Экологическое воспитание дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: экологическое воспитание


Экологическое воспитание людей является глобальной задачей социального значения. Сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к окружающей среде и обеспечения соответствующего воспитания и образования молодого поколения. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания и на формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения, которые должно дать учреждение образования в ходе образовательного процесса Воспитание милосердия, терпимости, доброго отношения к окружающему миру, к людям, что находятся с ним рядом - важная составляющая экологического воспитания.

Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем мире, проявляется познавательный интерес, отношения к окружающему вокруг миру.

Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: « Побудить же в детях живое чувство природы - значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».

Экологическая воспитанность дошкольников выражается в знаниях дошкольников о жизни на земле, о земле, воде, воздухе; в знания о растительности леса, сада; в знаниях о птицах, домашних и диких животных, Красной книге; в знаниях о природе родного края; в умении ухаживать за растениями в уголке природы.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и, в том числе позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Ребенок учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что - нельзя.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе, как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К.Д.Ушинский был за то, чтобы « вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни.

П.Г.Федосеева определяла, что основной целью экологического воспитания старшего дошкольного возраста является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей старшего дошкольного возраста научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь и ответственное отношение к природе закладывается в детской душе только в том случае, если ребенок старшего дошкольного возраста ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых.

В концепции С.Н.Николаевой видно, что цель экологического воспитания старшего дошкольного возраста это - развитие базовых основ экологического воспитания, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе и окружающей среде во всем многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды».

Составные экологического воспитания личности ребенка старшего дошкольного возраста, по С.Н.Николаевой, - «знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать и в реальной жизни, в разнообразной деятельности (в играх, в труде, в быту).

Экологически воспитанную личность можно охарактеризовать как сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе и окружающей среде, человеческим, заботливым отношением.

Важно как можно раньше учить ребенка уважать природу, ценить ее, при этом объясняя, для чего это нужно. Ребенок должен понять, что он может активно взаимодействовать с природой таким образом, чтобы созидать новые блага.

Для этого поставлены следующие задачи:

  • Воспитание бережного отношения к миру;
  • Формирование экологического сознания;
  • Развитие интереса к природе;
  • Направление активной деятельности детей на сохранение природных ресурсов.

Для решения этих задач в работе используют экологические минутки, экскурсии на природу, различные эксперименты, развивающие игры, живые уголки, зимние сады.

Начинать экологическое воспитание необходимо именно с дошкольного возраста, когда маленький человек:

  • Формирует основы экологического воспитания;
  • Накапливает свои знания о различных формах жизни;
  • У него закладываются начальные элементы экокультуры.

В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. На занятия дети получают знания о ценности в природе, о взаимодействии живы организмов. Используются комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетаются с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, художественной). Интересно и использование проектной деятельности в работе над экологической темой. Участники экологически проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Формы и методы работы с детьми используются разнообразные: экскурсии, наблюдения, сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, эксперименты и опыты , видео и аудиозаписи.

Для экологического воспитания детей огромную роль играют прогулки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулке внимание детей обращено на красоту родной природы.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного и использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес познать мир природы. Воспитание любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. И в этой работе первыми помощниками должны стать родители.

Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

«Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока Вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы» (Д.Рескин)

Список используемой литературы

1. Иванова. А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

2. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. - 116 с.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

4. Маневцова Л.М. «Листок на ладони» - СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2004г.

5. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. - Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1994. - №7.

6. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Детство-Пресс; 2001.

7. Градобоева Т.В. Экологическое воспитание детей. «Дошкольное воспитание», 1988.

8. Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.16. Левитман. М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб: Союз 1998.

9. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

10. Николаева С.Н. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников. - М., 1996.

11. Николаева С.Н. Статьи в журнале «Дошкольное воспитание»: 1988 № 2, 6, 8, 12; 1996 № 7; 1998 № 1.

12. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2002.

13. В.А.Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль, 1998, Академия развития.