Программа внеурочной деятельности "Предметная олимпиада – залог успешной самореализации в жизни"

Разделы: Иностранные языки

Классы: 8, 9

Ключевые слова: одаренные дети, французский язык


Возраст учащихся: 13 - 14 лет

Срок реализации: 2 года (68 часов)

Пояснительная записка

Актуальность данной программы обусловлена государственной образовательной политикой в части подготовки учащихся к осознанному выбору профессии. Кроме этого, на сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возможности для успешного ее решения создала дифференциация образования. В школах нового типа (лицеях, гимназиях), в классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов, да и в обычных школах образуются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям школьников.

В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа учащихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из учеников разных классов в пределах одного уровня образования.

Олимпиадное движение - это многоступенчатая форма соревнования, которое имеет большое воспитательное и обучающее значение. Олимпиада стало одной из форм организации внеклассной работы, позволяющей проявлять познавательный интерес у школьников к изучаемым в образовательной организации предметам.

Олимпиадное движение рассматривается и как инструмент развития всесторонних способностей ребенка, и как показатель уровня сформированности образовательных компетенций. На олимпиаде решаются задачи по созданию условий решения для развития логики мышления и творческой инициативы школьника, а также его дальнейшей самореализации. Олимпиада позволяет развить желание учащегося к самостоятельному изучению дополнительной литературы по данному предмету.

Обязательным этапом на занятиях является рефлексия, когда ученик совместно с учителем определяет степень трудности задания и оптимальные пути его решения.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Предметная олимпиада - залог успешной самореализации в жизни (французский язык)» для учащихся 8-9 - х классов разработана в соответствии с основными законодательными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ.
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г.
  • Письмо Минобрнауки от 14 декабря 2015 г. № 09-3564

«О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;

    Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 25 мая 2015 года № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного стандарта основного общего образования, разработанные Российской академией образования).

На основании:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия № 2»
  • Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия № 2»

Направление программы: общеинтеллектуальное.

Вид: познавательная деятельность.

Программа реализуется с учащимися 8-9 классов в течение 2 лет.

Цель: Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Задачи:

  • обеспечить и т.д. возможности творческой самореализации личности в различных видах речевой деятельности по французскому языку;
  • познакомить учащихся с форматом заданий всех этапов предметной Олимпиады по французскому языку и организация их участия в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах, дистанционных олимпиадах российского и международного уровня;
  • совершенствовать навыки в области информационно-компьютерных технологий;
  • развить умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью на французском языке;
  • совершенствовать ряд ключевых умений: понимание текста на слух, чтение, лексико-грамматическое тестирование;
  • развить у учащихся гибкость, способность ориентироваться в различных типах заданий Олимпиады;
  • создать атмосферу сотрудничества учащихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;
  • научить анализировать и объективно оценивать результаты самостоятельной учебной деятельности;
  • формировать потребность в самообразовании, самовоспитании.

Для реализации целей и задач данного курса внеурочной деятельности определено ресурсное обеспечение:

Кадровое

    Преподаватели иностранных языков
  • Классные руководители
  • педагог-психолог,
  • библиотекарь,
  • учитель информатики.

Информационное

    медиатека;
  • подборка материалов по книгам Бубновой Г.И.;
  • интернет-ресурсы.

Программно- методическое

    конспекты занятий, бесед, мероприятий;
  • разработки практикумов и интеллектуальных игр по данному направлению.

Материально-техническое

    кабинет;
  • технические средства обучения (видео- и аудиоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, диски);
  • литература для подготовки к олимпиадам;
  • справочная литература (учебники и словари);
  • раздаточный дидактический материал.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает формирование следующих личностных результатов:

  • формирование гражданской идентичности, воспитание любви и уважения к прошлому и настоящему России, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;
  • формирование толерантного отношения к представителям иной культурно-языковой общности;
  • развитие критического мышления через активное включение в образовательный процесс;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
  • готовность отстаивать общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, выбору пути дальнейшего совершенствования своего образования с учётом устойчивых познавательных интересов, осознание возможностей самореализации средствами французского языка.

Метапредметных результатов:

  • умение самостоятельно определять цели интеллектуальной деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение и делать выводы;
  • умение работать с текстами: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; создавать собственные тексты; критически оценивать содержание и форму текста;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметных результатов:

В коммуникативной сфере:

Чтение:

  • умение читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного и полного содержания;
  • умение уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
  • умение читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.

Письменная речь:

  • умение составлять план, тезисы письменного сообщения, написатьстатью, эссе, официальное письмо, сказку.

Языковая компетенция:

  • применение правил написания слов, изученных в основной школе;
  • соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (повествовательное, вопросительное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
  • употребление в письменной речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик- клише речевого этикета);
  • знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
  • понимание и использование явлений многозначности слов французского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
  • распознавание и употребление в письменной речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций французского языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, прилагательных, наречий, местоимений, числительных, предлогов);
  • знание основных различий систем французского и русского/ родного языков.

Социокультурная компетенция:

  • знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • распознавание и употребление в письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах, говорящих на французском языке;
  • представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран, говорящих на французском языке (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
  • представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
  • понимание роли владения иностранными языками в современном мире.

Компенсаторная компетенция:

  • умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного и французского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
  • владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/понимания устной речи на слух в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
  • умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
  • умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
  • владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.

В ценностно-мотивационной сфере:

  • представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
  • достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями французского языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
  • представление о целостном лингвистическом, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
  • приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на французском языке, в том числе мультимедийные.

Структура курса «Предметная олимпиада - залог успешной самореализации в жизни» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя 5 учебных модулей.

Тематическое планирование

8 класс

9 класс

Теория

Практика

Теория

Практика

Понимание устного текста на слух

1

5

1

5

Понимание письменного текста

1

5

1

5

Письменная речь

1

5

1

5

Устная речь

1

5

1

5

Лексика и грамматика

4

6

4

6

Итого:

8

26

8

26

8 класс

Наименование занятий

Форма проведения

Количество часов

теория

Практика

всего

1

Понимание устной речи на слух

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

2

Понимание устной речи на слух

Практикум

1

1

3

Чтение

Беседа+практикум

0,5

0,5

1

4

Чтение

Практикум (информационный текст)

1

1

5

Письменная речь

Беседа+практикум

0,5

0,5

1

6

Письменная речь

Практикум

1

1

7

Устная речь

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

8

Устная речь

Практикум (Интернет, социальные сети)

1

1

9

Лексика и грамматика

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

10

Лексика и грамматика

Тестирование

1

1

11

Понимание устной речи на слух

Репортаж + практикум

1

1

12

Чтение

Практикум (художественный текст)

1

1

13

Письменная речь

Практикум (статья на актуальную тему)

1

1

14

Устная речь

Практикум (Экология)

1

1

15

Лексика и грамматика

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

16

Лексика и грамматика

Практикум

1

1

17

Лексика и грамматика

Лексико-грамматическое задание

1

1

18

Понимание устной речи на слух

Видеорепортаж+ практикум

1

1

19

Чтение

Практикум (аргументированный текст)

1

1

20

Письменная речь

Практикум (Аналитическая статья)

1

1

21

Устная речь

Практикум (Электронная книга)

1

1

22

Лексика и грамматика

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

23

Лексика и грамматика

Практикум

1

1

24

Понимание устной речи на слух

Видеопередача + практикум

1

1

25

Чтение

Газетная статья + практикум

1

1

26

Письменная речь

Практикум (Интервью в школьную газету)

1

1

27

Устная речь

Практикум (Увлечения современных подростков)

1

1

28

Лексика и грамматика

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

29

Лексика и грамматика

Практикум

1

1

30

Понимание устной речи на слух

Короткометражный фильм + практикум

1

1

31

Чтение

Практикум (самостоятельная работа с аргументированным текстом)

1

1

32

Письменная речь

Практикум (официальное письмо)

1

1

33

Устная речь

Практикум
(Смартфон в жизни человека)

1

1

34

Лексика и грамматика

Лексико-грамматическое задание

1

1

Всего

4

26

34

Содержание курса

9 класс

Наименование занятий

Форма проведения

Количество часов

теория

Практика

всего

1

Понимание устной речи на слух

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

2

Понимание устной речи на слух

Практикум (актуальный репортаж)

1

1

3

Чтение

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

4

Чтение

Практикум (аргументированныйтекст)

1

1

5

Письменная речь

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

6

Письменная речь

Практикум

1

1

7

Устная речь

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

8

Устная речь

Практикум (Экология: переработка отходов)

1

1

9

Лексика и грамматика

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

10

Лексика и грамматика

Тестирование

1

1

11

Понимание устной речи на слух

Репортаж + практикум

1

1

12

Чтение

Практикум (художественный текст)

1

1

13

Письменная речь

Практикум (статья на актуальную тему)

1

1

14

Устная речь

Практикум (Дистанционное обучение: миф или реальность)

1

1

15

Лексика и грамматика

Беседа+практикум

0,5

0,5

1

16

Лексика и грамматика

Практикум

1

1

17

Лексика и грамматика

Лексико-грамматическое задание

1

1

18

Понимание устной речи на слух

Видеорепортаж+ практикум

1

1

19

Чтение

Практикум (аргументированный текст)

1

1

20

Письменная речь

Практикум (Аналитическая статья)

1

1

21

Устная речь

Практикум (Профессиональный выбор)

1

1

22

Лексика и грамматика

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

23

Лексика и грамматика

Практикум

1

1

24

Понимание устной речи на слух

Видеопередача + практикум

1

1

25

Чтение

Газетная статья + практикум

1

1

26

Письменная речь

Практикум (Интервью в школьную газету)

1

1

27

Устная речь

Практикум (Права и обязанности подростков в школе и дома)

1

1

28

Лексика и грамматика

Беседа + практикум

0,5

0,5

1

29

Лексика и грамматика

Практикум

1

1

30

Понимание устной речи на слух

Короткометражный фильм + практикум

1

1

31

Чтение

Практикум (самостоятельная работа с аргументированным текстом)

1

1

32

Письменная речь

Практикум (официальное письмо)

1

1

33

Устная речь

Практикум (Экология: инициативы Зеленых)

1

1

34

Лексика и грамматика

Лексико-грамматическое задание

1

1

Всего

6

28

34

См. продолжение программы