Введение. Индивидуализация обучения является актуальной темой для многих методистов и учителей - практиков. Актуальность темы обусловлена необходимостью организовать процесс обучения иностранному языку таким образом, чтобы ученики с разными способностями могли успешно овладеть минимально достаточным уровнем коммуникативной компетенции.
Для полного понимания темы необходимо дать определение основных терминов.
Что такое «индивидуализация обучения»?
В работе профессора Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» дано общее определение термина «индивидуализация обучения».
«Индивидуализация обучения - это:
1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.»
Профессор Кузовлева В.П. в своей видеолекции представил следующее определение:
"Под индивидуализацией обучения следует понимать такую организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения».
Для того чтобы процесс индивидуализации был успешным и давал свои положительные результаты, его необходимо вести в трёх направлениях.
Виды индивидуализации и их краткая характеристика.
Во-первых, индивидуализация должна быть направлена на своевременное выявление, учёт и развитие способностей, а также учёт уровня обученности. Вид индивидуализации, направленный на развитие способности к запоминанию, фонематического слуха, интонационных и речемыслительных способностей называется индивидной индивидуализацией.
Во-вторых, необходимо выявление и учёт субъектных свойств ученика, например, владеет ли ученик рациональными приёмами овладения иностранного языка, знает ли, как выполнять тестовые задания. Индивидуализация, которая нацелена на формирование специальных субъектных умений и развитие универсальных учебных действий, получила название субъектной.
В-третьих, осуществление процесса индивидуализации в обучении иностранному языку невозможно без учёта личностных свойств учеников и их развития. Личный опыт, сфера желаний, интересов, склонностей, эмоционально-чувствительная сфера, мировоззрение должны учитываться, чтобы поддерживать на уроке коммуникативную мотивацию, мотивацию успеха и познавательную мотивацию. Личностная индивидуализация опирается на учёт личностных свойств и является первостепенной, так как для ученика важно, чтобы предлагаемые ему задания и усваиваемый материал отвечали его потребностям и интересам. В этом случае ученик будет воспринимать речевые задачи как свои собственные и может быть активен на протяжении всего урока.
На примере УМК «Звёздный английский» авторов: К.М.Барановой, Д.Дули, В.В.Копыловой и его компонентов рассмотрим, какие средства индивидуализации обучения может использовать учитель в своей работе.
Средства индивидуализации обучения.
Комплексный подход к овладению речевым материалом является одним из средств индивидуализации обучения.
Рассмотрим пример задания - знакомство с новыми лексическими единицами из учебника «Звёздный английский - 6», модуль 3, урок 3 f.
Тема: Breaking the law.
Vocabulary
а) Listen and say.
- vandalise a statue
- burgle a house
- rob/break into a museum
- steal a painting
- spray paint on a wall
- escape out the back door
- arrest the thief
Ученики смотрят на картинки с надписями и выполняют задание. При выполнении задания задействованы три анализатора: слуховой, зрительный и речедвигательный, ученики слышат, так как включается звукозапись, они видят графический образ слова перед собой и видят картинку, изображающую предмет или действие, которое это слово обозначает и ученики произносят слова. Дети - аудиалы и дети - визуалы легко справляются с этим заданием.
b) Have you ever witnessed any of the above?
Вторая часть задания предполагает устный ответ. Ученикам даётся опора в виде примера Last Monday someone sprayed paint on the school walls. We were very upset.
Ученики, у которых такое задание вызывает трудности, опираясь на данный пример, формулируют свои предложения.
Задания учебника «Звёздный английский - 6» содержат другие виды опор. Например, в уроке 2g второго модуля дано задание на развитие умения говорить.
Speaking
Giving Instructions
Tell your partner how to make apple - cinnamon blinis. Use First, Next, Then, Finally.
Такая опора First, peel and slice the apple. Then melt … . Next … . Finally … . помогает ученикам, которые испытывают затруднения, выстроить логическую последовательность фраз монологического высказывания.
Дополнительные грамматические упражнения в конце рабочих тетрадей, задания на развитие умения читать, понимать речь на слух, являются ещё одним средством индивидуализации процесса обучения. Ученикам, имеющим различный уровень развития способностей, требуется разное количество упражнений для отработки навыка или развития умения.
Учитывая разные способности учащихся, учитель может использовать тексты, которые даны в качестве ожидаемых устных ответов учащихся в книге для учителя. Учитель организует работу по этим текстам с учениками, у которых не получается самостоятельно составить связное монологическое высказывание.
Задание 2 на странице 56 учебника «Звёздный английский - 6» проверяет умение понимать основное содержание текста.
Read the text and match the headings with the paragraphs. There is one extra heading. Перед выполнением задания ученики знакомятся с памяткой Study skills: Matching headings. Read the headings and underline the key words. Read the text and try to find words/ phrases related to the key words.
Цель такой памятки - научить учеников стратегии выполнения задания и выработать умение понимать основное содержание текста по ключевым словам.
Памятки Study skills нацелены на формирование универсальных учебных действий и являются примером субъектной индивидуализации. Эти памятки повторяются на протяжении всего курса изучения английского языка с пятого по одиннадцатый класс.
Задания учебника, отмеченные словом Think!, дают учащимся возможность высказать своё мнение или поделиться своим опытом.
Модуль 5, урок 5е, № 7.
Speaking&Writing
a) Read the text "Animal SOS!" How has each person helped these animals? Make notes, then tell the class.
b) Think! Would you go on a working holiday like these people? Why? In three minutes write a few sentences. Read them to the class.
Подобного рода задания формулируются с учётом личностных свойств учащихся, их цель - мотивировать учеников к высказыванию своих мыслей на иностранном языке.
Учитывая уровень подготовки учеников и их индивидуальные особенности, задание может быть выполнено в классе на уроке или задано на дом.
Таким образом, УМК «Звёздный английский» авторов: К.М. Барановой, Д.Дули, В.В.Копыловой содержит достаточное количество средств индивидуализации процесса обучения английскому языку, которые помогают учителю организовать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Список литературы
1. Английский язык. 6 класс: учеб. Для общеобразов. организаций и школ с углуб. изучением англ. яз. / [К.М.Барановой, Д.Дули, В.В.Копыловой и др.]. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2016 - (Звёздный английский)
2. Индивидуализация в обучении иностранным языкам: учебное пособие/ Под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 19).
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Селевко Г.К. - М.: Народное образование, 1998.
Ресурсы
Индивидуализация процесса образования в условиях перехода на новый ФГОС. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=10g9fX0ndFA