Совместный досуг с детьми и родителями подготовительной к школе группы на тему «Человека украшает скромность» в рамках фестиваля «Духовные притчи»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, скромность


Цель: формировать у детей и родителей ценностные представления о нравственных качествах.

Задачи:

  • закреплять у детей понятие о нравственном качестве скромность;
  • приучать детей к формам нравственного поведения;
  • развивать творческие способности детей средствами театрализованной деятельности;
  • воспитывать у детей качества доброты, скромности;
  • показать родителям значимость воспитания у детей нравственного качества скромность;
  • сплотить детей и родителей;
  • создать у детей и родителей предпраздничное настроение ожидания Нового года и Рождества Христова.

Ход мероприятия

Звучит песня «Доброта» [minus] музыка И.Лученок.

Дети сидят вместе с родителями в зале.

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые гости, родители, дети! Мы рады приветствовать вас в нашем зале! Наша встреча проходит в рамках муниципального фестиваля «Духовные притчи». Притчи - это краткие поучительные рассказы или сказки. Читая их, невольно начинаешь задумываться и размышлять о таких духовно-нравственных ценностях и качествах как любовь, доброта, щедрость, милосердие, трудолюбие, послушание и др. И сегодня театрализованная постановка наших маленьких артистов по сказке-притче посвящена нравственному качеству скромность.

Что же такое скромность? (Возможно вопрос залу) Это простота в обращении, критическое отношение к себе, уважение к другим, нежелание подчёркивать свои заслуги. Скромность - потребность не привлекать к себе внимание. Скромный человек сдержан в обнаружении своих достоинств и заслуг, для него важно совершить добро, а не рассказывать о нем всем вокруг.

Русский народ сложил много пословиц и поговорок об этом добром качестве:

  • Великого человека украшает скромность.
  • Гордость ведёт к поражению, а скромность вознаграждается.
  • Живи тихо - не увидишь лиха.
  • Любому молодцу скромность к лицу.
  • Не задирай носу - споткнёшься.
  • Человека украшает скромность, а не дорогое одеяние.

Обращение к детям. Ребята, а вы знаете, как ведут себя скромные дети? Ответить на этот вопрос нам поможет ирга «Правильно - неправильно». Выберем поступки скромных детей, если правильно - хлопайте в ладоши, если нет - сидите тихо, а мамы и папы помогут вам выбрать правильный ответ.

Скромный ребенок:

  • не кричит, если ему не могут купить то, что он хочет, терпеливо ожидает;
  • капризничает, когда что-то не получается,
  • внимательно слушает, если нужно, спрашивает разрешения,
  • в разговоре перебивает взрослого,
  • не берёт без спроса чужие вещи, игрушки,
  • хвастается новыми игрушками, одеждой, конфетами,
  • не кричит, когда рядом другие люди,
  • внимателен к старшим, не обижает младших детей.

Ведущий. Молодцы, ребята! А сейчас, внимательно посмотрим сказку-притчу, в которой мы увидим яркий и точный пример того, как ведут себя скромные и, наоборот, хвастливые…, какая награда бывает за скромность и к чему приводит хвастовство.

Театрализованное представление сказки «Три дерева»

Показ сказки и дальнейшее пение песни сопровождается фоновым показом презентации (Приложение 1)

Действующие лица

  • Ведущий (взрослый)
  • Пальма
  • Маслина
  • Ёлка
  • Звёздочки

Ведущий. Это случилось в те далёкие времена, когда родился Божественный Младенец. Обрадовались его рождению не только люди, звери и птицы, но и цветы, трава и даже деревья! И все в эту торжественную ночь несли младенцу дары. Но больше всех повезло трём деревьям, что росли прямо у входа в пещеру, где спал Младенец. Эти три дерева были...

Герои выходят по очереди

Пальма. Стройная Пальма!

Маслина. Прекрасная пахучая Маслина!

Ёлка. И скромная зелёная Ёлка.

Ведущий. И если прислушаться, то в шелесте их ветвей можно было услышать слова.

Вот Пальма склонилась к прекрасной Маслине

Пальма.

Пойдём же и мы на поклон вместе сними!

Ёлка (робко).

Постойте, мои дорогие сестрицы,
Я тоже Младенцу хочу поклониться

Пальма (презрительно).

Куда тебе с нами, колючая Ёлка?
Что есть у тебя? Лишь смола до иголки!

Маслина (хвастаясь).

Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:
Душистое масло храню я внутри!
Младенцу дарую я свой аромат -
(Показывает залу красивый сосуд)
И будет он счастлив, и будет он рад!

Пальма (тоже хвастаясь).

Да, ёлки Святому Младенцу не надо!
А я подарю ему листьев прохладу!
Его я собою от зноя укрою -
И будет он спать в тишине и покое!

Ёлка (грустно).

О да! Я согласна! Вы правы сестрицы:
Не в силах дарами я с вами сравниться!

Закрывает глаза руками-веточками и плачет.

Ведущий. Но этот разговор услышал Ангел. Ангелы же понимают разговор деревьев. Он видел гордость Пальмы и Маслины и скромность Ёлки; ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей.

Ангел.

Явился я к вам разрешить этот спор.
Да будешь ты лучше хвастливых сестёр!
(Торжественно провозглашает, обращаясь к Ёлке.)
За скромность твою я тебя возвеличу,
И будет отныне прекрасный обычай:
Игрушками Ёлку зимой украшать
И этим Рожденье Иисуса встречать!..

Ведущий. Ангел взмахнул своими белыми крыльями, и в тот же миг все звезды, что светили в ту ночь на небе необыкновенным светом, рассыпались по ветвям нашей Ёлки!

Танцуют Звёздочки под спокойную музыку, которые «превращают» Ёлку в рождественское дерево, украшенное звёздами.

Герои берутся за руки, выходят все дети группы и вместе поют детскую песню «Ёлка в Рождество».

Дети садятся на свои места. Ведущий проводит беседу с воспитанниками по сказке «Три дерева»:

-Какое плохое качество проявили Пальма и Маслина? (Хвастливость, гордость).

- Чем они хвастались? (Тем, что они лучше Ёлочки, что только они могут быть полезными Младенцу Христу).

- Какое хорошее качество проявила Ёлочка? (Скромность, мирный характер).

- Как вела себя скромная Ёлочка? (Она не спорила, не хвалилась, не говорила о своих достоинствах)

- Что ответила Ёлочка Пальме и Маслине? (Не в силах я с вами дарами сравниться).

- Какую награду получила Ёлочка за свою скромность? (Ангел сказал, что Ёлочка отныне будет украшением на празднике Рождество Христово).

- А какими бываем мы: не хвастаемся ли перед друзьями игрушками, конфетами? (Ответы детей)

- Если вдруг мы случайно похвастаемся, что следует немедленно сделать, чтобы не превратиться в хвастуна? (Перестать хвалиться, стараться больше так не делать, поделиться игрушками, конфетами).

- Правильно, молодцы! Нужно бороться со своими плохими качествами, стремиться быть скромным, не хвастаться, не спорить, не гордиться!

Ведущий. Сказки-притчи всегда заставляют нас задуматься о своих поступках: соответствуют ли они тем правилам жизни, которые даёт нам Бог. Среди таких нравственных качеств как доброта, милосердие, щедрость, трудолюбие, доброе качество скромность не стоит на первых сточках, но она не менее важна для человека. В Библии мы можем встретить немало высказываний о скромности, смирении. Вот одна из них: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». И сегодня, уважаемые родители, гости, в преддверии Нового года и Рождества Христова мы хотим подарить вам небольшие подарки - календари с высказываниями о скромности и смирении из Библии и святоотеческой литературы (Приложение 2). А детей мы угощаем яблоками.

Звучит песня «Доброта» [minus] музыка И.Лученок.

Вручение календарей. Угощение детей.

Ведущий: Закончить нашу встречу хочется следующими словами из стихотворения Федора Глинки:

Если хочешь жить легко
И быть к Богу близко,
Держи сердце высоко,
А голову - низко!

Использованные материалы

  1. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования. (Из опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений Московской области по программе «Добрый мир»). / Редактор-составитель Л.Л. Шевченко - М.:Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015.
  2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.
  3. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Устроение добрых отношений в мире. Хорошо - плохо. - М.: Издательство «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», 2014.
  4. Шевченко Л.Л. Духовно-нравственная культура. Духовная азбука. Словарь учителя и школьника. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.
  5. Щербинина Ю.В. Сценарии спектаклей к православным праздникам для дошкольников и младших школьников. - М.: Центр педагогического образования, 2015.
  6. Добрый мир. Православная культура для малышей. СД-диск. Музыкальное сопровождение занятий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.