Слайд №1
Оргмомент
Дети выполняют артикуляционную гимнастику Слайд №2
Дети поют алфавит Слайд №3
Это Аня. Поздоровайтесь с ней, ребята.
Слайд №4
Это Яша. Поздоровайтесь с ним, ребята.
Слайд №5
Аня и Яша - друзья!
Слайд №6
Какие одинаковые звуки мы слышим в именах Аня и Яша?
Слайд №7
1. Сообщение темы занятия
Слайд №8
Сегодня мы будем работать с звуками [А] [Я]. Что мы можем рассказать про эти звуки? Какие они?
2. Характеристика звука по артикуляции и акустическим признакам
Слайд №9
Правильно это гласные звуки. Вспомним артикуляцию этих звуков, ребята. Губы в спокойном положении. Зубы на расстоянии 1-1,5 см. Широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов, кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот. Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Слайд №10
Поём звуковые дорожки, ребята.
Слайд №11
А что мы скажем о звуке [Я], ребята? Это двойной звук (дифтонг). Произнесение изолированного звука представляет собой произнесение двух звуков. Для того чтобы получился звук, нужно присоединить к гласному [а] кратко произносимый звук [и].
Слайд №12
Поём звуковые дорожки, ребята.
Слайд №13
3. Знакомство с буквой
Вот буква вроде шалаша,
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.
Рассуждения детей, на что похожа буква. Хоровое чтение стихотворения.
Слайд №14
Напиши букву в воздухе.
Слайд №15
Каждый знает:
Буква Я
Самая
Хвастливая.
Слайд №16
Напиши букву в воздухе.
Слайд №17
4. Игра на внимание
Дети, как только на экране появится бука назови звук и поймайте букву Я ладошками, а букву А пальчиками.
Слайд №18, 19
Правильно ли художник раскрасил букву? Каким цветом обозначаем гласные?
5. Повторение гласных звуков
А сейчас вместе с компьютером назовите только гласные звуки алфавита, ребята.
Слайд №20
Однажды Аня и Яша пошли в лес погулять и заблудились.
Слайд №21
Какое слово нужно произносить, если вы заблудились в лесу?
Слайд №22
6. Звуко-слоговой анализ и синтез
Правильно. Это слово Ау. Произнесите это слово по звукам и на экране появятся буквы. Нарисуйте схему этого слова, ребята. А теперь скажите, пожалуйста. Сколько слогов в этом слове? А как вы узнали? Какое мы знаем правило? Сколько гласных в слове столько и слогов!
Слайд №23
К Ане и Яше вышел дедушка Ау. «Почему вы кричите, ребята?» - спросил дедушка Ау. Мы заблудились.
Слайд №24
Дедушка Ау пригласил Аню и Яшу к себе в гости.
Слайд №25
7. Динамическая пауза «Вместе весело шагать»
Слайд №26
Вот мы и пришли в гости к дедушке Ау.
Слайд №27
Аня и Яша - проголодались? Как вы понимаете это слово, ребята?
Слайд №28
8. Загадки и разбор слов
Слайд №29
Послушайте загадку и узнаете, какое угощение получили ребята от дедушки Ау?
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
так приятен он на вкус,
и зовут его…
Слайд №30
Правильно, это арбуз. Где стоит звук [А] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?
Слайд №31
Произнесите слово арбуз по звукам и буквы встанут в правильном порядке. Прочтите слово, ребята.
Слайд №32
Чем ещё угостил ребят дедушка Ау?
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый...
Слайд №33
Правильно, это апельсин. Где стоит звук [А] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?
Слайд №34
Сыграем в пальчиковую игру «Апельсин»
Слайд №35
9. Пальчиковая игра
Мы делили апельсин.
Много нас, а он - один.
Эта долька - для ежа!
Эта долька - для чижа!
Эта долька - для утят!
Эта долька - для котят!
Эта долька - для бобра!
А для волка - кожура!
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь, кто куда!
10. Загадки и разбор слов
Слайд №36
Что ещё сварил дедушка Ау?
Мама из крупы сварила,
Посолила, подсластила.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так нужна на завтрак...
Слайд №37
Правильно, это каша. Где стоит звук [А] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?
Слайд №38
Что ещё дал детям дедушка Ау?
Загляни в осенний сад
Чудо - Мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.
Слайд №39
Правильно, это яблоко. Где стоит звук [Я] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?
Слайд №40
Что ещё дал детям дедушка Ау?
Сладкая и сочная - жёлтая луна.
Лежит в моей тарелке - круглая она.
Мягкая такая - приятный аромат.
Когда её увидят - то сразу съесть хотят.
Слайд №41
Правильно, это дыня. Где стоит звук [Я] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?
Слайд №42
Что сказали после еды Аня и Яша? Аравильно, ребята. Дети сказали: «Спасибо!»
Слайд №43
Дети решили отблагодарить дедушку Ау потешками. Что такое потешки? Правильно это маленькие песенки. Слушаем запоминаем, а потом поём и отбиваем ритм
11. Потешки
Слайд №44-47
Слайд №48
Дедушка Ау похвалил ребят и предложил проводить их на автобусную остановку.
12. Загадки и разбор слов
Слайд №49
Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Слайд №50
Правильно, это автобус. Где стоит звук [А] в этом слове? Сколько слогов в этом слове, ребята?
Слайд №51
Произнесите слово автобус по звукам и буквы встанут в правильном порядке. Прочтите слово, ребята.
Слайд №52
Аня и Яша поблагодарили дедушку Ау. Попрощались с ним. Сели в автобус и поехали домой напевая песенку. Давайте и мы споём песенку про автобус, ребята.
Слайд №53
13. Согласование речи и движения
Слайд №54
14. Итог занятия
Дети, расскажите колокольчику с какими звуками мы сегодня работали. Дайте характеристику звукам. Назовите слова с звуком [А] из нашего урока. Назовите слова с звуком [Я] из нашего урока.
С каким заданием вам было справиться труднее всего? Что больше всего понравилось вам на уроке? Молодцы, ребята! Спасибо за урок.