Использование «детской универсальной steam-лаборатории» в рамках исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Актуальность проекта заключается в том, что вектор развития дошкольного образования совпадает с потенциалом международного интегрированного подхода в обучении по темам, с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность, или STEАM-образования. Ведь главный девиз STEAM-образования «Минимум теории, максимум практики». Оно основано на использовании междисциплинарного и прикладного подхода. STEАM - это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребенок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, отстаивать свои проекты.

Использование концепции конструирования обучающей среды по направлению Babyskils «Детская универсальная STEAM-лаборатория» позволит нам включить в образовательную деятельность основы программирования, робототехники, математики и теории вероятности, картографии, астрономии, инженерии.

Новизна данного проекта заключается в апробации Детской универсальной STEAM-лаборатории в образовательной деятельности в вариативной части основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 111».

Цель проекта - организация исследовательской деятельности старших дошкольников посредством использования «Детской универсальной STEAM-лаборатории».

Задачи проекта:

  • Изучить образовательные ресурсы «Детской универсальной STEAM-лаборатории» и апробировать их в процессе организации исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Оформить страницу на сайте группы «Березка» для воспитанников и родителей «Мы - исследователи»;
  • Инициировать сетевое партнерство с Беляк Е.А., разработчиком авторской программы «Детская универсальная STEAM-лаборатории по направлению Babyskils для детей 4-8 лет».

Апробация в ходе проекта системы работы по авторскому направлению организации исследовательской деятельности старших дошкольников в специально созданной обучающей среде «Детской универсальной STEAM-лаборатории - позволила принципиально по-новому организовать развивающую предметно пространственную среду для организации исследовательской деятельности. В ходе проекта была оборудована действующая STEAM-лаборатория в группе, куда входит оборудование авторского развивающего набора - Беляк Екатерины Александровны, руководителя Центра развития STEAM-образования г.Москва, - «Детская универсальная STEAM-лаборатория». Данная лаборатория оснащена наборами - Программируемый «Микибот», маленький компактный робот в виде мыши, оснащенный датчиками движения, памятью до 40 шагов. Точные перемещения шагом в 15 см и поворотом в 90°. Звуки, издаваемые роботом, и сверкающие глаза, подтверждающие исполнение инструкций ребёнком. Вспомогательными материалами для организации игр, сюжетно-ролевых сценариев, экспериментов: кубики для Лого-программирования, различные поля, иллюстрированные тематические приложения.

В ходе нашего долгосрочного проекта были проведены серии мини-проектов «Тайны космоса», в процессе реализации которых, дошкольники старшей группы осваивали пошаговое программирование без компьютеров и планшетов, знакомились с ключевыми понятиями программирования: робот, программа, команда, алгоритм, цикл. Серия мини-проектов «Микиботы в космосе» познакомила с возможным практическим освоением космоса. С помощью этого набора провели исследования по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, инерции, гравитации, вулкана.

Параллельно организовывались серии исследований с использованием Цифровой лаборатории по изучению основных физических свойств объектов окружающего мира «Наураша в стране Наурандии», с использованием модулей «Электричество», «Звук», «Магнитное поле». Данная цифровая лаборатория, содержит датчики в виде «Божьей коровки», измеряющие соответствующую физическую величину, набор вспомогательных предметов для измерений, компьютерную программу, где мультипликационный герой - мальчик Наураша - проводит ряд научных опытов, с подробным объяснением. Особенностью данного продукта является то, что, используя реальные датчики, подключаемые к компьютеру, мы превращали исследовательскую деятельность в игру, делали ее живой по-настоящему, когда ребенок исследует реальный, а не виртуальный мир. В этой цифровой лаборатории виртуальная реальность позволяет исследовать реальность настоящую.

Итогами проекта стали:

  • Мастер-класс для педагогов МБДОУ: «Реализация STEAM - технологий и проведение исследований с дошкольниками в детской универсальной STEAM лаборатории».
  • Проведение для педагогов открытых сюжетно-ролевых сценария по организации исследовательской деятельности в Детской универсальной STEAM -лаборатории - «Микиботы в космосе».
  • Создание мини-музея в старшей группе «Космические открытия» с привлечением семей воспитанников и организации на этой основе виртуального музея на сайте группы «Березка» в разделе «Мы исследователи».

Перспективы развития проекта:

  • Разработка и внедрение STEAM - технологий, при реализации следующих образовательных платформ на основе учебно-методического пособия «Детская универсальная STEAM-лаборатория» Е.Беляк и дальнейшим использованием «Цифровой лаборатории «Наураша»
  • Дальнейшее сетевое сотрудничество с центром STEAM - образования Е.А.Беляк (участие в вебинарах, прохождение курсов, участие в конкурсах)

Список литературы

  1. Беляк, Е.А. Детская универсальная STEAM-лаборатория: учебно-методическое пособие. [Текст] - /Е.А.Беляк. Ростов-на Дону: Изд. Дом «Проф-Пресс», 2019. - 472с.
  2. Волосовец, Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа [Текст]/ Т.В.Волосовец и др. - М:. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 112 с.

Электронные ресурсы

  1. Аксенова, Т.А. Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т.А.Аксенова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 12.6 (116.6). - С. 1-6. - URL: https://moluch.ru/archive/116/31981/ (дата обращения: 12.05.2020).
  2. Почему STEAM-образование - образование будущего? 24 июля 2018г.https//pedsovet/org/beta/article/pocemu-steam-obrazovanie-obrazovanie-bud/ (дата обращения: 29.04.2020)
  3. STEAM-Образование, как ориентир на перспективное детство. Бритвина Е.В. Текст: - URL https://infourok.ru/vistuplenie-po-teme-steam-innovacii-v-doshkolnom-mire-3236243.html/ (дата обращения: 20.04.2020)
  4. Академия Наураши "Цифровая STEАM-лаборатория" - URL https://xn--80azees4a.xn--p1ai/catalog/naustim/665/ (дата обращения: 16.04.2020)