Суффикс – значимая часть слова

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: суффикс


Тема высказываний: «Любимые сладости» (подбор иллюстраций, тема высказывания скрыта пока)

Цели урока.

  • Познавательные: систематизировать знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове.
  • Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в словах разных частей речи и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

- Какой раздел науки о языке называется «морфемика»?

- Какие морфемы вы знаете?

Почему корень - важная часть слова?

Для чего служит окончание?

С помощью чего образуются новые слова?

3. Повторение

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1

Найдите схемы, в которых допущены ошибки. Подтвердите ответ примерами

  • От+ъ
  • При+ъ
  • Под+ъ
  • Про+ъ

Карточка 2

Найдите слово, которое нельзя причислить к группе слов с корнем сов-.

Умные совята -
Совета у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.

Карточка 3

Из каждого ряда слов выпишите только однокоренные слова:

  • Горе, горький, гористый, горчить, пригорюнился, городской, пригорок, горемыка, пригореть, горбиться.
  • Дорога, дорожный, дорогой, подорожник, дороговизна, дорожить, дорогуша.

Работа с классом.

Спишите предложение, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

Ш.коладка «Ш.к» - истинное насл.ждение.

Разбор №4 устно.

Наслаждаться - испытывать удовольствие, сладость (перен.).

Образуйте форму слова?

  • 1 вариант - сладость
  • 2 вариант - наслаждаюсь

Изменяя форму слова, мы изменяем…

Подберите однокоренные слова к слову наслаждаться (сладкий, наслаждение, сладостный, сладость, сладкоежка).

К каким частям речи относятся эти слова? Разберите их по составу.

С помощью какой морфемы образованы эти слова различных частей речи?

Делается вывод, что суффиксы образуют однокоренные слова различных частей речи.

Сформулируйте и запишите тему урока. («Суффикс - значимая часть слова»).

Сегодняшний урок мы начали со «сладких» слов, поэтому и тема наших высказываний сегодня, как вы догадались, «Любимые сладости».
И мне хотелось бы, чтобы вы сегодня от нашего урока тоже получили наслаждение.

А какие у вас любимые сладости?

Ученики называют, а учитель открывает слайд, на которой перечислены разные сладости: мармелад, конфеты, шоколад, желе, какао, монпансье, зефир, карамель, печенье, вафли.

Из названных назовите те, корень которых равен основе. Какие это существительные? (несклоняемые)

4. Объяснение нового

Запись предложения. Работа с суффиксом -тель.

Дети - любители сладостей.
Выделяем в данном предложении слово любители и выясняем, как оно образовано.

Данное слово образовано от основы слова любить и с помощью суффикса -тель, который образует названия по роду их занятий, по характерному для него действию, по профессии (учитель, наблюдатель): люби + тель= любитель. Названия лиц по роду их занятий образуется не только с помощью суф -тель, но и с помощью суф -ист, -чик, -щик, -ник, арь и др. пекарь.

Значение суффикса определяется в слове. Так, -тель может обозначать орудия действия , н-р , выключатель, но об этом на другом уроке.

Фильм…Немного из истории.

Какой, ребята, бывает шоколад?

Молочный - молоко, сливочный - сливки, сладкий - сладость, вкусный -в кус, пористый

Работа с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

А какую конфетку вам захочется съесть: сладкую или сладенькую? А почему?

Суффикс и еньк- уменьшительно-ласкательные суффиксы. Использование суффикса -еньк превращает слово, которое ласкает слух, т.к. согласных в этом слове больше мягких. Подберите к сущ. конфетка прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк.

Конфетка - сладенькая, вкусненькая, шоколадненькая, малюсенькая.

Ребята, а если бы у нас была очень большая конфета, то как бы мы её назвали? Какой суффикс нам понадобится?

- ИЩ При помощи этого суффикса обозначаются увеличительные оттенки существительных.

Конфетища (обратите внимание на окончание -а, т.к. это сущ. Ж.р., в сущ. М.и. ср.р.-Е)

Групповая работа учащихся

Ребята, а сталкиваетесь ли вы с тем, что не хочется пробовать какие-то новые для вас конфеты? А почему? (возможные варианты ответов: непривлекательный фантик, непонятное название…).

Упаковка - одно из немногих рекламных средств, которые привлекают покупателя. Она даёт информацию о товаре и одновременно выделяет его из массы похожих товаров.

Часто названия конфет помогает предположить вкус. Например, конфеты «Клубника со сливками» обещает нам вкус именно клубники со сливками, название конфет «Лесная лакомка», дополненное рисунком лесных орехов, позволяет предположить наличие в них орешек. И таких названий можно привести много.

Задание. Проанализируйте названия тех конфет, которые вам и предложены, и сделайте вывод: почему вас привлекает то или иное название.

Выводы: стр. 150.

А теперь внимание на экран.

Картина Ильи Машкова. «Снедь московская. Хлебы». Д

Жизнь в этой картине более чем активная: связки баранок вот-вот упадут с полки, крендель «делает колесо», из-за занавески стыдливо выглядывает лепешка, аппетитные булочки. Это изобилие… снеди, а ведь по-другому и не скажешь, разламывается, откусывается, растаивает, рассыпается, проминается, или режется. Это вкусно!

Задание классу.

Игра «Ловушка».

Запишите слова. В каждом ли слове есть суффикс? Выделите суффиксы.

Булочка, *пончик, калачик, сиропчик, зефирчик, пирожок, *бублик, бубличек, сухарик, конфеты Ласточка», *«Ромашка». Д

А знаете ли вы, что во многие сладости делают с добавлением мёда?

Выборочный диктант. Выписать слова, в которых есть суффиксы, выделить их.

Пчёлки на разведках.

Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В прошлогодней травке проглядывали ярко-зелёные стебельки. На деревьях раскрывались почки и выпускали молоденькие листочки.

Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подружек. Видят пчёлки, что солнышко светит ярко. Выбрались они из улья и по-летели к яблоньке:

- Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для голодных пчёлок? Мы целую зиму голодали!

- Нет, - говорит им яблонька. - Вы прилетели слишком рано.

Полетели пчёлки к вишне:

- Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?

- Наведайтесь, милочки, завтра, - отвечает им вишня. - Сегодня ещё нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада вам.

Печальные и голодные пчёлки хотели уже дальше лететь, как увидели под кустиком скромный синий цветочек - это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и пахучего сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой - веселёшеньки.

ДЗ.

Дз на выбор учащихся. Работу выполняем на карточке.

1. Предложите свои названия любым 7 сладостям. Можете придумать упаковку. Названия должны содержать суффиксы. Выделите их.

2. Тв.р. Представьте себе, что вы занимаетесь продвижением товара. Вы маркетолог. Что вы сделаете для того, чтобы ваши товар пользовался успехом. Напишите.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2