Слайд 1 Литературная гостиная «Пушкинские дороги»
Слайд 2 (цель мастер-класса)
Цель мастер-класса - вспомнить некоторые приёмы применения технологий на уроках и придумать, как можно осуществить наиболее приемлемый метод для формирования навыков критического мышления, проблемного обучения и игровой деятельности на примере урока «Литературная гостиная «Пушкинские дороги». УМК «Школа России». 3 класс.
Современные образовательные технологии обеспечивают включение в образовательный процесс специально организованную деятельность учащихся.
Технология развития критического мышления позволяет проводить урок в режиме повышенного уровня работоспособности, а усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.
Вызов, осмысление и рефлексия - базовая модель ТРКМ - и соответствует этапам человеческого восприятия:
- сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно, т.е. активизировать ранее полученные знания, пробудить интерес, определить цель изучения предстоящего материала,
- затем осмысленно познакомиться с новой информацией, соотнести её с уже известным материалом, систематизировать,
- потом подумать, для чего ему нужны эти знания, где их можно применить.
Слайд 3 (видео с переключением слайдов на экране -ученица-ведущая)
1. Организационный настрой
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Сядьте удобнее, смотрите и слушайте!
2. Вступление в тему. Памяти Пушкина
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!
- Александр Сергеевич Пушкин! Когда и где каждый из нас услышал это имя?!
Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?
Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы?
Имя Пушкина приходит к нам в раннем детстве. Стихи и сказки его становятся нам ближе, дороже, нужнее.
Сегодня мы вместе пройдём дорогами его жизни, познакомимся с некоторыми страницами его биографии.
3. Дороги детства
А начиналось все так же, как и у всех, с дороги детства.
Слайд 4 (видео) (с переключением слайдов на экране)
- Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- Не гаснул долго огонек
В уютной няниной избушке.
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка, как клубок.
Няня (обращается к мальчику, сидящему за столом):
- Напиши, дружочек, батюшке моему, Александру Сергеевичу.
Слайд 5-7 (письмо няне)
Приём «Мысли с остановками»
- Как вы думаете, о чём няня напишет Пушкину? (1 часть)
- Как вы думаете, о чём дальше напишет? (2 часть)
- Подтвердились ли ваши предположения?
Слайд 8 (дом в Михайловском)
До 12 лет Саша воспитывался дома. В детстве Пушкин говорил по-русски хуже, чем на французском языке.
Слайд 9 (няня рассказывает сказку)
Его первым учителем русского языка была бабушка Мария Алексеевна. Она была превосходной сказительницей интересных историй, любила их рассказывать, а Саша с удовольствием их слушал.
Слайд 10 (Вспомним сказку)
Технология игровой деятельности
Приём «Знатоки сказок»
Чтение, пантомима или инсценирование одного отрывка из сказки Пушкина, по иллюстрации дети узнают и называют сказку.
Слайд 11 (фото с урока)
Слайд 12
Технология критического мышления
Приём «Синквейн» (5 строк) фото
- Сказки
- Поучительные, интересные (гениальные, добрые)
- Рассказываем, инсценируем, осмысливаем
- Сказка - ложь, да в ней намёк… (Что за прелесть - эти сказки!)
- Выдумка! (Фантазия!)
Слайд 13 (Технология критического мышления. Приём «Выбери нужное»)
4. Дороги отрочества и юности
Юность поэта прошла в Петербурге.
Дороги юности |
19 октября 1811 года
|
в ………………, |
Царском Селе
|
в летней резиденции императора, открывался ……………………… -
|
Школа
|
Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина, Сергей Львович, решил отдать туда своего старшего сына. Он добился, чтобы …… был записан среди 30 претендентов в кандидаты на обучение. |
Сергей
|
Счастливый день! Экзамен сдан!
Слайд 14 (Экзамен сдан!)
Слайд 15 (мы наблюдаем использование
Приём «Знакомство в группе» (фото с урока)
Лицеисты сели за парты и стали одноклассниками. Четыре мальчика особенно подружились.
Ребята, получив предварительное задание - найти информацию из источников, вкратце рассказали о возрасте, прозвищах, привычках и чертах характера лицеистов.
Слайд 16 (фото с урока)
Технология Игровой деятельности
Приём «Сценка»
Во время учёбы в Лицее у Пушкина были проблемы с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и, молча, писал. Преподаватель Карцов посадил Пушкина на место и велел ему писать свои стихи.
И Пушкин писал …стихи, поэмы, сказки…
Слайд 17-18
Технологии критического мышления и проблемного обучения
Приёмы «Кластер» и «Диаманта»
В прошлом учебном году мы познакомились со «Сказкой о золотой рыбке».
И с целью повторения я предложила ребятам разгадать «Кластер» и написать диаманту.
Приём «Кластер»
Корыто
сеть
рыбка
желание
Приём «Диаманта» (форма из 7 строк) (строки «деформированы»)
1 |
тема (1 сущ.) |
Старуха |
2 |
определение (2 прил.) |
Злая, жадная |
3 |
действие (3 глагола) |
Бранится, капризничает, издевается |
4 |
ассоциации (4 сущ.) |
Корыто, сеть, рыбка. желание |
5 |
Действие (3 глагола или причастия) |
Поймал, отпустил, просит |
6 |
Определение (2 прилагательных) |
Добрый, послушный |
7 |
Тема (сущ., противоположное по смыслу) |
Старик |
Вы подумали и придумали ещё кластер с установлением взаимосвязей
Слайд 19
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать»
5. Рефлексия
- Что вы узнали сегодня? (О детских и юношеских годах А.С. Пушкина, о Лицее, …)
- Что повторили? (некоторые сведения из биографии Александра Сергеевича, сказку Пушкина)
- Что закрепили? (умение выразительно читать, внимательно слушать, составлять синквейн, диаманту)
- Что развивали? (развивали творческие способности)
- Что хотите ещё узнать? (о друзьях Пушкина, перечитать все его сказки, выучить много стихов, …)
6. Домашнее задание
И вам обязательно захочется рассказать о сегодняшней гостиной и выполнить домашнее задание
Слайд 20 (домашнее задание)
Предлагаю использовать
Приём «Кубик Блума»
На 6 гранях кубика слова
Почему… |
Саша в детстве говорил на французском языке лучше , чем на русском |
Предположи…. |
Что ты - лицеист |
Объясни… |
|
Придумай …. |
Диаманту или синквейн на определённую тему |
Выучи… |
Полное название сказки о царе Салтане |
Поделись… |
С родителями информацией, которую запомнил и усвоил |
Каждый вместе со мной рассуждал и мыслил.
- Мышление можно назвать критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Каждый участник сам решал, как он будет читать роль или отвечать на вопросы.
- Информация с урока была отправным, а не конечным пунктом мышления. Сложные понятия воспринимаются и удерживают в памяти самые разнообразные сведения.
- Критическое мышление на данном уроке началось с постановки вопроса (Когда и где каждый из нас услышал это имя) и продолжилось стремлением узнать новое
- Критическое мышление есть мышление социальное. На уроках знакомства с биографией авторов будущего изучаемого раздела я стараюсь использовать виды парной и групповой деятельности.
Слайд 21 (Храните, о друзья, …)
- Уважаемые коллеги. Сегодня у нас мастер-класс - праздник Пушкина.
По окончании Лицея Пушкина ждали другие дороги, трудные и печальные дороги зрелости. Но, расставаясь с друзьями, он желал им только счастья в новой для них жизни.
В конце моего выступления приятно сказать в адрес коллег добрые слова - Вы внимательные, благодарные, послушные, интересные собеседники и слушатели.
Слайд 22 (Благодарим за внимание)