Использование регионального компонента на уроках иностранного языка на примере урока английского языка «Портрет родного края»учебника «Английский язык нового тысячелетия» для 9 класса, автор О.Л.Гроза и др.
Формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, позволяющей осуществлять иноязычное общение, происходит при опоре на различные области знаний. Закономерными представляются поиски взаимодействия предмета «Иностранный язык» с предметами гуманитарного цикла.
В настоящее время, когда возросла самостоятельность отдельных регионов, использование регионального компонента на уроках иностранного языка приобретает большую актуальность. В данной статье попытаемся определить общие направления использования регионального компонента на уроках иностранного языка на примере урока «Портрет родного края» учебника «Английский язык нового тысячелетия» для 9 класса, автор О.Л. Гроза и др.
Преподавание иностранного языка на современном этапе является не только введением обучающихся в мир иноязычной культуры, но и осмыслением понимания ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если обучающийся обладает обширными знаниями об истории, культуре, традициях и обычаях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.
В условиях ограниченного количества часов специальный, самостоятельный курс регионоведения на английском языке нереален. Включение этого материала, как аспекта, в содержание преподавания иностранного языка возможно и практикуется многими преподавателями в разных регионах РФ.
Введение регионального компонента на уроках иностранного языка повышает мотивацию и интерес к предмету. Оно способствует расширению образовательного уровня обучающихся, а разнообразный языковой материал (словосочетания, грамматические конструкции, обороты речи, термины) позволяет строить самостоятельно иноязычное высказывание по темам регионоведения и решать коммуникативные задачи. При этом обучающийся совершенствует свои общеучебные умения и навыки, такие как:
- работа с разными источниками региональных знаний (о регионе);
- отбор реалий и составление лингво-краеведческого словаря, что способствует формированию у школьников познавательной активности и стремлению к самосовершенствованию и саморазвитию, что немаловажно, поскольку новый федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает нас на это;
- организация дополнительного чтения аутентичных текстов регионального содержания (справочники, рекламные издания);
- перевод информации с русского на английский;
- подготовка докладов, рефератов, презентаций и др.;
- разработка тематических проектов.
Раздел 4 учебника для 9 класса «Английский язык нового тысячелетия» под редакцией О.Л.Гроза, по которому работает лицей, посвящён стране, в которой мы живём. Первый урок называется «Портрет родного края». На мой вгляд, авторы учебника очень удачно подобрали и скомпоновали материал, сделав акцент не только на описании физических характеристик местности, но и формировании системы ценностей: малой родины, воспитании чувства гордости за свою страну, края, в котором родился. Обучающиеся заняты поиском и обработкой информации для выполнения проекта.
При прохождении этой темы стараюсь отразить основные области изучения регионоведения, которые позволяют сформировать полное и разностороннее представление о регионе:
- земли и люди ХМАО (природа, климат, население, города);
- история ХМАО (памятники, личности);
- международные связи ХМАО;
- экономика
- социальная сфера (экология, нефть, газ, транспорт, туризм);
- образование (школы, колледжи, ССУЗы, ВУЗы);
- культура (библиотеки, театры, музеи).
Учебный материал в своей практической деятельности реализую через примерные задания:
- крупнейшие реки Сибири (рекламный проспект по Оби);
- глобальное потепление и другие экологические проблемы (как изменился климат в нашем регионе, опиши свои наблюдения);
- игра-экскурсия «Добро пожаловать в Сургут!»;
- нефть и газ (расскажи о компаниях «Сургутнефтегаз», «Газпромпереработка);
- искусство Югры (художники, артисты, музыканты, диалог-расспрос, диалог-обмен информацией);
- Сибирь в стихах, сказки о Югре (заучить, сделать художественный перевод).
Ребята с увлечением работают в последнем направлении, но, к сожалению, мало профессиональных стихов о Сибири на английском языке. Вот одно из них:
«My Land - Siberia» (автор Е.Н.Кисловская, профессор Тюменского государственного университета)
My Land-Siberia,
Siberian forest-the Gnat,
My Siberia, my Siberia.
The world is large and every land
Has lots of treasures,
But my Siberia is the best,
I love it without measure.
I love its rivers and its lakes,
And every golden day.
Siberia's the best of the lands,
Believe in what I say!
Перевод Галушко Полины, 11б
Моя Земля-Сибирь,
Сибирский лес-комар,
Моя Сибирь, моя Сибирь.
Мир богат и велик
В целом и по отдельности,
А я к Сибири привык,
И влюблён беспредельно.
Бесконечна она
Как хантыйская песня
Во всём мире одна,
И я навек с нею вместе.
Чтобы избежать однообразия в построении занятий, стараюсь широко использовать различные средства активизации речемыслительной деятельности, привлекаются в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы, поговорки. При организации тренировки обучающихся в устной речи дополнительно к диалогам используются рассказы по опорному конспекту, учителем или обучающимися при работе над новой лексикой составляются кроссворды, чайнворды.
На всех занятиях присутствует разного вида наглядности: фотографии, репродукции картин, книжные иллюстрации и видеофильмы. Также ребятам предоставляется возможность реализовать своё умение в искусстве планировать, изобретать, оформлять, которое реализуется при выполнении проекта «The portrait of my native land», «My native city Surgut». Работа над проектом проходила в несколько этапов:
- сбор информации;
- обработка собранных данных;
- презентация проекта.
Обучающаяся 9в класса Соколова Светлана участвовала в городском конкурсе творческих проектов, посвященном творчеству Дж.Лондона, с работой «Что роднит героев произведений Дж.Лондона и нас, югорчан?», стала дипломантом конкурса. Обучающиеся Копылова Юлия, Чечиль Арина, Изотова Анна, Золотарева Анна участвовали в городском конкурсе презентаций и видеороликов на иностранном языке «Мой Сургут» в рамках празднования 85-летия образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, стали дипломантами.
В обобщающий урок включена викторина, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.
Упражнения по отработке языкового материала:
1. Fill in the sentences:
- My country is …
- Surgut is situated in …
- The symbols of our region are …
- The flag is…
- The main river is…
2. Answer the questions:
- Where do you live?
- Is your country big?
- What city do you live in?
- Where is your city situated?
- Are there any rivers in your region?
- Does it have its own flag and symbols?
- Is it far from Moscow?
- How do teenagers spend their free time in your city?
- What animals and birds live in your district?
5 Make up sentences:
1. is/ Khanty - Mansiysk/the/ capital/region/our/of
2. district/main the/ river/ Ob/in/our/is/the
3. is/in/situation/our/town/the/ecological/dangerous/not
6. Fill in the verbs:
- Our district … very rich.
- It … a lot of forests and rivers.
- It…its own symbols and flag.
- Life in our city…lots of advantages.
- The huge forests that cover western Siberia … … the taiga.
- It … 5 days to travel from Surgut to Moscow by train.
- The first largest city in our district … Surgut.
На заключительном этапе данного раздела, исходя из опыта, у ребят формируется потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке. Обучающиеся учатся логично и связно рассказывать о культурных событиях своего края, города, публично выступать с подготовленным сообщением по теме:
- Design a reference booklet about the natural resources of Khanti-Mansiysk district-Yugra and make a public speech before the class.
- The best items of our city. Draw the pictures of any items that from your point of view are the most popular and describe them. Особой популярностью у обучающихся пользуется задание «The final activity of the unit»:
Choose from the following list the features you would like to include in your local profile.
- Roads, streets…
- Green plantations:forests, woods, parks…
- Bodies of water: ponds, lakes, rivers, seas…
- Open areas: fields,marshes, swamps…
- Heights, mountains…
- Houses, odd buildings, churches, bridges, hills…
- Other interesting places: caves, stones, trees, wells, monuments…
Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении иностранному языку позволяет школьникам глубже понять и усвоить отдельные языковые явления и лингвострановедческие реалии. Описанные в статье направления работы с региональным материалом (хотя они далеко не исчерпаны) подтверждают необходимость дальнейшего изучения и разработки регионального компонента содержания обучения.
Литература
- Информационные тексты регионального содержания, справочники, рекламные издания.
- Проект российского научного фонда. Иностранный язык и регионоведение.
- Проектная методика обучения английскому языку. Иностранные языки в школе № 3. 2011.
- Сафонова В.В. Диалог культур на уроках английского языка.
- Сбоpник сибирских сказок на английском языке
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2010.
- Чучелина Т. Сказки Югры.