Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по программе "Школа России". Тема: «Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь №1"»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России»


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цели урока: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способностей детей; развитие коммуникативных навыков.

Задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Поэтическая тетрадь № 1», закрепить их на практике;
  • развивать речь, обогащать словарный запас; развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей;
  • формировать уважение к поэтам ХIХ века, к языку и умению грамотно выражать свои мысли; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей; воспитывать доброту, человеколюбие, нравственный самоконтроль.

Планируемые результаты:

  • предметные: понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; сравнивать произведения поэтов; группировать произведения по темам.
  • метапредметные:
    • познавательные: осознать смысл межпредметных понятий: изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет, метафора, олицетворение), художник (живописец), композитор.
    • регулятивные: определять границы знания и незнания по теме самостоятельно, формулировать цель работы.
    • коммуникативные: научиться работать в группе, уметь выслушивать товарища, выбирать для себя подходящие роли и функции.
  • личностные: проверять себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной на карточках.

Форма работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах

Оборудование: карточки с заданиями, презентация, музыкальное сопровождение «П.И.Чайковский «Времена года», Э.Григ «Утро»; А.Вивальди «Времена года», рисунки детей.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок

- Прозвенел звонок, а это значит, что начинается урок.

- Представьте себе, что в ваших ладошках лежит что-то родное, доброе, мягкое. Почувствуйте, как оно согревает ваши руки, тело, душу. Оно заряжает вас энергией и улучшает настроение. Вот с этим позитивным настроением мы и начнём урок.

2. Сообщение темы и целей урока

- Послушайте замечательную музыку А.Вивальди и посмотрите картины природы, подумайте, какая у нас сегодня тема урока. (слушание музыки, просмотр слайдов).

Презентация

Работа в парах (карточки)

Тема урока________________(дети формулируют самастоятельно)

  • вспомнить _____________
  • применить _____________
  • проявить_______________

На доске: (эпиграф урока).

- Поэзия - мир чувств, впечатлений и переживаний.

«Ты только вдумайся, только всмотрись -
Откроется самая главная мысль.»

- Ребята, мы закончили чтение стихов из первой поэтической тетради. И сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Поэтическая тетрадь №1» (Слайд №)

3. Актуализация знаний

- Вспомним, какие средства выразительности используют поэты, чтобы написать такие красивые стихи:

Работа в группах. (каждая группа получает задание)

Группа ____1___

Определите средства выразительности:

  • Капли как алмазы, снежок, что белый пушок _________________
  • Снег лежит полотном, из-под черных кудрей_________________
  • Сумрачный лес, воздух легок и чист, разноцветным огнём ______
  • Плакал лес, смотрит лес, гостья - зима.______________________

Группа ____2____

Определите средства выразительности:

  • Полно, степь моя, спать беспробудно; пробудись и умойся; в цветы нарядись_______
  • Белоснежные тучки; дорожки безлюдной; ясных зорек___________________________
  • Как невеста, в цветы нарядись___________________________
  • Сохнет скатерть дорожки; в ярком золоте день; зимы-матушки царство прошло _____

Группа __3___

Метафора - это __________________________

Группа___4____

Олицетворение - это _____________________

Группа _5__

Эпитеты - это ___________________________

Группа__6__

Сравнения - это _________________________

4. Обобщение, закрепление изученного

- Совершим небольшое путешествие по станциям, проверим ваши знания по изученной теме. На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

- Усаживайтесь поудобнее. Итак, в путь!

Станция «Выбирай-ка» (слайд 3)

- Вам нужно выбрать тех авторов, творчество которых мы не изучали в этом разделе. (слайд)

- Станция «Узнавай-ка» (слайд №4)

Соотнесите фамилию автора, портрет.

На доске появляются портреты и карточки с фамилиями и именами.

  • Иван Саввич Никитин (слайд №5)
  • Иван Захарович Суриков (слайд №6)
  • Афанасий Афанасьевич Фет (слайд №6)
  • Фёдор Иванович Тютчев (слайд №8)

- Итак, вы узнали писателей, молодцы, а сейчас отправимся дальше.

Станция «Называй-ка»

Назвать автора и стихотворение (слайд №9)

- А теперь давайте соотнесём автора и его произведение (слайд №10-11)

Станция «Угадай-ка» (слайд №12)

- О каком времени года идёт речь?

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
грохочет в небе голубом.
Весна (Тютчев Ф.И.«Весенняя гроза»)

(слайд №13)

Выразительное чтение стихотворения. (Звучит музыка А.Вивальди)

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Лето (Фет А.А. «Зреет рожь…»)

Выразительное чтение стихотворения.(Звучит музыка П.И.Чайковского)

Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело
Видно есть мороз
Зима (Суриков И.З.«Зима»)

(слайд №14)

Выразительное чтение стихотворения. (Звучит музыка П.И.Чайковского)

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Осень (Тютчев Ф.И. «Листья»)

- Какое время года сейчас? (осень) Соответствуют строки стихотворения с тем, какая сейчас погода? Кто прочтёт нам это стихотворение? (Звучит музыка П.И.Чайковского)

5. Физминутка

Станция «Поиграй-ка» Игра «ДА-НЕТ» (слайд №15-16)

(Дети на листочках записывают ответы.)

1. Тютчева зовут Фёдор Иванович?

2. Автор стихотворения «Весенняя гроза» Фет А.А.?

3. Никитина зовут Иван Саввич?

4. Автор стихотворения «Встреча зимы» Никитин И.С.?

5. Автор стихотворения «Зима» Тютчев И.Ф?

6. Автор стихотворения «Листья» Тютчев И.Ф?

7. Фета зовут Афанасий Андреевич?

8. Стихотворение «Степь» написал Суриков И.З.?

Работа в парах. (слайд №17)

Обмениваются листочками, проверяют ответы игры «ДА-НЕТ», подсчитывают кол-во правильных ответов.

Станция «Добавляй-ка» Доскажи словечко (слайд №18)

- Сейчас мы проведем разминку «Складно-нескладно». Я буду называть пары слов. Если они рифмуются, вы хлопаете в ладоши, если нет - поднимаете руки вверх. Будьте внимательными!

Вода-молода, вода-водопровод, вода-билиберда, вода-рука, вода-борода, вода-нога, вода-года, вода-вот это да!

- Слова, рифмующиеся в стихотворении , не только должны звучать складно, т.е. созвучно, но и подходить по смыслу.

- Попробуйте восстановить текст стихотворения по рифмам.

- Вспомните, из какого стихотворения эти строки, кто их автор.

- Найдите рифмы в одном из прочитанных отрывков стихотворений.

Их тощая зелень (слайд №18)
Как иглы ……. (ежа)
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не …….. (свежа)
Тютчев Ф.И. «Листья»

- Давайте прочтём получившееся стихотворение.

Словарная работа.

- Как вы понимаете значение слова «тощая»?

«тощая»-тоненькая

В полдень дождь перестал, (слайд №19)
И, что белый …(пушок)
На осеннюю грязь
Начал падать … (снежок)
Никитин И.С. «Встреча зимы»


Но меж тем уж село (слайд №20)
Солнышко …(давно)
Поднялася вьюга,
На небе … (темно)
Суриков И.З.«Детство»

Учащиеся находят рифмующиеся слова, а затем зачитывают их классу.

- Что такое рифма?

- В переводе с греческого слово «рифма» означает «соразмерность».

(Рифма - созвучие концов стихотворных строк. )

6. Итог урока. Оценки. Рефлексия. Дом. задание

- Мы обобщили ваши знания по разделу «Поэтическая тетрадь №1».

- С произведениями, каких поэтов мы с вами работали на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Мне сегодня тоже понравилось, как вы работали, а особенно…

- Мы завершаем наше путешествие, и в качестве дом задания, я хотела бы посоветовать вам, познакомиться с другими произведениями этих поэтов. Прочитав их, вы убедитесь еще раз, что

- Заполните карточку

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Моё настроение…