Открытое занятие по ФЭМП в средней группе "Гуси-лебеди"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


Цель: развивать логическое мышление, математические способности.

Задачи:

  • Образовательные: закреплять устный счет в пределах 5.
  • Развивающие: закреплять знания геометрических фигур, совершенствовать умение сравнивать предметы по длине.
  • цвету, размеру, соотносить заданное количество предметов с цифрой, развивать ориентировку в пространстве, развивать творческое воображение.
  • Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умения прийти на помощь.

Предварительная работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке, заучивание физминутки и приветствия.

Методы и приемы: игровые словесные, наглядные.

Материал и оборудование: яблоня, печка на столике, 2 тарелки с пирожками, речка с «мостиками» на магнитной доске, цифры от 1-5, геометрические фигуры на каждого ребенка, картинки геометрических фигур на доске, картинка избушки, кукла Аленушка на руку и Иванушка, кукла Бабы-Яги.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, здравствуйте. Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (дети стоят полукругом возле стульчиков)

Дети:

Здравствуйте ручки, хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте ножки, топ, топ, топ!
Здравствуйте гости, в этот час,
Мы очень рады видеть вас! (дети присаживаются на стулья)
Ножки ровненько поставили,
Ручки на колени положили,
Слушаем воспитателя,
Ушки навострили!
Сюрпризный момент:(плач ребенка)

Воспитатель: Ой, ребята, кто это там плачет?

- Сейчас мы посмотрим! (ищу кто плачет, достаю куклу, одеваю её на руку, и спрашиваю её.

Воспитатель: Девочка здравствуй , как тебя зовут и почему ты плачешь?

Воспитатель: Её зовут Маша. Сегодня Машины родитенли уехали на базар, а её оставили присматривать за братцем Иванушкой! А она заигралась с подружками, оставила братца одного и он пропал! И теперь Маша просит нас помочь ей найти братца!

Воспитатель: Ребята, кто догадался из какой сказки Машенька?

Дети: Из сказки Гуси-лебеди!

Воспитатель: Правильно, ребята! А кто унес Иванушку?

Дети: Гуси-лебеди!

Воспитатель: Правильно, ребята, поможем Машеньке найти братца

Иванушку?

Дети: да поможем!

Воспитатель: Ты Машенька ступай домой и жди родителей, а мы с ребятами отправимся выручать твоего братца!

Воспитатель : Маша говорит нам - до свидания ребята!

Мы: до свидания! (ребята встают около стульчиков)

Воспитатель: Я сейчас скажу заклинание , которое поможет нам очутится в сказке! Повторяйте за мной!

Заклинание:

Три раза хлопни, два раза топни,
Вокруг себя обернись,
и в сказочной стране очутись! (звучит музыка) (дети садятся на стульчики)

На полянке стоит печь (макет на столе, рядом две тарелки с пирожками, цифры от 1-4)

Воспитатель: Ребята, что это?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята давайте спросим у печки куда полетели гуси-лебеди?

Дети: Спрашивают у печки, куда полетели г-л.

Воспитатель: печка говорит, она скажет куда полетели гуси-лебеди, если вы выполните ее задание. Баба Яга мимо летела, все пирожки разбросала!!

Задание от печки: Ребята, посчитайте, сколько пирожков на синей тарелочке?

(дети считают хором, воспитатель показывает указкой)

Воспитатель: Ева, сколько пирожков на синей тарелке?

(воспитатель призывает ребенка к полному ответу: «На синей тарелке 2 пирожка»)

Воспитатель: А сколько пирожков на красной тарелочке?

(дети считают хором, воспитатель показывает указкой)

Воспитатель: Даша, сколько пирожков на красной тарелке?

(воспитатель призывает ребенка к полному ответу: «На красной тарелке 2 пирожка»)

Воспитатель: А сколько пирожков на двух тарелочках? На красной сколько? На синей сколько?

(ответы детей) (2 и 2 )

- Сколько всего?

(ответы детей: 4)

Воспитатель: А как иначе можно сказать, сколько пирожков?

Дети: Поровну! (проговариваю хором, поровну)

Как еще можно сказать? (одинаково, столько же)

Воспитатель: Ребята, а если я уберу один пирожок с синей тарелочки? Сколько останется на тарелке ?

- Правильно, один!

Воспитатель: Артем покажи мне цифру которая указывает на количество пирожков!

(Артем показывает) цифра один.

А на другой тарелочке сколько пирожков? Значит какая цифра показывает количество пирожков?

Ростик, покажи мне!

Ростик: два

В какой тарелке пирожков больше? (призываем к полным ответам)

На сколько?

(ответы детей)

В какой тарелке пирожков меньше?

(ответы детей)

На сколько?

Воспитатель: Молодцы, ребята, печка говорит, что мы справились с заданием! Печка сказала, что гуси-лебеди полетели к яблоне, а яблоня у нас справа от печки!

Ребята, покажите мне правую ручку, поднимите ее вверх! (поднимают)

Теперь мы идем направо, дети встают со стульчиков (маршируем под речевку)( дети сели на стульчики)

(Убираю печку, ставлю ближе яблоню)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за дерево?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Ребята, давайте спросим у яблони куда гуси-лебеди полетели!

(Спрашиваем)

Воспитатель: Яблоня говорит, что скажет нам куда гуси-лебеди полетели, если мы выполним её задание!

Задание от яблони:

Воспитатель: Ребята, Баба Яга перепутала стряхнула все яблочки с дерева, давайте с вами поможем яблоньке собрать их!

Подвижная игра!

Воспитатель: (раскидывает яблоки из корзины) посмотрите, у нас на земле много разных по размеру яблочек!

Какие у нас здесь яблоки?

(ответы детей)большие и маленькие!

Воспитатель: давайте с вами соберем большие яблоки в одну корзиночку, а маленькие в другую корзинку!

(Играет музыка) дети собирают яблоки!

Воспитатель: Молодцы быстро собрали яблочки!

- В этой корзиночке сколько яблок Артем?

(ответ 3)

- они какие по размеру и цвету Ева?

(большие и красные)

А в другой корзиночке сколько яблочек?

Ксюша посчитай мне!

(ответ 5)

Они какие по размеру и цвету?

(ответы детей)

маленькие и жёлтые!

Воспитатель: А как по другому можно сказать, маленьких яблок сколько?

(ответы детей) много

Воспитатель: А больших яблок сколько?

(ответы детей) мало

Воспитатель: Итого, маленьких яблочек больше, чем больших?

Молодцы справились с заданием, яблоня сказала, что гуси лебеди полетели к речке! Налево. Ребята, поднимите левую ручку! Теперь мы идем налево! (дети шагают возле стульчиков на месте)

(Я ставлю магнитную доску ,на ней нарисована речка, внизу на доске 2 мостика)

Воспитатель: Ребята, мы с вами подошли к речке, давайте спросим у речки, куда гуси лебеди полетели?

- Речка нам скажет, куда полетели гуси лебеди, если мы выполним задание от речки!

Задание от речки:

Речка говорит, что баба яга разбросала все мостики, которые были на речке. Нам надо подобрать мостик, который соединит два берега!

Дидактическая игра «подбери мостик»

Воспитатель: Смотрите, ребята, перед нами два мостика: один длинный, другой короткий, а нам надо выбрать самый длинный по которому мы сможем перейти через речку!

Покажите, пожалуйста, какой мостик длинный, а какой мостик короткий? (дети показывают)

Почему вы так решили?

Давайте эти мостики сравним!

Как мы будем их сравнивать? (дети - надо мостики приложить друг к другу, и будет видно какой мостик длиннее, а какой короче)

Поля, выйди покажи как это сделать?(Поля прикладывает ) красный мостик самый длинный.

Воспитатель: Молодцы, ребята, нашли длинный мостик правильно!

А кто мне скажет какой из этих мостиков широкий, а какой узкий.

Давайте их опять сравним! Как мы это сделаем?

(Дети - надо один мостик наложить сверху другого мостика, будет видно какой мостик шире, а какой уже)

Вызывается ребенок к доске выполняют задание и озвучивают результат сравнения.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!

Мы с вами нашли самый длинный и широкий мостик, который нам поможет перейти через речку?

Воспитатель: Ребятки, вы наверное устали, давайте разомнемся!

Физминутка (у реки дети встают в круг)

Гуси-лебеди летели, летели, (машут руками)
И на воду сели. (присели)
Сели, посидели
И дальше полетели. (машут руками)
Прогнулись над водой, (наклоны)
Качают головой. (качают головой)
Посмотрели по сторонам
Не ищет ли их кто-то там! (поворачивают голову)

Воспитатель: ребята, задание от речки мы выполнили ,и речка сказала, что гуси к дому Бабы Яги! Налево. Ребята поднимите левую ручку, где у нас лево, вот туда мы и пойдем! (проходят за столы)

Молодцы, ребята, а теперь мы пришли к избушке, где живет баба яга!

Садитесь за столы и слушайте меня внимательно, смотрим на доску!

Вот (картинка избушки) избушка на курьих ножках, рядом стоит кукла бабы яги.

Воспитатель с детьми: баба яга отдай нам Иванушку, его сестрица разыскивает!

Воспитатель: Ребята, баба яга говорит, что отдаст нам Иванушку, только тогда, когда мы отгадаем загадки и построим для бабы яги новую избушку! А то у бабы яги совсем старая избушка, а она хочет новую! Отгадаем загадки и построим яге новую избушку?

Дети: Да!

Загадки от бабы яги:

Воспитатель: я загадываю загадку, а вы отвечаете!

Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На кольцо, на колесо,
Кто же я такой друзья?
Назовите вы меня

Дети! (круг) (я вешаю на доску круг)

Воспитатель: Молодцы (показываю картинку круга)! Ребята, у вас на столах тоже есть геометрические фигуры, покажите мне круг!

Артем, у тебя какого цвета круг?

Сарра, а у тебя?

(ответы детей)

- Правильно!

Воспитатель:

Три вершины,
три угла,
Три сторонки,
кто же я?

Дети: Треугольник!

Воспитатель: правильно, показываю треугольник и вешаю на доску, покажите мне у вас треугольник!

- Ева, у тебя какого цвета треугольник?

- Поля а у тебя?

- Правильно!

- Следующая загадка:

Я фигура хоть куда
Очень ровная всегда
Все углы во мне равны
И четыре стороны!
Кубик - мой любимый брат
Потому что я …(квадрат)

(ответы детей) (вешаю картинку квадрата на доску)

У всех на столе есть квадрат? покажите мне!

Ярослав у тебя какого цвета квадрат?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте из тех геометрических фигур, которые лежат у вас на столе, построим новую избушку для бабы яги ,и она отпустит Иванушку!

У вас на столе лежат листочки бумаги, сначала мы наклеиваем на лист квадрат (вот так, показываю)

Затем приклеиваем крышу, крыша какой формы?

(ответы детей)

- Правильно, наклеиваем треугольник, это крыша!

- А теперь посмотрите какая геометрическая фигура у вас осталась?

(Ответы детей)

- Правильно, круг, он по размеру какой?

(ответы детей, маленький)

- Это будет у нас окошко на чердаке, его мы приклеиваем по центру треугольника, а по центру большого квадрата, вот так(показываю), приклеиваем маленький квадрат(это маленькое окошко)

У всех получилось? Молодцы!

Воспитатель: баба яга у нас все получилось, и ребята построили тебе новую избушку! Баба яга говорит ,что отдаст нам Иванушку!

И тут выносят Иванушку!(кукла на руке)(Татьяна выносит)

Воспитатель: Ребята, Иванушка нас благодарит, за то что мы его спасли и забрали у бабы яги! Он говорит нам до свидания и отправляется домой к родителям и сестре.

До свидания!

Итог

Ребята, ну а нам пора возвращаться в группу, давайте встанем в круг и скажем! (встаем в круг)

«Сказка, двери закрывай!
В детский сад нас отпускай! (звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети: да!

- А что понравилось больше всего?

- Что запомнилось?

- Что нового вы узнали?

Молодцы! (достаю корзинку)

А в этой корзиночке лежат гостинцы от Машеньки, и скоро мы их попробуем!

До свидания!