Много в пространстве невидимых
форм и неслышимых звуков,
Много чудесных в нём есть сочетаний
и слова и света,
Но передаст их лишь тот, кто умеет
и видеть, и слышать…
Алексей Толстой
Современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Зададимся вопросом, почему это происходит?[2]
Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди и родители никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать. Поэтому, большинство учителей, целью своей педагогической деятельности определяют как, развитие творческой личности, желающей и способной самостоятельно совершенствовать свой интеллект и талант, заложенные в ней природой и направленные на саморазвитие и самосовершенствование. [1]
Мы, преподаватели немецкого языка, считаем, что деятельность учителя-иностранца не должна ограничиваться тем, чтобы дать определённый «багаж» знаний (научить читать на иностранном языке, познакомить с определённым запасом иностранных слов, научить работать со словарём), но и показать их практическую ценность и необходимость в жизни вне урока. [1] А для того чтобы достичь необходимого уровня владения иностранным языком, нельзя не учитывать огромный потенциал внеурочной работы. Её целью является рациональное использование послеурочного времени для развития и закрепления знаний, способностей, склонностей и интересов учащихся на базе изучаемого предмета.
Поэтому мы решили организовать внеурочную работу с учащимися для успешного формирования их творческого потенциала в форме проектной деятельности соответствующего содержания.
Всем известно, что в настоящее время метод проектов является актуальным, т.к. сейчас в центре внимания педагогов находится деятельность обучающихся, в которой важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний и умений. Креативному педагогу следует помнить, что только внеклассная работа помогает выйти за рамки традиционного урока и использовать учебный предмет, в нашем случае немецкий язык, как средство развития творческих способностей каждого ребенка, его коммуникативных навыков и умений, расширения представления о странах изучаемого языка, воспитания уважительного отношение к иноязычной культуре. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Но проектная технология позволяет это сделать достаточно успешно. [3]
Прежде всего, в реализации такой идеи, нужно понять свою роль. На наш взгляд, деятельность учителя-иностранца в роли наставника проекта заключается в том, чтобы научить своих подопечных работать с литературными и информационными источниками сети Интернет на иностранном языке, показать им реальную коммуникацию с помощью языка, сформировать и закрепить у них презентационные и ораторские навыки, помочь им овладевать навыками письменной речи. А также, способствовать формированию их собственного желания к дальнейшему развитию творческих способностей.
В нашей практике мы столкнулись с тем, что учащиеся, не имеющие интереса к изучению немецкого языка на уроке, начинают им интересоваться именно после личного участия во внеурочных проектах. Проектная деятельность помогает нашим ученикам многое понять, узнать и научиться пользоваться немецким языком на практике.
Например, изучая иностранную литературу на уроке, мы имеем ограниченную возможность дать исчерпывающую информацию о писателе, поэте или их произведении. Заполнить данный пробел нам помогает работа над проектом, которая позволяет использовать в качестве объектов исследования творчество и жизненный путь немецких писателей, композиторов и особенности литературных персонажей.
На сегодняшний день мы имеем несколько межпредметных проектов, проведённых совместно с учащимися средней школы и Детской Школы Искусств.
Реализованные проекты являются информационными, т.к. в первую очередь учащиеся изучают жизненный путь и творчество писателя, композитора или поэта. Портрет литературного героя рассматривается и изучается ими при чтении произведения.
Каждый проект имеют свой продукт сценического воспроизведения той информации, которую дети получают при чтении произведения или биографии известного человека.
Например, продуктом проекта «Märchen kennen-Deutsch sprechen» / «Читая сказки-учим немецкий язык» о творчестве немецких сказочников братьев Гримм - стала инсценировка эпизода сказки «Der golden Gans»/ «Золотой гусь»; проекта «Baron von Münchhausen - der Lügenkönig»/ «Барон Мюнхгаузен-король лжецов» о литературном персонаже бароне Мюнхгаузене - инсценировка визита и беседы барона Мюнхгаузена с ребятами; проекта «Musikalischer Spaziergang»/ «Музыкальная прогулка» о творчестве немецкого композитора В.А.Моцарта - инсценировка эпизода детства маленького Вольфганга; проекта «Nußknacker. Entstehung und Geschichte»/ «Щелкунчик. Возникновение и история» о литературном персонаже сказки Э. Т.А.Гофмана Щелкунчик - театральная постановка сказки «Щелкунчик» Э. Т.А.Гофмана на немецком языке.
Смотря в горящие детские глаза, которые уверены в успехе общего дела, убеждаешься в правильности своего выбора, и получаешь колоссальное удовлетворение от своей работы. Тем самым, мы уверены, что сумели создать и обеспечить для наших учеников все условия для раскрытия их творческого потенциала и это удалось с помощью оптимально эффективной формой работы, которая способствует продвижению ребёнка от минимального к максимальному уровню.
Можно сделать вывод, что форма организации внеурочной деятельности через проектную даёт возможность учителю приобщить школьников к поиску информации, к миру искусства, возможность проявить креативность в оформлении конечного результата проекта и таким образом развивать свой потенциал. Конечно, этого необходимо добиваться любыми способами обучения. Как бы сегодня не называли технологии обучения, ни придумывали новые термины в педагогической науке, необходимо помнить одно: «Используй всё, что приемлемо из огромного опыта человечества в области педагогики, но не навреди». [2]
Информационные источники
- Проектная деятельность обучающихся на уроках немецкого языка https://multiurok.ru/files/stat-ia-iz-opyta-raboty-proiektnaia-dieiatiel-nost.html
- Развитие творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности» https://infourok.ru/statya-razvitie-tvorcheskogo-potenciala-uchaschihsya-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-703118.html
- Формирование творческого потенциала обучающихся через проектную деятельностьhttps://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2014/04/07/formirovanie-tvorcheskogo-potentsiala