Конспект занятия "Путешествие в страну звуков" (старшая логопедическая группа)

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: речевое развитие


Конспект НОД по «Познавательно-речевому развитию».

ОО «Коммуникация»

Цель: Развивать коммуникативные качества детей и художественное творчество.

Интеграция: ОО «Художественное творчество»; ОО «Социализация»; ОО «Здоровье».

Задачи:

ОО «Коммуникация»

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, упражнять в слоговом анализе слов.
  • Закрепить произношение звуков З-ЗЬ в чистоговорках.
  • Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
  • Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
  • Упражнять детей в образовании слов при помощи суффиксов -иц; -ец; -онк; -енк.
  • Закрепить умение детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным.
  • Расширять словарный запас на тему «Продукты питания»
  • Развивать свободное общение детей.

ОО «Художественное творчество»

  • Совершенствование техники аппликации

ОО «Социализация»

  • Воспитывать доброжелательность, гостеприимство.
  • Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

ОО «Здоровье»

  • Формировать привычку к здоровому образу жизни, к питанию.

Оборудование и материал: карточки с картинками со звуками з, зь.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент

- Ребята, как хорошо, что у нас сегодня гости. Доброе утро! Здравствуйте!

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

2. Проблемная ситуация

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране звуков. Кто помнит, какие звуки мы изучали на прошлом занятии? (На прошлом занятии мы изучали звуки З, Зь.)

- Какие упражнения мы знаем для этих звуков? (Лягушка и слоник, горка)

- Как мы их произносим? (Язык горкой, губы в улыбке. Холодный воздух идет вниз.)

- Чем они похожи? Чем отличаются?

Звенит звонок телефона.

- Ребята, кто-то нам звонит. (Включить громкую связь.)

Аллё! Здравствуйте, ребята! Это звоню вам я, зайчик.

У меня сегодня день рождения, летом я заранее пригласил медвежонка, ёжика, ласточку, но никто не пришёл. Может быть, вы придёте ко мне на День рождения?

- Можем зайчику, ребята?

Дети: Зайчик, не грусти, мы придём к тебе на День рождения!

Зайчик: Спасибо, ребята, буду вас ждать! (Конец связи.)

Логопед: Ребята, как вы думаете, почему медвежонок, ёжик и ласточка не пришли к зайчику на день рождения?

А мы пойдем. Но на День рождения с пустыми руками не ходят. Что же делать? (Дети предлагают подарить зайчику букву З, ведь на неё начинается слово зайчик). Ребята, можно рассказать зайчику про его любимую букву и звуки з, зь. (Дети берут букву.)

- Какие звуки она обозначает?

- Какой секрет про замки мы знаем? Думаю, что в путешествии по зимнему лесу эти знания нам пригодятся.

3. Путешествие в зимний лес

- На чём можно путешествовать в зимний лес?

Упражнение-разминка "В лес на лыжах мы пойдем":

Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
Мы деревья и кусты змейкой обойдем
И к лесной опушке вскоре мы придем.

(Логопед показывает. Имитируя движения лыжников, продвигаемся вперед).

4. Вьюга

- Вот мы с вами и в лесу. Как - то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга? (Включить вой вьюги)

Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса "Вьюга".

Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: "З-з-з-з-з-з".
Застонал лес от вьюги: "М-м-м-м-м-м".
Тяжело стонут дубы: "М-м-м-м-м-м".
Стонут березы: "М-м-м-м-м-м".
Шумят ели: "Ш-ш-ш ш-ш-ш".
Стихает вьюга: "С-с-с-с-с-с".

- Замела вьюга дорогу. Что же делать? (Нужно расчистить дорогу.) Нужно собрать снежинки. На снежинках что-то нарисовано. (Дети говорят, что) Какие звуки повторяются? (з,зь) Это заяц. В слове заяц звук з самый первый, он твёрдый. (Дети все говорят по слову.)

- Молодцы, ребята! Расчистили дорогу.

А чтобы было веселее путешествовать, можно спеть песенку-разминку

За-за-за-за
зо-зо-зо-зо, за-за-за-за
зу-зу-зу-зу, за-за-за-за
зи-зи-зи-зи, за-за-за-за
за-зо-зу-зи, зе-зе-зе-зе. 2 раза

5. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Логопед: - Ребята, кажется, мы заблудились. Ой кто это бросается шишками?

Белка: - Это я бросаюсь шишками. Что вы здесь делаете? (Дети отвечают.)

Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

«Скажи наоборот». Белочка начинает, а вы продолжаете и возвращаете шишку:

Заяц летом серый, а зимой (белый).
Медведь летом гуляет, а зимой (спит .
Белка живёт высоко в дупле, а лиса (низко в норе).
Заяц добрый, а волк (злой).
У белки хвост длинный, а у зайца (короткий).
Лиса пушистая, а ёж (колючий).

- Молодцы! А вы помните, как называются детёныши животных?

У медведя (медвежонок).
У зайца (зайчонок).
У белки (бельчонок).
У лисы (лисёнок).
У волка (волчонок).

Справились с заданием, белочка говорит, что нужно идти направо.

6. Звуковой анализ слова "ЗИМА"

Звучит уханье совы.

- Ребята, кто это ухает? (Это ухает сова.)

Учёная сова покажет нам дорогу, если мы выполним её задание - откроем схему слова зима. Тимофей, помоги нам рассказать про это слово. (Открывается слово зима).

- Сова нас благодарит и говорит, что идти нужно направо.

7. У зайчика

- А вот и домик зайчика. Но у него домофон. Чтобы набрать код, нужно нажимать на геометрические фигуры (какие?): нажимать на круги и называть, какой зайчик; на треугольники - что он делает.

- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали.

- Молодцы, правильно набрали код.

Выходит зайчик.

- Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли. Проходите в избушку. Но я не успел накрыть стол. Вы мне поможете?

- Ребята, а как назвать всё, что есть на столе? (Это продукты питания).

- Я положу зефир в зефирницу. А ты, Артём? (Можно разбить детей на пары: у одних посуда, у других продукты)

(Я положу морковную запеканку на тарелку. Я положу земляничное варенье в варенницу. Я положу конфеты в конфетницу, а сухари в сухарницу.)

Молодцы! Справились с очередной задачей. А в каких словах вы услышали звуки з,зь?

Зайчик:- А что это за звуки? Спасибо, ребята, за помощь!

Дети: -З айчик, а мы тебе приготовили подарок! Это буква З. Она обозначает звуки з,зь.

Зайчик: - Спасибо, ребята! Это моя любимая буква.

Логопед: - Зайчик, у тебя было весело, но нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!

8. Итог. Рефлексия

- Сделаем вдох через нос и длительный выдох через рот со звуком З, как будто прозвенел звонок.

  • Вам понравилось путешествие?
  • Что больше всего понравилось?
  • Что повторили?