Цель. Формирование грамматического строя речи у детей средней группы.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать общую культуру поведения, бережное отношение к природе.
- Формировать патриотические чувства.
Развивающие:
- Развивать связную речь, мышление, внимание, память.
- Заинтересовывать самостоятельным решением задач познавательного и творческого характера.
Образовательные:
- Познакомить с профессией лесника, ее особенностями.
- Повторить и закрепить классификацию диких животных.
- Работа над словарем: лесник, лесовод, сторожка.
Словарная работа: лесник, сторожка, лисятами, бельчатами, ежатами, волчатами, медвежатами, зайчатами.
Предварительная работа: беседа «Кто, где живет?», беседа о диких животных и их детенышах, рассматривание картинок с животными.
Материал. Презентация осеннего леса. Письмо лесника, воздушный шарик, диск с пением птиц, лесник персонаж.
Ход занятия
Организационный момент
Дети стоят полукругом возле стульчиков.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!
Воспитатель. Оказывается, лесник, приглашает вас к себе в гости.
А вы знаете кто такой лесник?
Где он живет?
Как называется его домик? (сторожка).
(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы).
Воспитатель: Ну что же, ребята, отправимся в гости? Но для этого надо произнести волшебное заклинание: (дети выполняют движения)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки протянуть вперед,
А затем - наоборот.
Как листочки, покружиться.
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!
(Звучит аудиозапись голосов птиц.)
(Слайд 1 дети слушают пение птиц, лес).
Воспитатель. Ой, ребята, куда мы с вами попали? (лес)
А кто, знает где домик лесника?
А кто же нам покажет дорогу к домику Лесовика? (появляется лисичка - анимационная картинка) Вон смотрите, лисичка! У неё и спросим.
(Слайд №2 лиса)
Лисичка, лисичка - покажи,
Лисичка, лисичка - расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
Лиса. Лисичка говорит, что расскажет и покажет, если вы отгадаете загадки, про животных которые живут в лесу.
Воспитатель: Давайте, ребята, сядем и послушаем, какие загадки нам загадает лисичка.
Загадки. (отгадки появляются на экране)
Кто в берлогу спать ложится-
Волк, медведь или лисица?(медведь)Кто колючий словно елка,
Носит на спине иголки? (еж)Есть у нас такой обычай-
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки,
Кто мы лисы или волки? (волки)Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета,
Шуба для зимы другого цвета. (заяц)Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней. (лиса)
Лиса хвалит вас и говорит, что нам нужно идти по этой дорожке и никуда не сворачивать.
(Слайд № 3, лесная дорожка)
Дети встают у стульчиков и шагают под речёвку воспитателя.
Мы ребята молодцы,
Мы ребята удальцы,
Мы играем и поем,
Дружно, весело идем!
(Слайд №4 белочка)
Воспитатель. Смотрите, ребята, а вот и белочка. Давайте у нее спросим.
Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку
Воспитатель Белочка говорит что, конечно, расскажет и покажет, только сначала она хочет с вами поиграть в игру, которая называется «Назови одним словом».
Слайд №5 (ряд картинок - деревья (2 дерева).
Воспитатель. Что вы видите на картинке? (Деревья)
Как называется это дерево? (береза)
А это какое дерево?(елка)
- Так кто мне повторит ещё раз как мы можем назвать, одним словом?
Ель, береза - деревья
Слайд №6
Что вы видите на картинке? (Птицы)
Как называется эта птица? (Снегирь)
А это что за птичка? (Синичка)
- Кто мне повторит , как мы можем назвать одним словам?
Снегирь, синица - птицы
Слайд №7
Что, вы видите на картинке? (Цветы)
Как называется этот цветок? (Ромашка)
А это какой цветок? (колокольчик)
- Кто, может, повторить еще раз как мы можем назвать, одним словом?
Ромашка, колокольчик - цветы.
Слайд №8
Что вы видите на картинке?(животные)
Как называется это животное? (Медведь)
А это что за животное? (волк)
- Кто может повторить еще раз как можно назвать, одним словом?
Медведь, волк- животные.
Белка хвалит вас и говорит, что нам нужно идти дальше по лесной дорожке, там мы встретим зайку, он нам дальше дорогу покажет.
Воспитатель. Ну, что ребята пошли дальше по дорожке, идите только по дорожке, а то потеряетесь.
(Слайд №9 дорожка)
Звучит музыка, идем по дорожке под речевку.
(Слайд № 10 зайчик)
Воспитатель. А вот и зайка. Ребята. Здравствуй, зайка.
Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
Зайка покажет дорогу, только сначала он говорит наверно мы устали идти и он предлагает нам отдохнуть.
Физминутка. Зайцы
Скачут, скачут волесочке
Зайцы - серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг - скок, прыг - скок -
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед - назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Зайка хочет с вами, ребята, поиграть ,игра называется «Назови ласково» Я буду вам называть слово , а вы в ответ называть слово ласково мне!
Дидактическая игра "Назови ласково"
Например:
- Гриб - грибочек, лист - листочек,
- Ветка - веточка, куст - кустик,
- Ягода - ягодка, трава - травка,
- Жук - жучок, елка - елочка,
- Цветок - цветочек, шапка шапочка,
- Дождь - дождичек, облако - облачко.
Зайка хвалит вас, говорит, что ему понравилось играть с вами. Нам нужно идти, дальше мы встретим ежика, он покажет нам дорогу. С дорожки не сходите, а то заблудитесь в лесу.
Звучит музыка. Идут по лесной дорожке под речевку.
(Слайд №11 ёжик)
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а вот и ежик. Давайте у него спросим, как нам дальше пройти.
Ежик, ежик - расскажи.
Ежик, ежик - покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку.
Еж говорит, что расскажет и покажет, если ответите на его вопросы.
- Кто живет в лесу?
-Как называются животные, которые живут в лесу?
-Ребята скажите, а чего нельзя делать в лесу?
- Ребята, а вы знаете где живет медведь...в берлоге, лиса...в норе, Белка....в дупле, ёж...в норе, птичка…. в гнезде.
Ежик хвалит вас говорит ,что вы молодцы ,на все вопросы ответили. Идем, скорее к дедушке леснику он нас уже ждет.
Дети идут по дорожке к домику лесника под речевку.
(Слайд № 12 домик лесника)
Воспитатель стучит по домику.
Выходит дедушка лесник. (Второй воспитатель).
Воспитатель. Здравствуй, дедушка лесник. А мы получили твое приглашение, и пришли к тебе в гости.
Лесник. Здравствуйте, ребята. Молодцы, что пришли. А мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли и их не обижали.
Мне нужна ваша помощь.
- Кто знает, какое сейчас время года?
- А что происходит осенью?
Вот и в моем лесу подул сильный ветер и запутал (яблочки, грибочки) помогите мне правильно разложить их по корзиночкам.
Дети делятся на команды, подходят к столам (2 островка, столы).
Подгрупповая работа.
Лесник : Спасибо вам, ребята, за помощь! А за это я хочу вас угостить, а вот и угощение для вас. Достает корзину с яблоками. А мне пора к моим лесным друзьям.
Воспитатель: Ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Я сейчас произнесу волшебные слова, и мы окажемся в нашем детском саду.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки протянуть вперед,
А затем - наоборот.
Как листочки, покружиться.
Чтоб в саду нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в наш детский сад!
(Слайд №13 детский сад)
Рефлексия: Ребята вам понравилось наше путешествие в лес? Расскажите мне:
- Где были?
- Кого видели?
- Кто больше всего понравился?
Все молодцы, пойдемте в группу есть яблочки.