Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.
Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.
Задачи:
- воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;
- формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения - дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;
- повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;
Ход занятия
Введение тему
Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце», «Доброе слово, что ясный день», «Жизнь дана на добрые дела», «Добрый человек придёт, словно свету принесёт», «Добрый человек лучше каменного моста».
- Вы уже догадались, какая тема классного часа?
- На этом занятии мы с вами вспомним, что такое добро и с какими качествами оно связано. Узнаем о том, что доброта является одним из самых важных качеств личности, потому что несёт окружающим тепло, внимание и заботу.
1. Этап
- У вас было домашнее задание нарисовать героя из художественного произведения, на кого вы хотели бы быть похожими.
- Расскажите, почему именно с этого героя вы хотите брать пример?
(рассуждения детей)
- Какое качество присутствует у каждого вами, выбранного героя? (доброта)
2. Этап
Стихотворение «Что такое доброта?» (Бахутова)
Что такое доброта?
Эта тема не проста.
Это мамина улыбка
Это песенка кота.
Что такое доброта?
Это солнца теплота,
Это праздник для цветка,
Это радость и веселье
Для горластого цветка.
Что такое доброта?
Это жизни красота,
Это речки быстрый бег,
Это добрый человек!
3. Этап
- А как вы думаете, легко ли быть добрым? (высказывания детей)
- Послушайте притчу и подумайте хорошенько, как ответить на данный вопрос.
В одной далёкой восточной стране когда-то жил всемогущий шах, который очень любил птиц. Однажды он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит награду.
Услыхав об этом, мальчишки наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились клетками с птицами.
Увидев это, придворный мудрец спросил у правителя:
- Зачем столько птиц?
Шах ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю птиц от смерти. Больше их не убивают, а приносят их мне живыми. Да и жить им во дворце в сытости, тепле и заботе, наверное, будет приятнее, чем на улице.
- А кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - удивился правитель.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, - признался шах.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот птичек, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорчённый правитель.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.
- Какими еще качествами должен обладать человек, чтобы делать добро?
У детского писателя Александра Волкова есть замечательная сказка «Волшебник Изумрудного города».
- О чём рассказывается в этой сказке? (В ней рассказывается о путешествии девочки Элли, которой нужно было попасть к всемогущему волшебнику Гудвину. Волшебник, который жил в Изумрудном городе, должен был помочь Элли вернуться домой.
По пути в Изумрудный город девочка находит себе верных друзей: соломенное чучело - Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва, которые тоже отважились пойти к Гудвину, чтобы попросить у него ум, доброе сердце и смелость.)
- Что же из этого следует?
А то, что для любого из нас, точно так же, как и для сказочных героев, очень важно сочетание этих качеств, так как одно помогает проявиться другому.
Доброта является одним из самых важных качеств личности, потому что несёт окружающим тепло, внимание и заботу. Доброта призвана объединять людей и помогать им в трудных жизненных ситуациях. Стремление к добру способствует появлению у человека уверенности в том, что он многое может, даёт возможность творить добро и не бояться зла.
- Делать добро и быть добрым человеком - это просто?
4. Этап
Стихотворение. (Гизиков)
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от голода согреет,
Если доброта на солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
4. Этап
- Напомните тему классного часа? («Добрым жить на свете веселей»)
- Как вы это понимаете?
Инсценировка русской народной сказки «Белка и волк».
Ведущий: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть.
Волк: Ах ты, негодница, сейчас я тебя съем!
Белка: Отпусти меня!
Волк: Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, от чего вы, белки, так веселы! Мне всегда скучно, а вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка: Пусти меня прежде на дерево, я от туда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк: Хорошо, иди.
Белка: (ускакала на дерево) Тебе от того скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А нам весело оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Вывод: Ребята как вы считаете, кому на свете жить веселее? Почему?
Итог занятия
- Каждый день делайте добрые дела;
- Учитесь не только говорить, но и слушать (будьте внимательными к окружающим: может быть, кто-то нуждается в вашей помощи, поддержке, сочувствии);
- Не хвастайтесь - хорошее дело само за себя говорит;
- Радуйтесь успехам своих друзей;
- Живите и поступайте так, чтобы окружающим вас людям было приятно и радостно.