Конспект НОД по «Познавательно-речевому развитию».
ОО «Коммуникация»
Цель: Развивать коммуникативные качества детей и художественное творчество.
Интеграция: ОО «Художественное творчество»; ОО «Социализация»; ОО «Здоровье».
Задачи:
ОО «Коммуникация»
- Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, упражнять в слоговом анализе слов.
- Закрепить произношение звуков З-ЗЬ в чистоговорках.
- Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
- Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
- Упражнять детей в образовании слов при помощи суффиксов -иц; -ец; -онк; -енк.
- Закрепить умение детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным.
- Расширять словарный запас на тему «Продукты питания»
- Развивать свободное общение детей.
ОО «Художественное творчество»
- Совершенствование техники аппликации
ОО «Социализация»
- Воспитывать доброжелательность, гостеприимство.
- Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.
ОО «Здоровье»
- Формировать привычку к здоровому образу жизни, к питанию.
Оборудование и материал: карточки с картинками со звуками з, зь.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент
- Ребята, как хорошо, что у нас сегодня гости. Доброе утро! Здравствуйте!
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
2. Проблемная ситуация
- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране звуков. Кто помнит, какие звуки мы изучали на прошлом занятии? (На прошлом занятии мы изучали звуки З, Зь.)
- Какие упражнения мы знаем для этих звуков? (Лягушка и слоник, горка)
- Как мы их произносим? (Язык горкой, губы в улыбке. Холодный воздух идет вниз.)
- Чем они похожи? Чем отличаются?
Звенит звонок телефона.
- Ребята, кто-то нам звонит. (Включить громкую связь.)
Аллё! Здравствуйте, ребята! Это звоню вам я, зайчик.
У меня сегодня день рождения, летом я заранее пригласил медвежонка, ёжика, ласточку, но никто не пришёл. Может быть, вы придёте ко мне на День рождения?
- Можем зайчику, ребята?
Дети: Зайчик, не грусти, мы придём к тебе на День рождения!
Зайчик: Спасибо, ребята, буду вас ждать! (Конец связи.)
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему медвежонок, ёжик и ласточка не пришли к зайчику на день рождения?
А мы пойдем. Но на День рождения с пустыми руками не ходят. Что же делать? (Дети предлагают подарить зайчику букву З, ведь на неё начинается слово зайчик). Ребята, можно рассказать зайчику про его любимую букву и звуки з, зь. (Дети берут букву.)
- Какие звуки она обозначает?
- Какой секрет про замки мы знаем? Думаю, что в путешествии по зимнему лесу эти знания нам пригодятся.
3. Путешествие в зимний лес
- На чём можно путешествовать в зимний лес?
Упражнение-разминка "В лес на лыжах мы пойдем":
Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
Мы деревья и кусты змейкой обойдем
И к лесной опушке вскоре мы придем.
(Логопед показывает. Имитируя движения лыжников, продвигаемся вперед).
4. Вьюга
- Вот мы с вами и в лесу. Как - то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга? (Включить вой вьюги)
Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса "Вьюга".
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: "З-з-з-з-з-з".
Застонал лес от вьюги: "М-м-м-м-м-м".
Тяжело стонут дубы: "М-м-м-м-м-м".
Стонут березы: "М-м-м-м-м-м".
Шумят ели: "Ш-ш-ш ш-ш-ш".
Стихает вьюга: "С-с-с-с-с-с".
- Замела вьюга дорогу. Что же делать? (Нужно расчистить дорогу.) Нужно собрать снежинки. На снежинках что-то нарисовано. (Дети говорят, что) Какие звуки повторяются? (з,зь) Это заяц. В слове заяц звук з самый первый, он твёрдый. (Дети все говорят по слову.)
- Молодцы, ребята! Расчистили дорогу.
А чтобы было веселее путешествовать, можно спеть песенку-разминку
За-за-за-за
зо-зо-зо-зо, за-за-за-за
зу-зу-зу-зу, за-за-за-за
зи-зи-зи-зи, за-за-за-за
за-зо-зу-зи, зе-зе-зе-зе. 2 раза
5. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Логопед: - Ребята, кажется, мы заблудились. Ой кто это бросается шишками?
Белка: - Это я бросаюсь шишками. Что вы здесь делаете? (Дети отвечают.)
Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:
«Скажи наоборот». Белочка начинает, а вы продолжаете и возвращаете шишку:
Заяц летом серый, а зимой (белый).
Медведь летом гуляет, а зимой (спит .
Белка живёт высоко в дупле, а лиса (низко в норе).
Заяц добрый, а волк (злой).
У белки хвост длинный, а у зайца (короткий).
Лиса пушистая, а ёж (колючий).
- Молодцы! А вы помните, как называются детёныши животных?
У медведя (медвежонок).
У зайца (зайчонок).
У белки (бельчонок).
У лисы (лисёнок).
У волка (волчонок).
Справились с заданием, белочка говорит, что нужно идти направо.
6. Звуковой анализ слова "ЗИМА"
Звучит уханье совы.
- Ребята, кто это ухает? (Это ухает сова.)
Учёная сова покажет нам дорогу, если мы выполним её задание - откроем схему слова зима. Тимофей, помоги нам рассказать про это слово. (Открывается слово зима).
- Сова нас благодарит и говорит, что идти нужно направо.
7. У зайчика
- А вот и домик зайчика. Но у него домофон. Чтобы набрать код, нужно нажимать на геометрические фигуры (какие?): нажимать на круги и называть, какой зайчик; на треугольники - что он делает.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали.
- Молодцы, правильно набрали код.
Выходит зайчик.
- Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли. Проходите в избушку. Но я не успел накрыть стол. Вы мне поможете?
- Ребята, а как назвать всё, что есть на столе? (Это продукты питания).
- Я положу зефир в зефирницу. А ты, Артём? (Можно разбить детей на пары: у одних посуда, у других продукты)
(Я положу морковную запеканку на тарелку. Я положу земляничное варенье в варенницу. Я положу конфеты в конфетницу, а сухари в сухарницу.)
Молодцы! Справились с очередной задачей. А в каких словах вы услышали звуки з,зь?
Зайчик:- А что это за звуки? Спасибо, ребята, за помощь!
Дети: -З айчик, а мы тебе приготовили подарок! Это буква З. Она обозначает звуки з,зь.
Зайчик: - Спасибо, ребята! Это моя любимая буква.
Логопед: - Зайчик, у тебя было весело, но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
8. Итог. Рефлексия
- Сделаем вдох через нос и длительный выдох через рот со звуком З, как будто прозвенел звонок.
- Вам понравилось путешествие?
- Что больше всего понравилось?
- Что повторили?