Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: формировать умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.
Планируемые результаты:
- Предметные: научить распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глагола; самостоятельно различать форму глагола.
- Метапредметные:
- Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
- Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
- Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе индивидуальной и групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование:
- ноутбук, проектор, экран;
- карточки с заданиями;
- смайлики для оценки работы;
- презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь
Улыбнитесь мне, гостям.
И садитесь по местам!
2. Планирование этапов работы
- Чистописание.
- Обобщение знаний.
- Словарная работа
- Тема и цели урока
- Работа по теме урока
3. Актуализация знаний
- Угадайте часть речи.
Слайд № 1
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
(Глагол)
- Назовите глаголы из данного текста.
- Что вы знаете уже о глаголе из прошлых уроков? (Работа в парах по карточкам)
- Вставьте пропущенные слова.
Карточка 1.
- Глагол - это ………
- Глагол обозначает ………
- Глагол отвечает на вопросы ……
- Не с глаголами пишется ………
- Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы и оканчиваются на В предложении глагол является……
4. Словарная работа. Проблемная ситуация
Слайд № 2
- Вставьте пропущенные буквы
За…ц, л…гушки, м…лина, обл..ко, м..л..ко, к…ртины.
Слайд № 3.
Взаимопроверка. Смайлики.
- Слова какой части речи записали?
(- Это имена существительные)
- На какие 2 группы их можно разделить? Подчеркните существительные мн. числа.
- Составьте нераспространённое предложение, используя любое из подчёркнутых слов и слова для справок: прыгает, висит.
- Что можете сказать об этих словах? (Глаголы)
- Что вызывает затруднение? (Не подходят глаголы)
- Как можем исправить? (Изменить глагол) От чего это зависит?
- О каких глаголах будем говорить? (О глаголах ед. и мн. числа)
5. Формулирование темы и целей урока
- Сформулируйте тему урока.
Тема: "Изменение глаголов по числам"
Слайд № 4.
- Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?
Слайд № 5.
Для ответа используйте слова на слайде:
-
будем учиться определять…..,
- узнаем на какие вопросы отвечают …….
Цели: Будем учиться определять число глаголов, узнаем на какие вопросы отвечают глаголы ед. и мн. числа
6. Работа по теме урока
1. Исследовательская работа.
- Проведём исследовательскую работу и узнаем, как изменяются глаголы по числам и от чего это зависит.
- Запишите составленное предложение (Картины висят. Картина висит.)
- Будем работать по плану.
План:
- Прочитай предложение.
- Поставь вопрос к глаголу.
- Определи, сколько предметов выполняют действие.
- Запиши вывод.
Слайд № 6
Давайте сформулируем вывод:
- Как изменяются глаголы?
- В каком числе употребляются глаголы?
- Что обозначают глаголы в единственном числе? На какой вопрос отвечают?
- Что обозначают глаголы во множественном числе? На какой вопрос отвечают?
2. Чтение по учебнику вывода: стр.109.
- На какие ещё вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа? Назовите их.
3. Упражнение на распознавание в тексте глаголов.
Работа с учебником. Стр.109 упр. 189.
- Прочитайте.
Напишите первое четверостишие, над глаголами укажите число, выделите окончания (Один ученик у доски).
Проверка при помощи смайликов.
- По каким признакам вы определили число глагола?
(По имени существительному, по вопросу).
7. Физкультминутка
Слайд № 7
- Отдыхает тело.
Встать, потянуться, согнуться, разогнуться, присесть, полетать, улыбнуться, сесть.
8. Проблемная ситуация
- Что это за слова? На какой вопрос отвечают?
- Определите число у глаголов.
- Сделайте вывод.
Вывод. У глаголов неопределенной формы число определить нельзя.
9. Закрепление изученного материала
Работа в группах
- Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами. (Повторить правила работы в группах).
Ребятам выдаются карточки с предложениями.
- 1 группа. Весеннее солнце пригрели землю. Зазвенели весёлая капель.
- 2 группа. У домов галдит крикливые воробьи. С пригорков побежал говорливые ручейки.
- 3 группа. На полях зазеленели хлеб. Ветки ивы покрылась золотыми шарами.
- 4 группа. Зацвели голубенький подснежник. Синички весело перелетал с ветки на ветку.
- 5 группа. Прилетел на свою родину журавли. Запели над ручьями голосистый соловей.
Зачитывается новый текст по одному предложению.
Учитель постепенно открывает каждое предложение. Слайд № 8
- Что вы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего вы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это вид текста? Обоснуйте свой вывод.
- Выпишите глаголы в 2 столбика (ед. ч., мн. ч.) (Проверка коллективная, самооценка)
Слайд № 9
- Какая часть речи вам помогала выбирать форму глаголов? (Имя существительное.)
- Какой вывод можно сделать?
Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.
10. Итог урока
Слайд № 10
- О какой части речи мы говорили на уроке? Что новое узнали о глаголе, чему научились? Ответьте, пользуясь схемой: Я - узнал, я - научился.
11. Домашнее задание
С. 110 упр. 191. Правило.