Цель: закрепить полученные знания детей о комнатных растениях, как о живых организмах.
Задачи:
- Расширить знания детей о комнатных растениях.
- Закрепить представление о том, что растение - это живые существа.
- Закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части (корень, стебель, лист, цветок), используя модели.
- Познакомить детей с новым комнатным растением - бегония, отмечая её характерные особенности.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять, делать выводы.
- Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями, относится к ним с любовью и нежностью.
Словарь: бегония, сухая и мокрая земля, влага.
Материал и оборудование: для детей: горшок с сухой землёй и мокрой, влажные салфетки, таз с водой, тряпочки для протирания листьев, схемы-модели: стебель, корень, лист, цветок; лейка с водой.
Методические приёмы:
- игровой - использование сюрпризных моментов.
- наглядный - использование комнатных растений, карточек.
- словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщение.
Ход занятия
Загадываю загадку о комнатных растениях:
«Воздух очищают, создают уют
На окнах зеленеют
И зимой цветут».
- Что это такое?
(ответы детей: комнатные растения)
- А почему эти растения называют комнатными?
(Потому что они растут в комнатах, в жилых помещениях)
- Для чего нужны комнатные растения?
(Очищают воздух, создают вокруг нас красоту)
- Комнатные растения - это наши друзья. Ребята, а почему их называют друзьями. (Они нам помогают)
- Правильно.
Игровой сюрпризный момент.
В гости к детям приходит Лунтик.
Лунтик: Здравствуйте ребята, я пришел к вам в гости и принес вам в подарок красивый цветок? Это бегония!
В: Здравствуй Лунтик. Ты прав это Бегония. Давайте дети повторим с вами, как называется цветок (дети повторяют)
В: Давайте рассмотрим бегонию.
Это растение имеет стебель (модель стебля), листья (модель листок), корень (модель корень), цветок (модель цветок), (сопровождаю показом изображения на цветке дети описывают весь показ).
Листья у бегонии округлой формы тёмно-зелёного цвета, цветок желтого цвета как-будто коробочка. Бегония любит высокую влажность воздуха, но не терпит опрыскивания, потому что при попадании влаги на листья появляются коричневые пятна. Много поливать это растение нельзя, потому что может загнить. Это растение любит яркое освещение, но с обязательной защитой от солнечных лучей. Для того, чтобы этот цветок хорошо рос, его нужно периодически поворачивать на окнах. Весной и летом полив должен быть обильный, но не заливать, т.к. бегония не любит застоя воды, но и пересыхания земли не терпит. Как и все комнатные растения, бегонию поливают только отстоявшейся водой.
В: Не обычный цветок, правда. Вот мы и познакомились с новым комнатным растением.
(Ставлю бегонию на стол рядом с геранью)
В: Ребята, давайте поставим бегонию к другим цветам. Вот сюда.
Давайте познакомим Лунтика с новым соседом бегонии. Кто помнит как называется этот цветок (ответы детей: герань)
А пока наши цветы приветствуют друг друга, приглашаю вас на физминутку «Цветы».
Динамическая пауза
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка -
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
(дети выполняют действия согласно тексту)
(После проведения физмин, приглашаю детей подойти к уголку природы)
В: Ребята вернемся к нашим цветам и еще раз вспомним, как они называются (бегония и герань)
В: Что есть у каждого растения?
(Дети называют (корень стебель, листья) показываю изображение частей растений на карточках.)
В: Как вы думаете, чем отличаются комнатные растения друг от друга? (формой листьев, у одних есть цветы- у других нет)
В: Ребята посмотрите, мне кажется, что герань грустит. Что же могло случится? (предположения детей)
В: Герань просит нас о помощи. Но как узнать, нужно ли растение поливать? (нужно потрогать землю).
В: Давайте аккуратно потрогаем землю в кашпо с геранью, какая она на ощупь, мокрая земля?
(мокрая, влажная)
Показать карточки-модели с изображением глаза (посмотреть) и с изображением руки (потрогать).
В: Давайте сначала посмотрим (показываю изображение глаза) на кашпо с геранью как вы думаете земля мокрая или сухая? (Дети высказываются)
В: А теперь давайте потрогаем, правильно мы увидели?
Земля сухая, что нужно сделать, чтобы помочь Герани?
(полить) (Поливаю растение и выставляю карточку)
В: Посмотрите, наш цветок ожил.
В: Ребята давайте научим Лунтика ухаживать за цветами. Что нужно делать с листиками? (протереть их) Давайте мы с вами их будем протирать, покажем Лунтику? (дети протирают листики) Зачем мы с вами протираем листья? (убираем пыль, чтобы листья было легко дышать)
В: Что еще нужно делать для заботы за цветком.
(рыхлить землю, поливать, протирать листья, опрыскивать) (Выставляются модели)
В: Лунтик теперь ты знаешь, как нужно заботиться о цветах. Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе. Ребята давайте Лунтику подарим цветок Герань.
Лунтик: как замечательно, у меня будит дома цветок, я буду о нем заботится.
Игра: Найди пару. Воспитатель раздает цветки разного цвета. Дети находят пару по цвету цветка по сигналу воспитателя (хлопает в ладоши)
Рефлексия
В: Понравилось вам с Лунтикам помогать растениям?
В: Что понравилась больше всего?
В: Давайте попрощаемся с Лунтикам скажем ему, до свидания. (И пойдем в группу).