Прежде чем говорить об интеграции литературного чтения и изобразительного искусства,хочется напомнить - что же такое интеграция предметов?
Под словом«интеграция» мы понимаем объединение разных частей в одно целое, их взаимовлияние и взаимопроникновение, а также слияние учебного материала двух дисциплин. Интегрированный урок даёт возможность ученику более полно увидеть картину явления. Точка пересечения двух предметов (их может быть и больше)является пиком урока, его самоцелью. При этом интегрируются как смежные предметы, так и представляющие разные циклы. С одинаковым успехом можно объединить как физику с химией, так и историю с хореографией, а русский язык с информатикой.
В чём преимущества интегрированных уроков?
Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
Интеграция - это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости,которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.
Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.
Помимо вышеперечисленного,уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога.Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.
Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика.
Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность.
Особенности проведения интегрированного урока
Нестандартность урока требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости, личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают,любят, доверяют), а учитель расположен к детям (внимателен, вежлив, ласков).
Педагог больше даёт детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая. Как показывает анкетирование учащихся,интегрированные уроки дети считают интересными, материал усваивается лучше,психологическая обстановка комфортная.
Начать лучше с определения ведущей цели, которая будет лейтмотивом занятия. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией.
Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является ведущим. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности,продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного,сконцентрированного использования учебного материала программы, а кроме того,подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.
Как подготовить интегрированный урок?
Начинается подготовка с составления подробного плана урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Учителя заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы,связанные с наглядностями и раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна.Учителя работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им.
В конце урока все ученики должны самостоятельно обозначить те межпредметные связи, ради которых и планировалось занятие. То есть цель должна быть достигнута. На этапе закрепления учителя должны это увидеть, поэтому упражнения этого момента урока должны быть наиболее яркими,конкретными, подходящими для индивидуальной работы.
Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.
Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это распространённая практика. Семинары, в свою очередь,подразделяются на семинар-исследование, семинар-дискуссию и семинар - «круглый стол».
Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит,что знания приобретают характер личностно важный, близкий каждому ученику. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребёнка.
Поскольку интеграция - это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?
В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи,литературы и т.д.
Вросте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могли быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Данная форма обучения является наиболее приемлемой в начальном звене школы, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей и способствующей развитию целого спектра способностей ребёнка.
И.С.Якиманская подчёркивает, что «…построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно-ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично».
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то,что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками вих практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления интеллектуальных способностей.
Наиболее удачно реализуется идея интеграции на уроках чтения и изобразительного искусства, так как литературный текст способствуют более яркому и образному восприятию, действительности, а художественное творчество даёт возможность ребёнку выразить своё отношение к литературному произведению в доступной для него форме.
Хочется процитировать слова Ш.И.Ганелика: «Первый интерес к книге у детей дошкольников возникает чаще всего благодаря иллюстрациям, этому "волшебному ключику", который открывает перед маленькими читателями дверь в живой и многообразный мир художественной литературы».
Уже в этот период рисунок будит воображение ребёнка,формирует его представления о мире реальном и мире сказочном,
приобщает к искусству линий и красок.
В школе отношение детей к рисунку, к иллюстрации делается осознанным и оценочным. Ученик не только получает специальные знания об изобразительном искусстве, но и сам пробует свои силы в создании рисунков, иллюстраций.
Именно это положено за основу интеграции предметов чтения и изобразительного искусства.
Программа по изобразительному искусству предполагает, что уже к концу второго класса дети смогут в своих собственных рисунках "композиционными приёмами выделять интересное в сюжете", передавать смысловую связь, эмоциональное отношение.
При правильно построенной работе на интегрированном уроке чтения и изобразительного искусства за счёт использования
картин, рисунков, иллюстраций обогащается словарный запас детей, появляется смысл и значение многих новых слов, относящихся к истерическому быту или к области духовной жизни человека.
Доказано, что эмоции человека, воспринимающего искусство, неразрывно связаны с мышлением, а, следовательно, и с речью. На интегрированных уроках чтения и изобразительного искусства стимулируется речевая деятельность на уроке, развивается и обогащается их словарный запас.
Не секрет, что проблема развития речевого творчества детей является актуальной на протяжении многих лет. У детей дошкольного и младшего школьного возраста не всегда развита способность правильно воспринимать художественную информацию,выражать словесно свои чувства и эмоции, описывать художественный образ. В данный возрастной период происходит активное становление таких психических процессов, как мышление, воображение, речь, память, восприятие, поэтому необходимо уделять большое внимание развитию речевого творчества. Недостаток жизненного опыта и ограниченность словарного запаса не позволяет детям адекватно выражать словами те чувства и эмоции, которые они испытывают при восприятии окружающего мира и художественного образа.
Интеграция изобразительного искусства с уроками литературного чтения, использование музыкальных, литературных и живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художественные образы, посредством слова и красок. Работа в этом направлении позволяет учителю начальных классов формировать интерес детей к художественному творчеству, развивать познавательную активность и творческую индивидуальность, воспитывать словесную культуру. В процессе интегрированных уроков, опираясь на яркие, запоминающиеся литературные и художественные образы,учим собирать и систематизировать материал, подбирать и правильно использовать эпитеты и определенные прилагательные, детально рассматривать и описывать предлагаемый образ, правильно выстраивать устную и письменную речь.
Рассмотрим некоторые особенности интеграции уроков изобразительного искусства и литературного чтения. Общие художественные средства словесного и изобразительного искусства - основа межпредметных связей этих дисциплин.Известный отечественный литературовед К.Пигарев пишет: «Словесное искусство и изобразительное искусство обладает каждое своей спецификой, но стоящие передними задачи реалистического отражения действительности решаются во многом общими художественными средствами». Изобразительное искусство способствует восприятию литературного произведения, развитию внимания, воображения. Литературное чтение в младшей школе представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. Действительно,литературное чтение призвано не только научить детей читать, но и воспринимать содержание произведений художественной литературы как особый вид искусства.
Художественный текст теряет смысл и аромат, если нужно только размышлять, если мысль не становится сердечной. В статье "О первоначальном преподавании родного языка" К.Д.Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только с чувством и не может быть объяснено умом» (Ушинский К.Д.Избр. педагогические сочинения. - Т. 5. - С. 346).
Один из первых моментов моего опыта интеграции - изучение рассказа М.М.Пришвина«Золотой луг» в первом классе. Дети читали отрывки из произведения, находили в тексте описание природы. Учащиеся выделяли основные цвета, при помощи которых рисовали словесную картину. Затем, совместно с учителем изобразительного искусства учащиеся выполняли художественную работу - при помощи цветовых пятен рисовали одуванчика. Когда все работы были представлены на выставке, то получился незабываемый, созданный самими детьми «Золотой луг»,от которого веяло мощной, светящейся теплотой,поселившейся в детских сердцах.
Без помощи учителя дети затрудняются определить художественные средства, которые поэт, писатель использует при описании природы, у них нет достаточного опыта для передачи впечатлений, полученных от услышанного или прочитанного стихотворения. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия, т.е., рассматривать картинный ряд, в котором выделяются основные моменты текста. Знакомя детей с прекрасными образцами литературы и искусства,нужно добиться эмоционального подъема у ребенка, возникновения у него желания создать свой образ, передать свое отношение к увиденному и услышанному.Учащиеся, под руководством учителя изобразительного искусства, создают свою художественную композицию. Так, при изучении стихотворения С.Есенина «Берёза»,после тщательного анализа произведения, создания положительных эмоций ребятами были созданы рисунки берёз,благодаря которым удалось прочувствовать и увидеть результат- огромную,искреннюю любовь поэта к своей Родине,возгордиться символом России. Сила впечатлений об услышанном и увиденном воплотилась в детских рисунках, в их настроении и в высказываниях.
На интегрированном уроке дети-«художники» имеют возможность создания своего словесного и художественного образа. При изучении произведения М.Ю. Лермонтова«Парус» дети с большим интересом перечитывали описание моря, паруса, цветовой гаммы, обратили внимание на использованные прилагательные, знаки препинания.Кульминацией урока было открытие связи одиночества поэта и паруса. Из биографии М.Ю.Лермонтова дети узнали, что автор воспитывался у бабушки, так как его мать умерла и отец был вынужден отказаться от сына по её настоянию. Поэт был особенным, творческим, нестандартно мыслящим, из-за чего его не все понимали и принимали таким какой есть. Лермонтов М.Ю. был военным человеком, большую часть жизни проводил в разъездах по службе. Прочитав следующие строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
ученики открыли, что парус оберегают силы небесные, заботятся о нём, освещают ему путь.Это было большой неожиданностью. Полные впечатлений, дети нарисовали парус.После выставки работ я показала им картину, нарисованную самим автором.Оказалось, полное сходство изображения паруса детьми и поэтом. Это и было подтверждением достигнутых целей урока.
Дети очень любят рисовать сказки, а заниматься таким делом на уроке - вдвойне приятнее, т.к. это дает возможность реализовать себя в полной мере. Например,читая сказку П.Ершова «Конек-горбунок», знакомясь с замечательными иллюстрациями художника Д.Донского, учащиеся присматриваются внимательнее к литературным персонажам, замечают подробности, детали, ищут в тексте описания тех моментов, которые запечатлены в иллюстрациях. Для создания своего рисунка к сказке дети перечитывают понравившиеся отрывки текста, проговаривают детали композиции, составляют словесный портрет героев и выполняют живописную работу.
Таким образом, проводя интегрированные с изобразительным искусством уроки литературного чтения, мы учим детей правильно воспринимать художественную информацию;эмоционально - чувственно выражать свои впечатления; словесно и художественно описывать свой образ; развивать творческое воображение, беречь и любить свою Родину с малых лет.
План-конспект урока "Л.Н.Толстой Басня «Белка и волк»"
Предмет |
Литературное чтение |
Класс |
3 класс |
Тема и номер урока в теме |
Л.Н.Толстой, басня «Белка и волк». 1 урок |
Базовый учебник |
Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях.Автор Л.А.Ефросинина, М.Т.Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2006 - (Начальная школа XXI века). |
Цельурока:создать условия для формирования выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль.
Задачи:
-
обучающие: уметь работать над скороговоркой, выразительно читать басни, понимать прочитанное, давать характеристику героям, находить мораль;
- развивающие: развитие читательской деятельности;
- воспитательные: воспитание доброго отношения к окружающему миру.
Тип урока: чтение и анализ нового произведения.
Формы работы учащихся: фронтально, в группах.
Необходимое техническое оборудование: ИКТ, детские рисунки на тему «Добро».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время
|
|||||||||||||
1 |
Дыхательная гимнастика. |
С чего начинаем урок литературного чтения? |
Мы начинаем урок с дыхательной гимнастики. |
3 |
|||||||||||||
Зачем? С какой целью? |
Для разогрева речевого аппарата. Чтобы включиться в работу. Уметь правильно говорить. Уметь эмоционально читать. |
||||||||||||||||
Выполнение упражнений: «Гномик», «Паровоз», «Папины шины», «Щенок» |
Выполнение упражнений дыхательной гимнастики. |
||||||||||||||||
Разные виды упражнений над скороговоркой «Волки рыщут, пищу ищут». |
Работают над скороговоркой. |
||||||||||||||||
Итог этапа: Удалось включиться в работу, поработали над эмоциональностью?
|
Высказывания по работе над данным этапом урока. Хвалят себя аплодисментами. |
||||||||||||||||
2 |
Физминутка. |
Предлагает выполнить физминутку «Хомка», «Уточки». |
Выполнение физминуток. |
1 |
|||||||||||||
3 |
Актуализация читательских знаний. |
Угадайте из какого произведения отрывок.
«Голубушка, как хороша!
|
Это отрывки из басен И.И.Крылова «Ворона и лисица», «Волк и Ягнёнок» |
7 |
|||||||||||||
С каким жанром будем работать? |
Будем работать с басней. |
||||||||||||||||
Вспомним, что мы знаем о басне. |
Басня - это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.
|
||||||||||||||||
4. |
Работа над темой урока. |
Тема урока: Л.Н.Толстой, басня «Белка и волк». |
|
5 |
|||||||||||||
Осуществление прогноза по заголовку с помощью приёма «Дерево предсказаний»:
|
Герои басни - белка и волк.
|
||||||||||||||||
О чём может быть басня? |
Дети высказывают разные мнения. |
||||||||||||||||
5. |
Первичное восприятие. |
Чтение басни учителем. |
Дети-слушатели. |
5 |
|||||||||||||
Поделитесь впечатлениями.
|
Дети делятся впечатлениями.
|
||||||||||||||||
6. |
Обдумывающее восприятие. |
Поищем ответ в тексте. Для этого открыли учебник стр. 110. Самостоятельная подготовка к чтению.
|
Дети самостоятельно читают басню. Несколько желающих дарят своё чтение классу. |
4 |
|||||||||||||
Какой волк? Почему отпустил белку?
|
Волк - скучный, а белка хитрая, смекалистая. |
||||||||||||||||
Кто произносит мораль басни? Почему?
|
Дети высказывают свою точку зрения. |
||||||||||||||||
7. |
Физминутка. |
Предлагает выполнить физминутку «Бабочка», «Мишка». |
Выполнение физминуток. |
1 |
|||||||||||||
8. |
Инсценировка. |
Предлагает поработать в группах. Подготовить чтение по ролям и инсценировку. |
Дети организовываются в группы, распределяют роли, подготавливаются к выступлению. |
5 |
|||||||||||||
9. |
Рисование. |
Учитель предлагает выполнить рисунок на тему «Доброта». |
Дети выполняют. |
9 |
|||||||||||||
10. |
Рефлексия. |
Учитель предлагает организовать выставку рисунков.
|
Мы увидели, что нас окружает только доброта, потому что мы сами добрые и дарим друг другу добро.
|
5 |
Список литературы
- Горяева Н.А.Первые шаги в мире искусства. М:. 1991.
- Князева М.И.Азбука искусства. М:. 1995.
- Коложвари И. Как организовать интегрированный урок? Народное образование:. 1996 №1 с.87-89.
- Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Ростов, 1998.
- Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.
- Генике Е.А., Чапко Е.Е. Как построить интегрированный курс (в школе). // География в школе. - 1994. - М 4. - С.40-43.
- Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 24-28.
- Кололожвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? //Народное образование. - 1996. - №1. - С. 87-89.
- Куденко Н.И. Интегрированный урок чтения и музыки. // Начальная школа. - 1995. - № I. - С. 79-80.
- Лямина 3.Н. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа. -1995.- №II. - С. 21.
- Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9, с. 8.
- Киреева И.А. «Использование краеведческого материала на уроках математики» // Начальная школа, 2003, № 10.
- Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования»// Начальная школа, 2002, №1, стр. 75.
- Потапова Е.Н. «Радость познания», М. Просвещение,1990.
- Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах.Теория и практика обучения», М. Просвещение, 1993.
- Шаболина «На пути обновления начальной школы нужны ли интегрированные курсы?» // Начальная школа, 1989, №7, стр. 78.
- «Завуч» 2002, №5.
- «Мир школы», 2002, №2.
- «Специалист», 2002, №3.
- «Учительская газета», 2003, №3, №4, №5, №6.