Цель:
- расширять представление детей о многообразии звуков природы: шум дождя, шуршание листьев.
- развитие музыкальных способностей через игру на детских музыкальных инструментах.
- создание условий, способствующих повышению творческого воображения и активности детей;
- расширению музыкального кругозора; пробуждению интереса к видам музыкальной деятельности.
Ход образовательной деятельности
Звучит песня «Осень - чудная пора», дети под музыку заходят в зал, встают в общий круг.
Приветствие с использованием звучащих жестов.
Муз. руководитель: "Здравствуйте, друзья!" (По слогам Здрав-ствуй-те - 3 хлопка, друзь-я - 2 щелчка).
(Дети повторяют движения всей группой; по подгруппам (мальчики, девочки).)
Муз. руководитель: Молодцы! Ребята, сегодня почтальон принес необычное письмо. (Показывает конверт, украшенный по-осеннему) Как вы думаете, что в этом конверте? (ответы детей). Сейчас проверим. (Достает кленовый листок):
От кого письмо, ребятки,
Отгадайте-ка загадку:
Пришла девица красная,
И листья осыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает? (осень). Молодцы!
Муз. руководитель:
Здесь еще что-то написано:
К вам прийти не успеваю.
К себе в гости приглашаю.
Осторожно в лес шагайте,
И зверушек не пугайте.
Не нарушайте лесной тишины,
И звуки природы услышите вы!
Муз. руководитель: Хотите отправиться в осенний лес и послушать звуки природы? Осень в письме просила идти осторожно, чтобы не мешать лесным жителям готовиться к зиме. Кто живет в лесу? (дети называют). Пойдем осторожным шагом.
Муз. руководитель: Как нужно идти осторожным шагом?
Дети: Слегка наклониться вперед и согнуть колени.
Музыкально-ритмическое упражнение «Осторожный шаг»
Муз. руководитель: Вот мы и пришли. Тихо в осеннем лесу. Только слышно, как ветерок шумит, да листочки шуршат.
(фонограмма Звук падающей листвы)
Упражнение на дыхание "Осенние листья"
(дети дуют на листочки, прикрепленные за нитки к ветке)
Дует легкий ветерок -
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок -
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Дует сильный ветерок -
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок -
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Осенние листочки на веточках висят,
Осенние листочки детям говорят -
Рябиновые: А-а-а!
Осиновые: И-и-и!
Кленовые: О-о-о!
Дубовые: У-у-у!
Муз. руководитель: (обращает внимание на листочки на полу) Смотрите, настоящий осенний ковёр.
Мы листочки соберём
С ними танцевать пойдём!
«Танец Осенних листочков» А.Филиппенко
Муз. руководитель: Красивый получился танец, все старались.
Про осень мы знаем песню, споём?
Сначала нужно подготовить голосок.
Распевка «Листики».
Листики летят (поступенное движение минорной гаммы вверх: ре-ля,
Это листопад (поступенное движение минорной гаммы вниз: ля-ре).
Мы их соберём,
Маме отнесём.
Муз. руководитель: Голосок ваш готов. Вставайте врассыпную на осенней полянке.
Дети исполняют песню с движениями «Осень», муз. А.Петренко
Муз. руководитель: (обращает внимание детей, что под деревом что-то лежит, достает сундучок). Какой красивый сундучок!
Это Осень нам сюрприз приготовила, посмотрим, что в сундучке? (достает палочки). Что это? (палочки).
Из чего они сделаны? (ответы детей - из дерева)
Муз. руководитель: Это не простые палочки, это палочки - игралочки, они умеют шагать, скакать и бегать. Давайте превратим наши палочки в ножки, и поиграем с ними. Сядем в кружок, ножки вперед - в стороны.
Ритмическая игра "Ножки" (дети выполняют действия по показу муз. руководителя)
Ножки-ножки, вы шагали?
Мы шагали - 2 раза (шагают палочками)
Ножки-ножки вы бежали?
Мы бежали - 2 раза (палочки бегут)
Ножки-ножки вы плясали?
Мы плясали - 2 раза (движения крест на крест палочками)
Ножки - ножки вы устали?
Мы устали - 2 раза (кладут палочки на колени) Повторить игру 2 раза.
Муз. руководитель: А теперь все дружно встали, друг за другом зашагали.
Бодро, весело шагайте,
И на палочках играйте.
Начинаем движение одновременно с музыкой.
Музыкально-ритмическая игра «Весело шагаем»
(дети маршируют, передавая ритм деревянными палочками)
Муз. руководитель: (достает листок из сундучка, читает)
Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках - это… (ёжик).
Слушание «Ежик» Д.Кабалевский
Муз. руководитель: Какой хорошенький ёжик спрятался под осенним листочком, приготовьте пальчики, порадуем маленького ёжика игрой.
Пальчиковая игра «Ёжик»
Муз. руководитель:
Посмотрите, на дереве белка сидит,
Щелкает белка орешки.
А мы для белочки сыграем все вместе на ложках. (дети достают ложки из сундучка)
Игра на ложках «Полянка», русская нар. мел.
Муз. руководитель: Откроем снова сундучок и возьмем волшебный листочек (читает):
Встаньте, дети, дружно в круг!
Сейчас ваши спинки, да ручки отдохнут.
Игровой самомассаж «Вот у нас игра какая»
Вот у нас игра какая:
Хлоп ладошка, Хлопки в ладоши.
Хлоп - другая!Правой, правою ладошкой
Мы пошлёпаем немножко. Шлепки по правой руке.А потом ладошкой левой Шлепки по левой руке от плеча к кисти.
Ты хлопки погромче делай.А потом, потом, потом Лёгкое похлопывание по щекам.
Даже щёчки мы побьём.Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлопки над головой.
По коленкам - шлёп, шлёп! Хлопки по коленям.По плечикам теперь похлопай! Шлепки по плечам.
По бокам себя пошлёпай! Шлепки по бокам.И погладим мы себя. Поглаживание по рукам, груди, бокам,
Вот какая красота! спине, ногам.
Муз. руководитель: А теперь, детвора, поиграть пришла пора! (достает из сундучка шапочки.)
Выбирает ведущих, надевает 3 шапочки: лиса, заяц, медведь.
Игра «Чей кружок скорее соберется?»
Муз. руководитель: Вот и закончилась наша прогулка. Понравилось вам, ребята, в осеннем лесу? (ответы детей).
«Осенний дождь» (фонограмма «Шум дождя»)
Начинается осенний дождь и нам пора возвращаться в группу.
Давайте попрощаемся, используя уже знакомые нам звучащие жесты.
Прощание: Звучащие жесты "До свидания, друзья!"
Под музыку дети уходят в группу.