Элективный курс "Французская грамматика – интеллектуальное движение вперед"

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: французский язык, французская грамматика


Пояснительная записка

Создание учебного курса по грамматике обусловлено необходимостью повторения и обобщения материала, изученного учащимися гимназии в рамках углубленной программы французского языка, который может стать основой для совершенствования знаний и умений учащихся, а также поможет выпускникам при поступлении в вузы. Курс расширяет знания о конструкциях, выражающих субъектно-предикатные отношения, грамматических явлениях, выражающих действие и характер его протекания, средствах выражения определенности-неопределенности (артикль, местоимение), единичности-множественности предметов, явлений; качеств предметов, действий и состояний; интенсивности качества (степени сравнения прилагательных, наречий); средствах выражения определительных и определительно-обстоятельственных отношений (конструкции, характеризующие предмет по внешнему виду, по наличию или отсутствию признаков); объектных отношений (конструкции с прямым и косвенным объектом); обстоятельственных отношений (пространственные, временные, причинно-следственные, условные, отношения сравнения).

Данный курс поможет учащимся скорректировать знания по грамматике французского языка и найти практическое применение этим знаниям в устной и письменной речи, а также при подготовке к егэ по французскому языку.

По каждой теме предлагаются тренировочные языковые, коммуникативные упражнения и тесты различного характера. В конце первого полугодия и учебного года проводится контроль усвоения учащимися лексико-грамматического материала (контрольная работа).

Курс создан на основе программы общеобразователбных учреждений «Французский язык. Школа с углубленным изучением иностранных языков», авторов Е.Я.Григорьевой, В.Г.Владимировой, М., Просвещение, 2001. Курс рассчитан на 34 учебных часа в год.

Основная цель курса: овладение учащимися языковых знаний, умений и навыков в области грамматики французского языка.

Развивающие цели связаны с получением и переработкой лингвистических знаний, направленных на решение следующих задач:

  • Развитие языковых способностей учащихся; умение оперировать знаниями, полученными в курсе грамматики, участвуя в непосредственном или опосредованном диалоге с носителями языка;
  • Развитие личности школьника, его творческого потенциала.

Образовательные цели направлены на решение следующих задач:

  • Расширение знаний учащихся о грамматических явлениях;
  • Расширение лингвистической (языковой) компетенции учащихся;
  • Совершенствование знаний, умений и навыков сопоставлять и применять сведения, полученные в курсе грамматики.

Воспитательные цели направлены на решение следующих задач:

  • Воспитание интереса к получению сведений о грамматической системе языка через коммуникативные ситуации;
  • Формирование позитивного отношения к самостоятельному решению поставленных проблем.

Практические цели направлены:

  • На формирование умения осмысливать и интерпретировать грамматические явления различного типа;
  • На достижение более высокого уровня владения различными грамматическими структурами.

Содержание обучения

В основе процесса обучения Французского языка как средству общения лежит коммуникативный подход.

Коммуникативный подход - прежде всего учет индивидуальности учащихся, наличие коммуникативной мотивации. Коммуникативность проявляется в максимальном приближении процесса обучения к реальной ситуации общения, в принципах отбора языкового и речевого материала, готовность к участию в диалоге культур. Это предполагает определенный уровень сформированности всех видов компетенций: коммуникативной, лингвистической, страноведческой, лингвострановедческой и общеучебной. Поэтому Формирование лингвистической компетенции является опорой для высказывания в разных ситуациях общения (беседа, обмен мнениями и.т.д.) и письме.

Обще-учебная компетенция предполагает работу учащихся с различными источниками информации, способность учащихся к анализу, синтезу и переосмыслению необходимой информации.

Лингвистическая компетенция складывается из владения определенной суммой знаний, без которых знакомство с грамматической системой изучаемого языка было бы невозможным; владения языковыми единицами с национально-культурной семантикой, обеспечивающей адекватное восприятие получаемой информации. Владение лингвистической компетенцией дает учащимся возможность совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний и умений в различных областях языка. Таким образом, содержательная сторона курса грамматики представлена следующими компонентами:

  • Лингвистические знания и умения;
  • Общие учебные навыки и умения, формируемые в процессе выполнения упражнений репродуктивного, продуктивного, подстановочного и тестового характера, перевода, а также решения коммуникативных задач.

Лингвистические знания включают в себя:

  • Знания языковых средств, необходимые для распознавания информации и используемые для порождения речи.

Лингвистические умения:
1. Умение распознавать в тексте различные грамматические структуры и употребление их в рамках изучаемых тем и ситуаций общения;
2. Умение выделять необходимый круг языковых единиц, важных для раскрытия той или иной темы или стуации общения;
3. Умение сопоставлять грамматические явления изучаемого языка и родного языка.

Общеучебные умения и навыки:
1. Умение пользоваться словарем и различными справочниками по грамматике;
2. Умение систематизировать полученные сведения, факты, знания;
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами из различных областей грамматики;
4. Умение составлять высказывания различного характера, используя самые употребительные грамматические структуры.

Во время обучения предполагается повторение следующих грамматических тем:

  1. Имя существительное;
  2. Артикль;
  3. Прилагательное;
  4. Местоимение (личные, относительные, указательные, притяжательные);
  5. Наречие;
  6. Времена изъявительного наклонения (настоящее, сложное прошедшее, незаконченное прошедшее, простое будущее);
  7. Согласование времен изъявительного наклонения;
  8. Повелительное наклонение;
  9. Условное наклонение;
  10. Сослагательное наклонение;
  11. Прямая и косвенная речь.

Учебно-тематическое планирование 10/11 класс
(1 час в неделю, 34 часа в год)

Раздел программы

Кол-во
уроков

Форма контроля

Практика

1.

Le nom (Имя существительное)

Образование женского рода имени существительного;

Образование множественного числа имени существительного;

Образование множественного числа сложных существительных;

3

Самостоятельная работа
(приложение № 1)

Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод.

2.

L'article (Артикль)

Виды артикля. Определенный артикль;

Неопределенный артикль;

Частичный артикль;

Отсутствие артикля. Предлог «dе».

4

Грамматический тест
(приложение № 2)

Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод.

3.

L'adjectif (Прилагательное)

Мужской и женский род имени прилагательного;

Образование множественного числа имени прилагательного;

Степени сравнения прилагательных.

3

Самостоятельная работа.

Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод.

4.

Le pronom (Местоимение)

Личные ударные и безударные местоимения;

Личные местоимения прямого и косвенного дополнения;

Местоимения «у», «еn»;

Относительные местоимения;

Указательные и притяжательные местоимения;

5

Грамматический тест.

Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод.

Имя существительное, артикль, прилагательное, местоимение

1

Контрольная работа (приложение №4)

5.

L'adverbe (Наречие)

Образование наречий;

Степени сравнения наречий.

2

Самостоятельная работа

Тренировочные упражнения на раскрытие скобок.

6.

Les temps de l'indicatif
(Времена изъявительного наклонения)

Настоящее время;

Сложное прошедшее и незаконченное прошедшее время;

Простое будущее время

Согласование времен изъявительного наклонения;

4

Перевод
(приложение №3)

Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод.

7.

L'impératif
(Повелительное наклонение)
Образование глагольных форм повелительного наклонения.

1

Повторение теории, грамматические упражнения.

8.

Le conditionnel (Условное наклонение)

Образование настоящего и прошедшего времени условного наклонения;

Условное наклонение в самостоятельном предложении;

2

Самостоятельная работа

Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод.

9.

Le subjonctif
(Сослагательное наклонение)

Образование настоящего и прошедшего времени сослагательного наклонения;

Сослагательное наклонение в придаточном дополнительном предложении;

Сослагательное наклонение в придаточном относительном предложении;

Сослагательное наклонение в придаточных обстоятельственных предложениях;

Сослагательное наклонение в придаточных обстоятельственных предложениях.

5

Грамматический тест
Перевод

Повторение теории, грамматические упражнения, тестовые задания, перевод.

10.

Le discours direct et indirect (Прямая и косвенная речь)

Прямой и косвенный вопрос;

Перевод прямой речи в косвенную речь;

2

Самостоятельная работа

Повторение теории, грамматические упражнения

Грамматический материал, изученный за год

2

Итоговая контрольная работа (приложение № 5)
Анализ контрольной работы

По завершению курса «грамматика французского языка» учащиеся

Должны знать:

  • Основные грамматические явления французского языка;
  • Особенности употребления грамматических структур в литературных отрывках, при переводе предложений на русский и французский языки.

Должны уметь:

  • Классифицировать, объединять и обобщать факты и явления по отдельным грамматическим темам;
  • Понимать и правильно применять правила в предлагаемой ситуации;
  • Распознавать в тексте грамматические явления;
  • Осуществлять смысловой анализ прочитанного текста с точки зрения грамматики;
  • Формулировать законченное высказывание с точки зрения грамматики
  • Переводить, учитывая особенности построения французского предложения;
  • Грамотно пользоваться необходимыми словарями и справочниками.

Должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Для успешного взаимодействия в различных ситуациях общения и соблюдения этикетных норм межкультурного общения;
  • Для продолжения образования;
  • Для участия в профильных конкурсах и олимпиадах;
  • Для осознания места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся за курс «Грамматика французского языка»

Самостоятельная работа, грамматический тест, контрольная работа

20 вопросов

30 вопросов

40 вопросов

9 баллов и менее - отметка «2»

14 баллов и менее - отметка «2»

19 баллов и менее - отметка «2»

10-13 - «3»

16-20 - «3»

19-27 - «3»

14-17 - «4»

21-26 - «4»

28-34 - «4»

18-20 - «5»

27-30 - «5»

35-40 - «5»

50 вопросов

60 вопросов

80 вопросов

24 балла и менее - отметка «2»

29 баллов и менее - отметка «2»

39 баллов и менее - отметка «2»

25-35 - «3»

28-39 - «3»

37-52 - «3»

36-42 - «4»

40-51 - «4»

53-69 - «4»

43-50 - «5»

52-60 - «5»

70-80 - «5»

Перевод грамматических структур (с русского на французский и с французского на русский язык) (10 предложений)

  • оценка «5»: учащийся выполнил перевод с 1-2 ошибками по предложенному грамматическому материалу.
  • оценка «4»: учащийся выполнил перевод с 3-4 ошибками по предложенному грамматическому материалу.
  • оценка «3»: учащийся выполнил перевод с 5-6 ошибками по предложенному грамматическому материалу.
  • оценка «2»: учащийся допустил 7 и более ошибок в переводе по предложенному грамматическому материалу.

Список литературы для учителя

  1. И.Н.Попова, Ж.А.Казакова «Грамматика французского языка. Практический курс», Москва. Издательство «Нестор Академик Паблишерз Лтд».
  2. Н.А.Аянот «Все правила современного французского языка», Ростов-на-Дону; ООО «Удача», 2009.
  3. Е.В.Агеева «Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы», 2005.
  4. А.И.Иванченко «Грамматика французского языка в упражнениях», 2002.
  5. Е.В.Мусницкая. «Практическая грамматика французского языка.10-11 классы», Москва. Издательство «Дрофа», 2003.
  6. А.И.Иванченко «Практика французского языка. Сборник упражнений по грамматике», Санкт-Петербург. Издательство «Союз», 2005.
  7. Y.Delatour, D.Jennepin, M.Léon-Dufour, B.Teyssier «Nouvelle Grammaire du Français. Cours de Сivilisation Française de la Sorbonne», Издательство «Hachette Livre», 2004.
  8. «Grammaire française». (Nouvelle édition par Michel Loiacono), 1998.
  9. Т.М.Фоменко «Тесты как форма контроля», Москва. Издательство «Просвещение», 2008
  10. Evelyne Berard «Grammaire du francais». Niveaux B1/ B2 du Cadre europeen commun de reference. Издательство «Didier», Paris 2006
  11. Централизованное тестирование. Французский язык. Сборник тестов. Минск. Издательство «Аверсэв», 2007.
  12. С.К.Алиева «Французские глаголы», Москва. Издательство «Лист», 1997.
  13. А.Н.Тарасова «Грамматика современного французского языка», Москва. Издательство «Нестор Академик Паблишерз Лтд».
  14. А.В.Щепилова, Н.М.Клейменова «Экзамен по французскому языку. Нет проблем!», Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2006

Литература для учащихся

  1. И.Н.Попова, Ж.А.Казакова «Грамматика французского языка. Практический курс», Москва. Издательство «Нестор Академик Паблишерз Лтд».
  2. А.И.Иванченко «Грамматика французского языка в упражнениях», 2002.
  3. А.И.Иванченко «Практика французского языка. Сборник упражнений по грамматике», Санкт-Петербург. Издательство «Союз», 2005.
  4. Е.В.Мусницкая «Практическая грамматика французского языка.10-11 классы», Москва. Издательство «Дрофа», 2003.