П/С:
- учить различать по внешнему виду и называть транспорт; активизировать речь детей: транспорт, самолет, корабль, пилот, водитель, капитан;
- названиями основных частей машины (кабина, кузов, руль, колеса);
- учить различать действия (летит, едет, гудит, плывет);
- собирать из частей целое;
- учить разгадывать загадки.
Ход занятия
К нам гости прилетел Лунтик, на космическом корабле, и говорит, на нашей планете мы передвигаемся по воздуху.
А как вы передвигаетесь по улицам? (давайте расскажем Лунтику, какие машины ездят по улицам нашего города (автобусы, троллейбусы, такси, грузовые…).
Ребята, вот у меня картинки, но они все разрезанные. Что же теперь делать?
Вы мне поможете, ребята? Все картинки соберем и посмотрим, что получится.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Вот первая картинка.
Посмотрим, что у нас получилось, это машина.
Где ездит автомобиль? (по дороге). А кто водит автомобиль? (шофер, водитель).
Следующая картинка; что это? (корабль).
Где плавает корабль? (по воде, по морю). А управляет им капитан.
Осталась последняя картинка, вот и ее собрали (самолет).
Где летает самолет? (по небу, по воздуху). Кто им управляет? (пилот). Что есть у самолета, как у птицы? (крылья). А вы хотите стать пилотами (летчиками), предлагаю полетать на самолёте.
Физкультминутка «Самолет»
Мы садимся в самолет, (Дети приседают)
Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны)
Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо)
Приземляться нам пора! (Приседают)
Как можно все эти средства передвижения (машина, корабль, самолет…) назвать одним словом.
А для чего нужен транспорт? (чтобы передвигаться: ездить, летать, плавать). Отгадав загадки, мы узнаем, какие еще есть виды транспорта:
Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус)У него два колеса
И седло на раме
Две педали есть внизу
Крутят их ногами (велосипед)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались - путь далек,
Лишь оставили дымок (поезд)Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет,
Что такое? (самолет)
Эта громкая машина
Без руля и без кабины
В шлеме парень очень смелый
С ней справляется умело.
Как вы думаете, что можно перевезти на такой машине? (кирпичи, доски, шкаф…)
Правильно, эта машина так и называется, грузовая машина, которая перевозит груз.
Физкультминутка «Машины»
По шоссе идут машины, (крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен - «сигналим»).По дороге мчусь стрелой
Не угнаться вам за мной
У меня есть руль и шины
Как зовут меня? (машина)
Какие части есть у машин? (кузов, колёса, двери, руль, сиденья, фары)
Ребята, что это? (самолёт и вертолёт).
Как они передвигается? (летят по небу). Верно, самолеты, вертолёты, ракеты летают по воздуху - это воздушный транспорт.
Назовите, что на этой картинке? (корабль, лодка, пароход). Как они передвигаются? (по воде). Правильно, корабль, лодка, пароход…- это водный транспорт.
Дидактическая игра «Плывет, едет, летит»
- Что плывет? Лодка, катер, парусник, корабль.
- Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.
- Что летит? Ракета, самолет, вертолет.
- Транспорт, который движется по воде, называется? (Водный транспорт).
- Транспорт, который движется по воздуху, называется? (Воздушный транспорт),
- Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).
Лунтику очень понравилось у нас, он многому научился, но ему пора возвращаться. До свидания, Лунтик!