее - отметка «2» |
29 баллов и менее - отметка «2» |
39 баллов и менее - отметка «2» |
25-35 - «3» |
28-39 - «3» |
37-52 - «3» |
36-42 - «4» |
40-51 - «4» |
53-69 - «4» |
43-50 - «5» |
52-60 - «5» |
70-80 - «5» |
Перевод грамматических структур (с русского на французский и с французского на русский язык) (10 предложений)
- оценка «5»: учащийся выполнил перевод с 1-2 ошибками по предложенному грамматическому материалу.
- оценка «4»: учащийся выполнил перевод с 3-4 ошибками по предложенному грамматическому материалу.
- оценка «3»: учащийся выполнил перевод с 5-6 ошибками по предложенному грамматическому материалу.
- оценка «2»: учащийся допустил 7 и более ошибок в переводе по предложенному грамматическому материалу.
Список литературы для учителя
- И.Н.Попова, Ж.А.Казакова «Грамматика французского языка. Практический курс», Москва. Издательство «Нестор Академик Паблишерз Лтд».
- Н.А.Аянот «Все правила современного французского языка», Ростов-на-Дону; ООО «Удача», 2009.
- Е.В.Агеева «Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы», 2005.
- А.И.Иванченко «Грамматика французского языка в упражнениях», 2002.
- Е.В.Мусницкая. «Практическая грамматика французского языка.10-11 классы», Москва. Издательство «Дрофа», 2003.
- А.И.Иванченко «Практика французского языка. Сборник упражнений по грамматике», Санкт-Петербург. Издательство «Союз», 2005.
- Y.Delatour, D.Jennepin, M.Léon-Dufour, B.Teyssier «Nouvelle Grammaire du Français. Cours de Сivilisation Française de la Sorbonne», Издательство «Hachette Livre», 2004.
- «Grammaire française». (Nouvelle édition par Michel Loiacono), 1998.
- Т.М.Фоменко «Тесты как форма контроля», Москва. Издательство «Просвещение», 2008
- Evelyne Berard «Grammaire du francais». Niveaux B1/ B2 du Cadre europeen commun de reference. Издательство «Didier», Paris 2006
- Централизованное тестирование. Французский язык. Сборник тестов. Минск. Издательство «Аверсэв», 2007.
- С.К.Алиева «Французские глаголы», Москва. Издательство «Лист», 1997.
- А.Н.Тарасова «Грамматика современного французского языка», Москва. Издательство «Нестор Академик Паблишерз Лтд».
- А.В.Щепилова, Н.М.Клейменова «Экзамен по французскому языку. Нет проблем!», Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2006
Литература для учащихся
- И.Н.Попова, Ж.А.Казакова «Грамматика французского языка. Практический курс», Москва. Издательство «Нестор Академик Паблишерз Лтд».
- А.И.Иванченко «Грамматика французского языка в упражнениях», 2002.
- А.И.Иванченко «Практика французского языка. Сборник упражнений по грамматике», Санкт-Петербург. Издательство «Союз», 2005.
- Е.В.Мусницкая «Практическая грамматика французского языка.10-11 классы», Москва. Издательство «Дрофа», 2003.