Возраст учащихся: 13 - 14 лет
Срок реализации: 2 года (68 часов)
Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена государственной образовательной политикой в части подготовки учащихся к осознанному выбору профессии. Кроме этого, на сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возможности для успешного ее решения создала дифференциация образования. В школах нового типа (лицеях, гимназиях), в классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов, да и в обычных школах образуются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям школьников.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа учащихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из учеников разных классов в пределах одного уровня образования.
Олимпиадное движение - это многоступенчатая форма соревнования, которое имеет большое воспитательное и обучающее значение. Олимпиада стало одной из форм организации внеклассной работы, позволяющей проявлять познавательный интерес у школьников к изучаемым в образовательной организации предметам.
Олимпиадное движение рассматривается и как инструмент развития всесторонних способностей ребенка, и как показатель уровня сформированности образовательных компетенций. На олимпиаде решаются задачи по созданию условий решения для развития логики мышления и творческой инициативы школьника, а также его дальнейшей самореализации. Олимпиада позволяет развить желание учащегося к самостоятельному изучению дополнительной литературы по данному предмету.
Обязательным этапом на занятиях является рефлексия, когда ученик совместно с учителем определяет степень трудности задания и оптимальные пути его решения.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Предметная олимпиада - залог успешной самореализации в жизни (французский язык)» для учащихся 8-9 - х классов разработана в соответствии с основными законодательными документами:
- Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г.
- Письмо Минобрнауки от 14 декабря 2015 г. № 09-3564
«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
-
Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
- Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 25 мая 2015 года № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного стандарта основного общего образования, разработанные Российской академией образования).
На основании:
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 2»
- Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия № 2»
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Вид: познавательная деятельность.
Программа реализуется с учащимися 8-9 классов в течение 2 лет.
Цель: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.
Задачи:
- обеспечить и т.д. возможности творческой самореализации личности в различных видах речевой деятельности по французскому языку;
- познакомить учащихся с форматом заданий всех этапов предметной Олимпиады по французскому языку и организация их участия в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, дистанционных олимпиадах российского и международного уровня;
- совершенствовать навыки в области информационно-компьютерных технологий;
- развить умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью на французском языке;
- совершенствовать ряд ключевых умений: понимание текста на слух, чтение, лексико-грамматическое тестирование;
- развить у учащихся гибкость, способность ориентироваться в различных типах заданий Олимпиады;
- создать атмосферу сотрудничества учащихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;
- научить анализировать и объективно оценивать результаты самостоятельной учебной деятельности;
- формировать потребность в самообразовании, самовоспитании.
Для реализации целей и задач данного курса внеурочной деятельности определено ресурсное обеспечение:
Кадровое |
|
Информационное |
|
Программно- методическое |
|
Материально-техническое |
|
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает формирование следующих личностных результатов:
- формирование гражданской идентичности, воспитание любви и уважения к прошлому и настоящему России, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
- формирование толерантного отношения к представителям иной культурно-языковой общности;
- развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
- готовность отстаивать общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, выбору пути дальнейшего совершенствования своего образования с учётом устойчивых познавательных интересов, осознание возможностей самореализации средствами французского языка.
Метапредметных результатов:
- умение самостоятельно определять цели интеллектуальной деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение и делать выводы;
- умение работать с текстами: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; создавать собственные тексты; критически оценивать содержание и форму текста;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметных результатов:
В коммуникативной сфере:
Чтение:
- умение читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного и полного содержания;
- умение уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- умение читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
Письменная речь:
- умение составлять план, тезисы письменного сообщения, написатьстатью, эссе, официальное письмо, сказку.
Языковая компетенция:
- применение правил написания слов, изученных в основной школе;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- употребление в письменной речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик- клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- понимание и использование явлений многозначности слов французского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в письменной речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, прилагательных, наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем французского и русского/ родного языков.
Социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах, говорящих на французском языке;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран, говорящих на французском языке (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и французского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/понимания устной речи на слух в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В ценностно-мотивационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями французского языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном лингвистическом, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на французском языке, в том числе мультимедийные.
Структура курса «Предметная олимпиада - залог успешной самореализации в жизни» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя 5 учебных модулей.
Тематическое планирование
|
8 класс |
9 класс |
||
Теория |
Практика |
Теория |
Практика |
|
Понимание устного текста на слух |
1 |
5 |
1 |
5 |
Понимание письменного текста |
1 |
5 |
1 |
5 |
Письменная речь |
1 |
5 |
1 |
5 |
Устная речь |
1 |
5 |
1 |
5 |
Лексика и грамматика |
4 |
6 |
4 |
6 |
Итого: |
8 |
26 |
8 |
26 |
8 класс
№ |
Наименование занятий |
Форма проведения |
Количество часов |
||
теория |
Практика |
всего |
|||
1 |
Понимание устной речи на слух |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
2 |
Понимание устной речи на слух |
Практикум |
|
1 |
1 |
3 |
Чтение |
Беседа+практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
4 |
Чтение |
Практикум (информационный текст) |
|
1 |
1 |
5 |
Письменная речь |
Беседа+практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
6 |
Письменная речь |
Практикум |
|
1 |
1 |
7 |
Устная речь |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
8 |
Устная речь |
Практикум (Интернет, социальные сети) |
|
1 |
1 |
9 |
Лексика и грамматика |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
10 |
Лексика и грамматика |
Тестирование |
|
1 |
1 |
11 |
Понимание устной речи на слух |
Репортаж + практикум |
|
1 |
1 |
12 |
Чтение |
Практикум (художественный текст) |
|
1 |
1 |
13 |
Письменная речь |
Практикум (статья на актуальную тему) |
|
1 |
1 |
14 |
Устная речь |
Практикум (Экология) |
|
1 |
1 |
15 |
Лексика и грамматика |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
16 |
Лексика и грамматика |
Практикум |
|
1 |
1 |
17 |
Лексика и грамматика |
Лексико-грамматическое задание |
|
1 |
1 |
18 |
Понимание устной речи на слух |
Видеорепортаж+ практикум |
|
1 |
1 |
19 |
Чтение |
Практикум (аргументированный текст) |
|
1 |
1 |
20 |
Письменная речь |
Практикум (Аналитическая статья) |
|
1 |
1 |
21 |
Устная речь |
Практикум (Электронная книга) |
|
1 |
1 |
22 |
Лексика и грамматика |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
23 |
Лексика и грамматика |
Практикум |
|
1 |
1 |
24 |
Понимание устной речи на слух |
Видеопередача + практикум |
|
1 |
1 |
25 |
Чтение |
Газетная статья + практикум |
|
1 |
1 |
26 |
Письменная речь |
Практикум (Интервью в школьную газету) |
|
1 |
1 |
27 |
Устная речь |
Практикум (Увлечения современных подростков) |
|
1 |
1 |
28 |
Лексика и грамматика |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
29 |
Лексика и грамматика |
Практикум |
|
1 |
1 |
30 |
Понимание устной речи на слух |
Короткометражный фильм + практикум |
|
1 |
1 |
31 |
Чтение |
Практикум (самостоятельная работа с аргументированным текстом) |
|
1 |
1 |
32 |
Письменная речь |
Практикум (официальное письмо) |
|
1 |
1 |
33 |
Устная речь |
Практикум
|
|
1 |
1 |
34 |
Лексика и грамматика |
Лексико-грамматическое задание |
|
1 |
1 |
|
|
Всего |
4 |
26 |
34 |
Содержание курса
9 класс
№ |
Наименование занятий |
Форма проведения |
Количество часов |
||
теория |
Практика |
всего |
|||
1 |
Понимание устной речи на слух |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
2 |
Понимание устной речи на слух |
Практикум (актуальный репортаж) |
|
1 |
1 |
3 |
Чтение |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
4 |
Чтение |
Практикум (аргументированныйтекст) |
|
1 |
1 |
5 |
Письменная речь |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
6 |
Письменная речь |
Практикум |
|
1 |
1 |
7 |
Устная речь |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
8 |
Устная речь |
Практикум (Экология: переработка отходов) |
|
1 |
1 |
9 |
Лексика и грамматика |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
10 |
Лексика и грамматика |
Тестирование |
|
1 |
1 |
11 |
Понимание устной речи на слух |
Репортаж + практикум |
|
1 |
1 |
12 |
Чтение |
Практикум (художественный текст) |
|
1 |
1 |
13 |
Письменная речь |
Практикум (статья на актуальную тему) |
|
1 |
1 |
14 |
Устная речь |
Практикум (Дистанционное обучение: миф или реальность) |
|
1 |
1 |
15 |
Лексика и грамматика |
Беседа+практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
16 |
Лексика и грамматика |
Практикум |
|
1 |
1 |
17 |
Лексика и грамматика |
Лексико-грамматическое задание |
|
1 |
1 |
18 |
Понимание устной речи на слух |
Видеорепортаж+ практикум |
|
1 |
1 |
19 |
Чтение |
Практикум (аргументированный текст) |
|
1 |
1 |
20 |
Письменная речь |
Практикум (Аналитическая статья) |
|
1 |
1 |
21 |
Устная речь |
Практикум (Профессиональный выбор) |
|
1 |
1 |
22 |
Лексика и грамматика |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
23 |
Лексика и грамматика |
Практикум |
|
1 |
1 |
24 |
Понимание устной речи на слух |
Видеопередача + практикум |
|
1 |
1 |
25 |
Чтение |
Газетная статья + практикум |
|
1 |
1 |
26 |
Письменная речь |
Практикум (Интервью в школьную газету) |
|
1 |
1 |
27 |
Устная речь |
Практикум (Права и обязанности подростков в школе и дома) |
|
1 |
1 |
28 |
Лексика и грамматика |
Беседа + практикум |
0,5 |
0,5 |
1 |
29 |
Лексика и грамматика |
Практикум |
|
1 |
1 |
30 |
Понимание устной речи на слух |
Короткометражный фильм + практикум |
|
1 |
1 |
31 |
Чтение |
Практикум (самостоятельная работа с аргументированным текстом) |
|
1 |
1 |
32 |
Письменная речь |
Практикум (официальное письмо) |
|
1 |
1 |
33 |
Устная речь |
Практикум (Экология: инициативы Зеленых) |
|
1 |
1 |
34 |
Лексика и грамматика |
Лексико-грамматическое задание |
|
1 |
1 |
|
|
Всего |
6 |
28 |
34 |