Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию. Тема занятия: «Путешествие в страну здоровья»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, старшие дошкольники


Образовательные области: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция видов деятельности: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Вид занятия: интегрированное.

Формы образовательной деятельности: фронтальная.

Цель: Формирование культуры здорового образа жизни, воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять у детей представления о здоровом образе жизни,
  • дать детям элементарные представления о способах защиты от болезней,
  • учить применять правила сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни,
  • закрепить знания о пользе продуктов, витаминах

Развивающие:

  • развивать внимание, познавательный интерес к своему здоровью,
  • развивать мыслительную активность, воображение,
  • формировать навыки диалогической речи

Воспитательные:

  • воспитывать желание заботиться о собственном здоровье и окружающих
  • воспитывать дружеские отношения, умение работать в коллективе.

Планируемый результат:

  • Дети должны научиться ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи, сравнивать, анализировать.
  • Дети должны научиться осваивать правила работы в группе, воспроизводить и применять правила работы в группе, передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; уметь доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • У детей должно сформироваться положительное отношение к изучаемой теме, установка на ЗОЖ.

Подготовительная работа: создание презентации для показа детям, подготовка демонстрационного материала (следы красные и белые, элементы дидактической игры «Одень куклу по погоде»)

Оборудование: ноутбук, презентация, доска, картинки с изображением одежды для разных времен года, карточки с изображением человечков с разными настроениями, следы из картона красного и белого цвета

Активизация словаря: воздушно-капельный путь, переохладиться, организм, носовое дыхание, заражающиеся, кутаться, микробы, витамины A,B,C

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы :С.Михалков «Грипп»
  • Беседы, ситуативные разговоры:

Беседа «Полезные и вредные привычки»

Цели:

  • Учить детей отличать вредные и полезные привычки.
  • Формировать сознательный отказ от вредных привычек.
  • Закреплять умение объяснять смысл поговорок.

Беседа «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»

Цели:

  • Расширять знания о пользе витаминов, закрепить знания о полезных и вредных продуктах.
  • Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Беседа «Разговор о правильном питании»

Цели: формирование у детей элементарных представлений о здоровой пище.

Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя: (оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, реквизит, используемые материалы, мизансцены).

Используемые технологии (методы):

  • ИКТ-технологии: показ презентации
  • Здоровьесберегающие - физкультминутка «Носовое дыхание»
    Физкульминутка «Носовое дыхание»
    • Открыть рот, кончик языка прижать к небу. Включается ротовое дыхание 5 раз.
    • Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко раскрыть рот-вдохнув, разжать пальцы. 5 раз
    • Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю
    • Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, сделав резкий выдох через нос.5 раз
    • Сделать вдох носом-при выдохе тянуть звук «м», постукивая указательным пальцем по крыльям носа.
  • игровые:

Игра малой подвижности «Микроб»

Правила игры: Дети делятся на 2 команды, одна команда «Микробы», вторая «Заражающиеся». По сигналу дети из команды «Микробы» начинают бросать ватные комочки в детей другой команды, те должны увернуться, чтобы на них ватные комочки не попали. Тот, в кого попал шарик, выходит из игры и начинает чихать.

Дидактическая игра «Одень куклу по погоде»

Цель: Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение.

Ход занятия

Вводная часть

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Сегодня такой замечательный день, светит солнышко, радует нас еще своими теплыми осенними лучами, но у меня для вас есть очень грустная новость: один мой знакомый друг попал в беду, он попал в королевство простуды, к самой королеве, сидит у нее в королевстве и грустит. Вот послушайте, что он вам сейчас расскажет. (Детям показывается с экрана компьютера видео с чтением ребенка отрывка из стихотворения С.Михалкова «Грипп»

- Ребята, скажите, пожалуйста, чем мы можем помочь моему другу? Ответы детей (освободить, вылечить, избавиться от злых чар королевы простуды….)

После ответов детей воспитатель предлагает:

- Молодцы, вы двигаетесь в правильном направлении, поэтому я вам предлагаю отправиться в путь. Закрывайте глаза и мы перенесемся с вами в волшебный мир.

Основная часть

(Звучит сказочная музыка)

Воспитатель: - Открывайте глаза, осмотритесь кругом. Но куда же мы попали? Куда же нам идти? (На экране компьютера в презентации на слайде 1 (рисунок 1) изображение красных следов).Такие же следы разложены на свободном пространстве группы.

Рисунок 1.

- А вот красные горячие следы, но куда же они ведут? И что же это за следы? (Ответы детей )

- Сейчас мы с вами отправимся в путь, но не забывайте, что нельзя будет идти по красным горячим следам в течение всего занятия. В холодное время года очень легко попасть в Королевство Простуды. А какое сейчас время года? (Ответы детей)

- А что же случилось с мальчиком, моим другом? Почему он заболел и оказался в Королевстве простуды? (Ответы детей)

- А как микробы попадают в организм человека? (Ответы детей)

- Такой путь называется «воздушно-капельный». И сегодня мы поговорим о том, как уберечь себя от простуды. Как вы думаете, как же нам не попасть во владения злой королевы? (ответы детей)

- Посмотрите еще раз на красные горячие следы, вы помните, что нельзя на них наступать? (Ответы детей)

- А рядом белые следы (На экране компьютера в презентации на слайде 2 (рисунок 2) изображение белых следов). Такие же следы разложены на свободном пространстве группы.

Рисунок 2.

Это следы здоровья. Как вы думаете, по каким следам мы пойдем? (ответы детей)

Воспитатель предлагает встать детям со своих мест и пройти по белым следам, не наступая на красные.

- Будьте внимательны, кто наступит на красные следы, тот попадет в Королевство простуды). После прохождения по следам детям предлагается вернуться на свои места и продолжить смотреть презентацию.

- Ребята, куда же мы с вами пришли ? (На экране слайд 3. (Рисунок 3) с изображением людей укутанных в одежду) (ответы детей)

Рисунок 3.

- Это Город ватных одеял. Здесь живут Куталки. Они очень тепло одеваются, кутаются, но все равно болеют. Как вы думаете, почему люди болеют, если тепло одеваются? (Ответы детей)

- А как надо одеваться, чтобы не заболеть и переохладиться? (Ответы детей)

Детям предлагается дидактическая игра «Одень куклу по погоде» . На доске вывешены силуэты кукол, на столе разложена одежда для разных времен года. Детям предлагается выбрать одежду, соответствующую временам года.

- Молодцы, ребята, справились с задачей. Значит, среди наснет куталок и мы знаем с вами какую одежду надо носить, чтобы не переохлаждаться и не перегреваться.

- Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, что еще имеет большое значение в борьбе с простудой? (ответы детей)

- Сейчас я вам открою один секрет и расскажу, что большое значение имеет в борьбе с простудой физкультура и спорт. Кто регулярно занимается спортом, то здоров и весел. А теперь я предлагаю вам сделать закаливающее упражнение «носовое дыхание».

Физкульминутка «Носовое дыхание»

- Открыть рот, кончик языка прижать к небу. Включается ротовое дыхание 5 раз.

- Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко раскрыть рот-вдохнув, разжать пальцы. 5 раз

- Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю

- Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, сделав резкий выдох через нос.5 раз

- Сделать вдох носом-при выдохе тянуть звук «м», постукивая указательным пальцем по крыльям носа.

- А теперь продолжаем путь. (Детям предлагается опять пройти по белым следам, не наступая на красные. На экране слайд 4 (рисунок 4) с изображением дома с закрытыми окнами и дверями).

Рисунок 4.

- Ребята, перед нами Дворец микробов. Здесь все окна закрыты, воздух не проникает, поэтому в этом дворце живут тучи микробов. Здесь живет принц «Ап-чхи».Здесь все чихают и кашляют друг на друга. Как же нам уберечься от микробов? Чего боятся микробы?(Ответы детей)

- Микробы бояться свежего воздуха. Что же нужно сделать? (ответы детей). А как надо правильно проветривать помещение, чтобы все микробы улетучились? (ответы детей)

- А чем мы должны с вами пользоваться, чтобы микробы-чихуны не попали в наш организм ?(ответы детей: платок, маска…)

- Зачем надо закрывать нос и рот платком, одевать маску? (ответы детей)

- Что надо сделать, чтобы микробов во дворце не было? (ответы детей)

- А как часто надо мыть руки? (ответы детей)

Детям предлагается игра малой подвижности «Микробы». Дети делятся на 2 команды, одна команда «Микробы», вторая «Заражающиеся». По сигналу дети из команды «Микробы» начинают бросать ватные комочки в детей другой команды, те должны увернуться, чтобы на них ватные комочки не попали. Тот, в кого попал шарик, выходит из игры и начинает чихать.

- Ребята, не только физкультура и спорт укрепляют наши силы, а еще и рациональное питание. Какую еду должны получать дети и взрослые , чтобы быть здоровыми? (Ответы детей)

- А в каких продуктах питания содержится больше всего витаминов , как вы думаете? (Ответы детей)

На экране слайд 5, (рисунок 5) на котором изображены разные продукты и названия витаминов A,B,C. Детям предлагается отгадать загадки, если ответы правильные , на экране появляется соответствующая картинка:

Рисунок 5.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки (Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетой фабрики -
Из далёкой африки. (Апельсин)

Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий.
Куда ни приду,
Всех до слёз доведу. (лук)

Нарядилась Алёна
В сарафанчик свой зелёный,
Завила оборки густо,
Узнаёшь её?.. ( Капуста)

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный хвост. (морковь)

Маленький, горький, луку брат (чеснок)

- Молодцы, ребята, теперь вы знаете полезные фрукты и овощи,которые помогают организму, бороться с микробами и не болеть. А особую роль играют лук и чеснок. После занятия мы с вами организуем посадку лука и когда он вырастит, будем его есть.

Заключительная часть

- Ну вот, теперь мы с вами отправимся обратно в путь, но смотрите, куда же пропали красные горячие следы? (ответы детей)

- Они исчезли, потому что мы с вами получили столько новых и полезных знаний, что нам не страшна простуда. А как вы думаете, мы помогли моему другу? (ответы детей)

- Что он узнал и что будет теперь делать, чтобы не заболеть?(Ответы детей)

- Я предлагаю вам составить правила и запомнить их. Давайте с вами повторим, чему же мы научились за сегодняшнее занятие?(Ответы детей)

  • Правило № 1 - одеваться по погоде, не кутаться и не переохлаждаться.
  • Правило № 2 - во время чихания пользоваться платком и, надевать маску.
  • Правило № 3 - часто мыть руки с мылом.
  • Правило № 4 - заниматься физкультурой и спортом
  • Правило № 5 - есть полезные продукты.

- Ребята, вам понравилось наше занятие ? (ответы детей)

- Я хочу, чтобы вы помнили все наши правила и никогда не болели. А в конце занятия я вам предлагаю сесть за столы. На которых лежат листочки с нарисованным человечками, у которых разное настроение. Я предлагаю вам выбрать одного и раскрасить его, чтобы у него было такое же настроение, как у вас сейчас.

- На этом наше путешествие заканчивается. Желаю вам крепкого здоровья.