Цели урока: развитие речевых и читательских умений.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с произведениями М.Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.
- работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
- расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
- воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг М.М.Пришвина, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», индивидуальные карточки с алфавитом, раздаточный материал - таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, презентация.
Ход урока
1. Оргмомент
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас,
Мы соткём из ниточек урок
Он знакомства нашего исток,
а исток начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел,
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
2. Повторение. Проверка домашнего задания
1) На доске: портрет М.М.Пришвина обратной стороной к классу, список имён великих русских писателей и названия некоторых произведений М.М.Пришвина.
Задание: вспомнить и назвать имя автора этих произведений.
А.С.Пушкин
|
Лисичкин хлеб.
|
- Прочитайте имена великих русских писателей. Кому из этих писателей принадлежат эти произведения?
Обратите внимание на выставку книг для дополнительного чтения М.М.Пришвина, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.
2) Игра «Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: вспомнить прочитанные дома произведения.
На доске:
Рыбе - вода
|
Зверю - лес,
|
Человеку - Родина. |
- Из какого произведения взяты эти строки?
3) Работа по домашнему заданию: Пришвин «Моя Родина».
- Откройте учебник на стр.142
- Найдите в тексте и прочитайте предложения, слова из которого вы услышите.
… вставала рано … |
… чаем с молоком … |
… решило мою жизнь … |
- Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? (Он начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой чаю)
- Куда уходил автор после чаю? (После чаю я уходил на охоту)
- Найдите и прочитайте, в чем заключалась «охота» писателя? (В находках)
- Что писатель называет «кладовой солнца»? (Природу, с великими сокровищами жизни)
- Прочитайте, какие «сокровища жизни» надо охранять?
Ожидаемый ответ: Охранять природу - значит охранять Родину.
- Как вы понимаете эти слова М.М.Пришвина?
Мнения детей формируются на основании их ответов на поставленные выше вопросы.
3. Работа над новым материалом
1) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина. Положите перед собой алфавит. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа.
3 |
29 |
19 |
12 |
16 |
25 |
12 |
1 |
в |
ы |
с |
к |
о |
ч |
к |
а |
- Назовите тему нашего урока
- Что обозначает слово выскочка?
Ожидаемые ответы:Дети высказывают различные точки зрения в соответствии со своими знаниями. В итоге выступает ребёнок-информатор, подготовившийся дома по словарю Сергея Ивановича Ожегова: Выскочка - человек, который, выдвигая себя, стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное положение в обществе.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.145 (изображение сороки).
- О ком будет рассказ?
- Кого автор назвал Выскочкой?
Ожидаемый ответ: строится только на основании догадки в соответствии с иллюстрацией на доске. Текста дети ещё не слышали. (а вот и проверим, совпадут ли ваши предположения)
2) Работа над текстом.
2, 3 части читают подготовленные во внеурочное время дети.
1 часть читает учитель.
Размышление над прочитанным по вопросам.
- Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?
- Какой эпизод вас больше всего взволновал?
- Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Выскочкой?
- Что вы о ней знаете?
3) Работа с каждой частью по отдельности.
Физминутка
1-я часть. Жужжащее чтение. (до слов Дело было поздней осенью... 3 абзаца)
Задание: Подчеркнуть непонятные слова.
Размышление над прочитанным по вопросам.
- Где происходит действие?
- О ком рассказывает автор?
- Найдите и прочитайте, как автор описывает Выскочку?
- Что интересного заметил автор в поведении собаки?
Работа над лексическим значением слов:
Полено - кусок распиленного дерева.
- Какие художественные средства использует автор в описании Вьюшки?
- Какой была Вьюшка?
- Какую картину можно нарисовать к этой части?
- Как можно озаглавить 1 часть?
Ожидаемый ответ: Веселая собачка Вьюшка.
На доске записываются названия частей, из которых в итоге складывается план произведения.
План.
- Веселая собачка Вьюшка.
2-я часть. Чтение способом «Цепочкой».
Дети читают текст поочерёдно по одному предложению.
- Когда происходили события?
- Какое событие главное в этой части?
- Найдите непонятные слова. Работа над лексическим значением слов:
Выводок - птенцы, живущие с матерью.
Дýром - по-глупому, бестолково.
- Почему сорока так поступила?
- Что думает автор о сороке?
- Что говорит автор о других сороках?
- Как вела себя Выскочка?
- Найдите и прочитайте разговор сорок.
Озаглавьте 2 часть предложением из текста.
Ожидаемый ответ: Выскочка поскакала дýром.
На доске записываются названия 2-й части.
План.
- Веселая собачка Вьюшка.
- Выскочка поскакала дýром.
3-я часть. Чтение «Спринт».
- Настоящий читатель не тот, кто читает, а тот, кто вдумчиво и внимательно перечитывает рассказ. Мы раньше уже выполняли это задание. Читаем и считаем слова за 1 минуту. Будьте внимательны к слову, следите за ударением.
- Кто прочитает больше, чем в прошлый раз, запишите свои результаты.
На доске вопросы. На них отвечают те, кто уже выполнил задание по чтению.
- Чем закончилось наступление Выскочки?
- Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.
Со слов учащихся учитель записывает на доске: улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль.
- Какой частью речи являются записанные на доске слова?
Ожидаемый ответ: это глаголы.
Озаглавьте эту часть предложением из текста.
Ожидаемый ответ: Сорока без хвоста.
На доске записываются названия всех частей рассказа.
План.
- Веселая собачка Вьюшка.
- Выскочка поскакала дýром.
- Сорока без хвоста.
Физминутка
- Встаньте, выйдите из-за парт.
Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.
Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью. (да)
Опустите руки, если было семь сорок. (да)
Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость. (нет)
Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах. (да)
Тест на ноутбуке (работа в парах)
5. Итог урока
Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?
- Написав рассказ «Выскочка» М.М.Пришвин хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
Ответы детей.
6. Рефлексия
слайд
7. Домашнее задание
Пересказ подробный. Выставить отметки.