Тема урока: "Число глаголов". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, глагол


Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научить распознавать глаголы единственного и множественного числа, применять правила определения формы глагола; самостоятельно различать форму глагола.
  • Метапредметные:
    • Познавательные: понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
    • Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
    • Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем, договариваться и приходить к общему решению в ходе индивидуальной и групповой работы; отвечать на вопросы, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
    • Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу; формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • ноутбук, проектор, экран;
  • карточки с заданиями;
  • смайлики для оценки работы;
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь
Улыбнитесь мне, гостям.
И садитесь по местам!

2. Планирование этапов работы

  1. Чистописание.
  2. Обобщение знаний.
  3. Словарная работа
  4. Тема и цели урока
  5. Работа по теме урока

3. Актуализация знаний

- Угадайте часть речи.

Слайд № 1

Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду -
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
(Глагол)

- Назовите глаголы из данного текста.

- Что вы знаете уже о глаголе из прошлых уроков? (Работа в парах по карточкам)

- Вставьте пропущенные слова.

Карточка 1.

  • Глагол - это ………
  • Глагол обозначает ………
  • Глагол отвечает на вопросы ……
  • Не с глаголами пишется ………
  • Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы и оканчиваются на В предложении глагол является……

4. Словарная работа. Проблемная ситуация

Слайд № 2

- Вставьте пропущенные буквы

За…ц, л…гушки, м…лина, обл..ко, м..л..ко, к…ртины.

Слайд № 3.

Взаимопроверка. Смайлики.

- Слова какой части речи записали?

(- Это имена существительные)

- На какие 2 группы их можно разделить? Подчеркните существительные мн. числа.

- Составьте нераспространённое предложение, используя любое из подчёркнутых слов и слова для справок: прыгает, висит.

- Что можете сказать об этих словах? (Глаголы)

- Что вызывает затруднение? (Не подходят глаголы)

- Как можем исправить? (Изменить глагол) От чего это зависит?

- О каких глаголах будем говорить? (О глаголах ед. и мн. числа)

5. Формулирование темы и целей урока

- Сформулируйте тему урока.

Тема: "Изменение глаголов по числам"

Слайд № 4.

- Какие цели вы поставите на урок. Чему будете учиться?

Слайд № 5.

Для ответа используйте слова на слайде:

    будем учиться определять…..,
  • узнаем на какие вопросы отвечают …….

Цели: Будем учиться определять число глаголов, узнаем на какие вопросы отвечают глаголы ед. и мн. числа

6. Работа по теме урока

1. Исследовательская работа.

- Проведём исследовательскую работу и узнаем, как изменяются глаголы по числам и от чего это зависит.

- Запишите составленное предложение (Картины висят. Картина висит.)

- Будем работать по плану.

План:

  1. Прочитай предложение.
  2. Поставь вопрос к глаголу.
  3. Определи, сколько предметов выполняют действие.
  4. Запиши вывод.

Слайд № 6

Давайте сформулируем вывод:

  • Как изменяются глаголы?
  • В каком числе употребляются глаголы?
  • Что обозначают глаголы в единственном числе? На какой вопрос отвечают?
  • Что обозначают глаголы во множественном числе? На какой вопрос отвечают?

2. Чтение по учебнику вывода: стр.109.

- На какие ещё вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа? Назовите их.

3. Упражнение на распознавание в тексте глаголов.

Работа с учебником. Стр.109 упр. 189.

- Прочитайте.

Напишите первое четверостишие, над глаголами укажите число, выделите окончания (Один ученик у доски).

Проверка при помощи смайликов.

- По каким признакам вы определили число глагола?

(По имени существительному, по вопросу).

7. Физкультминутка

Слайд № 7

- Отдыхает тело.

Встать, потянуться, согнуться, разогнуться, присесть, полетать, улыбнуться, сесть.

8. Проблемная ситуация

- Что это за слова? На какой вопрос отвечают?

- Определите число у глаголов.

- Сделайте вывод.

Вывод. У глаголов неопределенной формы число определить нельзя.

9. Закрепление изученного материала

Работа в группах

- Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами. (Повторить правила работы в группах).

Ребятам выдаются карточки с предложениями.

  • 1 группа. Весеннее солнце пригрели землю. Зазвенели весёлая капель.
  • 2 группа. У домов галдит крикливые воробьи. С пригорков побежал говорливые ручейки.
  • 3 группа. На полях зазеленели хлеб. Ветки ивы покрылась золотыми шарами.
  • 4 группа. Зацвели голубенький подснежник. Синички весело перелетал с ветки на ветку.
  • 5 группа. Прилетел на свою родину журавли. Запели над ручьями голосистый соловей.

Зачитывается новый текст по одному предложению.

Учитель постепенно открывает каждое предложение. Слайд № 8

- Что вы сделали с глаголами, чтобы текст стал верным? Для чего вы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это вид текста? Обоснуйте свой вывод.

- Выпишите глаголы в 2 столбика (ед. ч., мн. ч.) (Проверка коллективная, самооценка)

Слайд № 9

- Какая часть речи вам помогала выбирать форму глаголов? (Имя существительное.)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод. Глагол связан с именем существительным, стоит в том же числе, что и имя существительное.

10. Итог урока

Слайд № 10

- О какой части речи мы говорили на уроке? Что новое узнали о глаголе, чему научились? Ответьте, пользуясь схемой: Я - узнал, я - научился.

11. Домашнее задание

С. 110 упр. 191. Правило.

Приложения