Квест «Дети в теме!»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: игра, квест, дети


Введение

Каждый человек, независимо от возраста, представляет собой самостоятельную личность, имеющий свою точку зрения, волю и намерения. Проживая в социуме, он также наделён правами и обязанностями, которые необходимо знать и владеть ими. Правовые дисциплины школьники начинают изучать с начальных классов, ведь правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.

Правовое воспитание должно проводиться уже в начальной школе, когда младшие школьники начинают активно познавать окружающий мир.

Актуальность проблемы правового воспитания младших школьников определяется и психолого-педагогическими особенностями познавательных процессов на данном возрастном этапе. Требуется подход, позволяющий включить младших школьников в познавательную деятельность. В младшем школьном возрасте ученики должны научиться понимать, что они являются гражданами государства, положение которых регулируется правовыми нормами, научиться ответственности за свои поступки.

Возникает вопрос: как и когда осуществить правовое воспитание младших школьников в школе?

В своей работе мы разработаем комплекс мероприятий по правовому воспитанию младших школьников.

Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Младшие школьники не могут долго концентрировать своем внимание на неинтересном. Потому учитель должен иметь разные подходы в обучении детей. Исследования показывают, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения можно получить совершенно разные характеристики мышления у детей младшего школьного возраста [1] .

Цель: знакомство младших школьников с избирательным правом РФ, формирование правовой и политической культуры с ранних лет, поддержка активной гражданской позиции учащихся.

Задачи:

  • способствовать приобретению учащимися первичных знаний основ избирательного права в условиях проблемно-групповой работы;
  • способствовать развитию навыка групповой, проблемной работы, активизации познавательного интереса к политическим процессам в стране;
  • способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах;
  • воспитывать уважительное отношение к законодательству Российской Федерации, к ее политическим процессам.

Предполагаемый результат: повышение уровня правовой воспитанности учащихся начальной школы.

Квест

Приложение 1

Организационный момент, во время которого ведущий (учитель) приветствует участников квеста, и объясняет правила участия в самой игре.

Квест проходит по станциям, каждая из команд в составе 5-ти человек в начале игры получает маршрутный лист, в котором написан их маршрут по станциям (всего 5 станций), при выполнении задания на станциях каждая из команд зарабатывает определенное количество баллов, которое заносится в маршрутный лист.

Главная цель квеста: по полученным на станциях подсказкам-ключам составить высказывание одного из известных людей. («Если наш школьный знакомый получает видный государственный пост, мы рады за него, но тревожимся за будущее нашей страны» - Билл Вон).

Победителем квеста будет считаться команда, которая быстрее и результативнее (наберет большее количество баллов) всех справится с заданиями.

1. Станция Сказка - ложь, да в ней намек

Участникам читается описание известной сказки, но через правовую терминологию, участники должны отгадать о какой сказке идет речь, и какие права героев нарушены в этой сказке.

(за каждую верно названную сказку 1 балл)

Информация для экспертов. Если команда заработала от 8-10 баллов, даем ключ-подсказку и говорим номер кабинета со следующей станцией.
При получении 6-7 баллов ключ-подсказку даем, но не говорим номер кабинета со следующей станцией, а указываем этаж и символ - синий квадрат.

При получении 0-5 баллов подсказку не даем, говорим, что ищем кабинет с символом - синий квадрат. Этаж не называем.

  1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все? (Сказка о рыбаке и рыбке)
  2. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? (Три поросёнка)
  3. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. (Золушка)
  4. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? (Приключения Буратино)
  5. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? (Лягушка-путешественница)

2. Станция «Капитан очевидность»

Информация для экспертов. Если команда заработала от 8-10 баллов, даем ключ-подсказку и говорим номер кабинета со следующей станцией.

При получении 6-7 баллов ключ-подсказку даем, но не говорим номер кабинета со следующей станцией, а указываем этаж и символ - красный треугольник.

При получении 0-5 баллов подсказку не даем, говорим, что ищем кабинет с символом - красный треугольник. Этаж не называем.

Отгадать анаграммы терминов избирательного права и процесса.

  • Страна - а р а н с т
  • Документ - к у н т е м о д
  • Политика - и п о к а л и т
  • Право - В О Р А П
  • Образование - Р О З А В И Н А Б Е О
  • Человек - Л О В Ч Е К Е
  • Гражданин - Г Р И Н Н А Д А Ж
  • Конституция - О Н У К С Т Т И Ц И Я
  • Выборы - Ы В Р О Ы Б

3. Станция «Правовая пиктограмма»

Пиктограмма - это рисунчатое письмо, в котором зашифровано какое-то послание. Вот и мы подготовили для вас ребусы. Ваша задача их расшифровать. Каждый ребус связан с выборами и избирательной кампанией. Правильно разгаданный ребус принесет вам 1 балл. Время 5 минут.

Информация для экспертов. Если команда заработала от 8-10 баллов, даем ключ-подсказку и говорим номер кабинета со следующей станцией.
При получении 6-7 баллов ключ-подсказку даем, но не говорим номер кабинета со следующей станцией, а указываем этаж и символ - зеленая звезда.

При получении 0-5 баллов подсказку не даем, говорим, что ищем кабинет с символом - зеленая звезда. Этаж не называем.

Ребусы

4. Станция «Государственные праздники Российской Федерации»

Участникам даются карточки с названием праздников и датами, задача соотнести, количество баллов соответствует правильно составленным парам, за каждый верный ответ 2 балла

  1. День воинской славы - День Защитника Отечества - 23 февраля
  2. Праздник весны и труда - 1 мая
  3. День воинской славы России - День победы - 9 мая
  4. Международный день защиты детей - 1 июня
  5. День России - 12 июня
  6. День молодежи России - 27 июня
  7. День государственного флага Российской Федерации - 22 августа
  8. День Конституции Российской Федерации - 12 декабря
  9. День воинской славы - день народного единства России - 4 ноября

5. Станция «Вопросы от болельщиков»

Каждой команде задаются вопросы по очереди, если команда не отвечает, ход передается следующей команде.

1. На какой день недели может быть назначено голосование на выборах?

Ответ: Только на воскресенье

2. Вправе ли избиратель получить второй избирательный бюллетень?

Ответ: Да, если бюллетень выдается взамен испорченного

3. Допускается ли в кабине для тайного голосования присутствие других лиц, кроме голосующего избирателя?

Ответ: Да, если избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень

4. Как называется коллегиальный орган, организующий подготовку и проведение выборов?

Ответ: Избирательная комиссия

5. Должны ли члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации иметь высшее профессиональное образование?

Ответ: Да

6. В какие дни законом запрещается проведение предвыборной агитации?

Ответ: В день голосования и предшествующий ему день

7. Является ли предвыборной агитацией распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью?

Ответ: Да

8. Допускается ли изготовление агитационных материалов за пределами Российской Федерации?

Ответ: Нет

9. Какой избирательный документ получает избиратель в день голосования для участия в голосовании?

Ответ: Избирательный бюллетень

10. Вправе ли представители средств массовой информации осуществлять фото- и видеосъемку при подсчете голосов избирателей?

Ответ: Да

11. Гражданам, какого возраста в Российской Федерации принадлежит право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления?

Ответ: Гражданам Российской Федерации, достигшим на день голосования возраста 18 лет и старше

12. Как называется гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом?

Ответ: Избиратель

13. Как называют лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность?

Ответ: Кандидат

14. Назовите первого президента Российской Федерации

Ответ: Борис Николаевич Ельцин

Конкурс. Все на выборы

Участникам на время предлагается придумать политический лозунг или призыв на выборы с использованием уже заданных слов (итоги баллов по количеству использованных слов и логичности построения призыва)

  • Родина,
  • гражданин,
  • патриот,
  • депутат,
  • кандидат,
  • выборы,
  • избирательный участок,
  • активное избирательное право,
  • политика,
  • парламент.
За каждое использованное слово 2 балла.

Сделать агитационный плакат на листе А4, для этого даются различные вырезки из журналов и газет, каждая команда выбирает для себя что она будет использовать. После изготовления плаката команда его представляет.

Оценивается по критериям использования материалов:

  • текст лозунгов,
  • фото,
  • личный выбор,
  • процесс голосования

За каждый из указанных критериев команда получает по 2 балла.

Когда команды проходят квест и собираются в актовом зале, заслушиваются выступления представителей команд. Жюри поводит итоги, подсчитывая количество набранных баллов (Приложение 2), и выявляется самая лучшая команда.

Заключение

Младший школьный возраст - это один из важных этапов в жизни ребёнка, который имеет свои психолого-педагогические особенности. Изучение особенностей развития младших школьников свидетельствует о том, что возраст сенситивен для правового воспитания, так как у ребенка в начальной школе имеет место становление основ научной картины мира, представлений гражданственности, моральных понятий, связанных с выполнением долга, пониманием единства прав и обязанностей [2, 3].

Правовое воспитание - это процесс, направленный на воспитание правовой культуры, правового сознания личности путём целенаправленного воздействия.

Целью правового воспитания является повышение уровня правовой культуры и правосознания младших школьников.

Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания школьников требования правовых норм, чтобы они стали руководством в повседневном поведении младших школьников. Общей задачей правового воспитания является формирование нового человека.

В правовом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности в школе применяют такие формы работы, как упражнение, изучение нормативно-правовых актов, игры, квесты, просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов правового содержания. Беседа, поощрение, убеждение, пример являются методами правового воспитания младших школьников.

Мы разработали программу квеста «Дети в теме!», который включает в себя соревновательные моменты: мозговой штурм, ребусы, кроссворд и другое. Все это поможет в раскрепощенной форме изучить и закрепить знания. Правовое воспитание научит младших школьников аргументировать свою позицию, обогатит практические навыки, поможет освоить элементарные правовые понятия, права, обязанности и позволит познакомиться с нормативно-правовой базой Российской Федерации.

Данный комплекс мероприятий способен создать условия для повышения уровня правовой культуры и правового сознания младших школьников, путём расширения знаний прав и обязанностей личности, правовых норм, позволит правильному пониманию их смысла и содержания; сформирует мотивацию к получению правовых знаний. По нашему мнению, квест будет способствовать совершенствованию процесса правового воспитания у младших школьников во внеурочной деятельности в школе.

Список литературы

  1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. 287 с.
  2. Губкина Т.А., Чичулин А.В. Внеурочная деятельность по праву в школе, её взаимосвязь с другими видами деятельности // Педагогические науки. 2017. С. 34-35.
  3. Дик Н.Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. М.: Феникс, 2013. 155 с.
  4. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017. 507 с.
  5. Исаев И.А. Правовая культура России. М.: Проспект, 2009. 165 с.
  6. Хасанова С. А. Правовое воспитание младших школьников в СОШ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Сургут, 2007. 42 с.