Метапредметная олимпиада на английском языке

Разделы: Иностранные языки

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: английский язык, олимпиада


Расскажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь.
Китайская мудрость

Метапредметная олимпиада представляет собой инновационный вид конкурсных испытаний для обучающихся общеобразовательной организации. Олимпиада не проверяет знания детей по предметам. Она проверяет умение общаться, договариваться со школьниками разного возраста, умение сообща находить решение задачи и умение представить результат. Метапредметная олимпиада - это модель жизненной ситуации, в которой людям необходимо сотрудничать, находить общий язык.

Метапредметная деятельность является "надпредметной". Метапредметная олимпиада необычная, она даёт возможность детям проявить сразу все свои умения. Участники олимпиады должны уметь сравнивать, схематизировать свои знания, наблюдать, формулировать вопросы и ответы, выдвигать гипотезы, моделировать, делать умозаключения. Как правило не существует типовых решений задач олимпиады.

Метапредметные олимпиады позволяют заявить о себе, преуспеть, поверить в себя детям, которые не могут показать высокие результаты в конкурсах и олимпиадах по общеобразовательным предметам. Конкурентная окружающая обстановка создает условия для индивидуализации успехов.

Сегодня в современные образовательные стандарты заложен подход к любому изучаемому предмету как системе знаний о мире. Объем знаний, которым на сегодняшний день наполнен наш мир, похож на «энциклопедический бутерброд», который в рот не влезет. И поэтому самое главное уметь находить знания и уметь пользоваться предшествующим опытом для решения задач будущего. Без этого успешным в современном мире быть нельзя.

Формирование команд проводится необычно. Участники одной команды разного возраста: пятиклассник, шестиклассник, семиклассник и восьмиклассник. Атмосфера мероприятия позволяет им быстро познакомиться, подружиться и вместе работать. Задания отличаются от тех, которые ученики выполняют на уроках. Они направлены на универсальные умения школьников. Дети работают с информацией, формулируют и кратко излагают свои мысли, организовывают себя и порядок работы, работают в команде. Здесь представлены задания одной из метапредметной олимпиады.

Цель проведения олимпиады: Развитие и стимулирование метапредметного подхода в обучении английскому языку.

Учителя прилагают много усилий для того, чтобы ученики стали успешными. Для этого они не только обеспечивают их теоретическими знаниями, но и обучают их тому, как применять эти знания в реальной жизни. Для того, чтобы ученики действительно преуспели и внесли свой вклад в развитие общества, необходимо обучить их навыкам эффективного общения, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для рождения новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми им придется столкнуться в жизни. Поэтому уроки должны быть направлены на это. Как правило, один ученик отвечает, остальные в это время отдыхают. А при работе в группах, когда дети передвигаются, все вовлечены в этот процесс, им не скучно, и информация запоминается легко. В результате все обучающиеся выходят из школы с полными знаниями. В этом и есть суть Сингапурской методики обучения.

Задачи:

  • Создать базу диагностических материалов для оценки уровня сформированности УУД.
  • Создать условия для выявления одаренных детей и для их самореализации. Раскрыть их творческий потенциал, развить креативность. Выявить способность к моделированию, схематизации, анализу, синтезу и сравнению.
  • Повысить интерес школьников к изучению иностранного языка.
  • Создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности учителей английского языка в области достижения метапредметных результатов.

Как уже упоминалось выше, команды - участники олимпиады состоят из 4 человек: по одному представителю из 5, 6, 7 и 8 классов. В школе они не учатся вместе. Им предстоит познакомиться друг с другом и работать сообща. За тем, как с заданиями справляются ребята, следят эксперты, которые фиксируют в специальных листах успехи и неудачи команд. Возможно, дети 8-х классов справились бы сами с заданием, но задача состоит в другом. В оценочных листах можно увидеть, что оценивается не всегда правильность выполнения задания. Там больше критериев, которые оценивают, как работает команда, выслушивают ли старшие дети мнение младших или наоборот младшие старших, распределяют ли обязанности, составляют ли план действий и т.д.

Распределение по командам происходит следующим образом. На каждом столе стоит елочка. На елочке звезда с названием команды: Политика, Культура, История. Дети выбирают, какая им тема интересней. Но за одним столом не может сидеть двое детей из одной параллели.

Продумывая задания для метапредметной олимпиады, была изучена примерная номенклатура олимпиадных испытаний:

  • Интерпретация текстов
  • Аргументация в дискуссии
  • Моделирование и конструирование
  • Публичное выступление
  • Учебное сотрудничество

В первом задании дети учатся работать с текстом в виде чека, интерпретируют текст, заполняя гарантийный талон, отвечая на ряд вопросов и продумывают, почему в чеке есть фраза, которая соответствует фразе в наших чеках «Спасибо за покупку». Одна из причин - вежливость. Детям предстоит придумать другие причины.

Второе задание связано с украшением елки. Дети украшают елку шарами с названиями политических или исторических, или культурных достопримечательностей одной из стран изучаемого языка. Они описывают елку и объясняют принцип размещения достопримечательностей. На выполнение заданий дается 1 час.

Затем дети представляют свой продукт и рассказывают о нем. Время выступления - 4 минуты. Выступление звучит на двух языках.

  • Что отличает метапредметные задания от предметных?
  • В заданиях заложена актуальная для ученика проблема
  • Возможность добиться личностно-значимых достижений
  • Описание реальной жизненной ситуации
  • Интеграция знаний по разным предметам
  • Наличие ключевых понятий и явлений
  • Необходимость использовать универсальный способ решения проблемы, создать алгоритм действий

Все эти особенности есть в заданиях метапредметной олимпиады.

Эксперты оценивают коммуникативную грамотность (качество взаимодействия участников команды во время выполнения заданий), учебную грамотность (качество выполнения заданий), информационную грамотность (качество работы с разными видами информации). Члены жюри оценивают сразу три команды. Они имеют право молча передвигаться по залу.

Обращение к детям.

- Сегодня вы участвуете в метапредметной олимпиаде «Английский язык. Страноведение». На столах стоят елки. На каждой елке звезда. Я прошу 5-классников выбрать интересную для вас тему: Политика, Культура или История. Вы должны выбрать разные темы. Теперь 6-классники, ученики 7 класса, 8-классники. На бейджиках вы можете прочитать, как зовут членов вашей команды. На столах у вас есть все необходимое: задание-инструкция, чек, гарантийный талон, бумага, елка, шары, звезда, ручки, маркеры, клей. Вы строго следуете инструкции. Вы выполняете задания сообща. Если вы закончите выполнять первое задание раньше, то можете приступить к выполнению второго задания. Вы можете использовать телефоны для выхода в Интернет. На выполнение двух заданий у вас час. Затем мы слушаем ваши выступления. Ваше выступление должно быть сначала на английском языке, затем на русском языке. Мы желаем вам удачи. Приступайте к выполнению заданий.

- Ваше время вышло. Приглашаю представителей команд для жеребьевки. Мы слушаем ваши выступления. Первыми приглашаем Политиков, следующие Культурологи, завершают выступления Историки. Слово предоставляю Политикам. … У других команд есть вопросы к политикам? Давайте поаплодируем им. Мы прослушали все выступления.

Жюри удаляется для подведения итогов.