КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Читательская грамотность
ВАРИАНТ 1
Фамилия, имя___________________учени___ 4____класса
Школы № _______города (села/ посёлка)______________________
Прочитай текст и ответь на вопросы.
Каждый, кому довелось путешествовать по морю, наверняка видел небольших дельфинов, весело резвящихся в струях воды под самым носом судна. Это, скорее всего, были дельфины-белобочки. Эти обитатели теплых и умеренных вод всех океанов и морей кочуют большими косяками за стаями сельди, сардины, сайры. Глубоко под воду белобочки обычно не ныряют, их сфера активности - 10-15 метров от поверхности. Эти дельфины постоянно посвистывают, скрипят, потрескивают, а иногда "кричат": издают необычайно мощные звуки, подобные выстрелу или грохоту барабана.
Похожа на белобочку, но чуть больше и не так стройна, афалина. У нее очень крупный мозг, по объему даже больший, чем у человека, с большим количеством извилин. Афалины очень дружелюбны, при затруднениях оказывают друг другу посильную помощь. Если кто-то из стаи попадает в сеть или в загон, все остальные кружатся рядом, подбадривают и пытаются освободить пленника. Оглушенного дельфина товарищи подхватывают снизу и выносят наверх, чтобы дать ему глотнуть воздуха.
У афалин очень богатый вокальный репертуар. Когда животные чем-то возбуждены, они издают резкий свист; во время кормежки от них можно услышать что-то, похожее на мяуканье и лай; при конфликтах с себе подобными они щелкают челюстями.
Подвижность, общительный нрав и высокий интеллект делают афалину желанным гостем в океанариумах - цирках для морских зверей. Она довольно легко переносит неволю, очень хорошо поддается дрессировке, обучается всяческим трюкам: по сигналу вылетает из воды, находит и приносит предметы, берет рыбу из рук.
1. О каких видах дельфинов автор рассказывает в тексте? ___________________
2. Как в тексте объясняется значение слова «океанариум»? ___________________
3. Где обитают дельфины-белобочки? ___________________
4. Какое слово в тексте помогает понять, что дельфинам-белобочкам очень нравится плавать в море? Выпиши это слово. ___________________
5. Чем питаются дельфины? ___________________
6, Подумай, почему афалину считают дельфином-интеллектуалом? ___________________
7. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.
__ Дельфины-белобочки.
__ Желанные гости в цирке.
__ Вокальный репертуар афалин.
__ Дельфины-афалины.
8. Чем похожи и не похожи дельфины-белобочки и афалины? Приведи по два примера сходства и отличий. Используй информацию из прочитанного текста.
Сходства: _________________
Отличия:__________________
Как понять, что афалины ссорятся со своими сородичами? ___________________
10. Афалины при затруднениях оказывают посильную помощь друг другу. Выпиши из прочитанного текста слова-действия афалин. ___________________
11. Расположи данные признаки в таблицу:
Подвижные, медлительные, высокий интеллект, общительные, замкнутые, агрессивные.
Из текста можно понять, что об этих признаках идет речь. |
Из текста можно понять, что об этих признаках не идет речь. |
12. Какую информацию ты не узнал, если бы в тексте не было последнего абзаца?
13. Если тебе нужно получить достоверные, научные сведения о ближайших родственниках дельфинов, к какой книге ты обратишься? (Выбери два варианта ответа)
1) энциклопедия
2) справочник
3) сборник художественных рассказов о животных
4) словарь