Задачи:
- закреплять приобретенные произносительные навыки;
- развивать фонематические процессы;
- совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза: умение определять первый и последний звук в словах, место звука в слове, подбирать слово на заданный звук;
- совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза: закреплять умение определять количество слогов в слове, их последовательность, составлять слова из слогов;
- закреплять графические образы изученных букв, умение составлять слова из предложенных букв;
- учить разгадывать изографы;
- проводить работу, направленную на профилактику дисграфии;
- стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, воображения;
- развивать общую и мелкую моторику, пространственную организацию движений;
- развивать интонационную выразительность речи, умение перевоплощаться, согласовывать движения с характером музыки;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- воспитывать командный дух, доброжелательность, взаимоуважение.
Оборудование:
- колокольчик, набор медалек двух цветов, портфель, пенал, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ложка, мячик, кукла, машинка, азбука, кубики с буквами и цифрами (слово «азбука»), набор картинок: платок, конструктор, робот, тарелка, мяч, чайник, кукла, апельсин, аист;
- мак, утята, альбом, таз, улитка, роза, фиалка, хризантема;
- набор предметных картинок «Насекомые»;
- два набора слогов (ба, ка, ран, кры, бан, ры, ша), схемы для определения места звука в слове;
- изографы КУРИЦА и СОРОКА;
- аудиозапись динамических пауз «Танцующие насекомые», «А рыбы в море плавают вот так…».
Ход мероприятия
Дети под музыку входят в зал. На входе каждый ребенок получает медальку зеленого или синего цвета.
Раздается звон колокольчика. В зал входит ведущий с колокольчиком в руках.
- Ребята, посмотрите, какой замечательный колокольчик я нашла. А как звонко и весело он звенит! А где можно услышать звон колокольчика?
Колокольчик зазвенел
Звонкий и веселый.
Он сегодня всех ребят
Приглашает в школу.
- А для чего в школе нужен звонок?
- Какие оценки вы бы хотели получать в школе?
- В каком месяце дети идут в школу?
- Как называется профессия человека, который будет учить вас?
- Когда вы ходили в детский сад, вас называли дошкольниками. А как вас будут называть в школе?
Испокон веков говорили: «Грамоте учиться - всегда пригодиться», «Хорошо того учить, кто хочет всё знать». Как вы это понимаете?
- А вы, ребята, готовы осенью идти в школу. Сейчас мы это проверим, но сначала давайте разделимся на две команды. Под звон колокольчика дети разбиваются на две команды, в соответствии с цветом медалек.
Игра «Собери портфель»
- Ребята, скоро вы пойдете в первый класс. А это значит, что вы уже взрослые и самостоятельные. И собирать портфель вы тоже будете сами. На наших партах лежат разные предметы. Подумайте и сложите в портфель те вещи, которые будут вам необходимы в школе. Победит та команда, чей портфель будет сложен правильно и быстро. Не забудьте, что вещи должны быть сложены аккуратно, а портфель застегнут.
Дети под музыку (В.Шаинский «Если б не было школ») собирают портфели.
Ведущий держит в руках завернутую в бумагу азбуку.
- Ребята, интересно, а это что такое? Как нам узнать, нужен нам этот предмет в школе или нет? Что это за предмет, вы сможете узнать, выполнив все мои задания. Справитесь? За выполненные задания вы будете получать кубики с буквами, из которых сможете составить слово - отгадку.
Задание 1. Игра «Где спрятался звук [А]».
Каждой команде выдаются карточки со схемами слов, на которых красными фишками отмечены начало, середина или конец слова. Дети называют, что изображено на картинке, определяют место звука [А] в слове, выбирают соответствующую схему.
Лексический материал: аист; рак; лиса; шар; альбом; белка.
Задание 2. Игра «Цепочки».
От команд приглашается по четыре человека. Каждый участник берет себе из банка картинок по одной картинке, четко проговаривает, что на ней изображено, выделяет первый и последний звук.
По сигналу колокольчика дети выстраивают цепочку слов, в которых последний звук предыдущего слова будет первым звуком следующего (первое слово задаёт ведущий).
Лексический материал: платок - конструктор - робот - тарелка; мяч - чайник - кукла - апельсин.
Задание 3. Игра «Насекомые и цветы».
- Ребята, вы слышите шум? Что это? (Шум дождя).
- Интересно, а где же прячутся насекомые, когда идет дождь?
- Посмотрите, какие красивые цветы растут на нашей лужайке! Давайте поможем каждому насекомому выбрать свой цветок. В названии цветка должно быть столько же слогов, сколько в названии насекомого.
Дети называют цветы (роза, фиалка, хризантема), определяют количество слогов.
Ведущий раздает детям изображения насекомых и предлагает для определения количества слогов «прошагать» слово и выбрать цветок с соответствующим количеством слогов.
Лексический материал: бабочка, муха, гусеница, муравей, оса, комар, мотылёк, кузнечик.
Динамическая пауза «Танцующие насекомые».
Задание 4. Игра «Собери слова».
- Ребята, я приготовила для вас слова для заданий, но по дороге слова рассыпались на слоги. Помогите мне их собрать. Но не забудьте, что второй слог в слове будет началом (первым слогом) следующего слова.
ба, ка, ран, кры, бан, ры, ша
кры - ша -ры - ба - ран - ка - бан
(крыша, шары, рыба, баран, ранка, кабан)
Задание 5. Игра «Разгадай изограф».
- Ребята, вы знаете, что такое изографы? Это картинки, на которых слова нарисованы буквами. Буквы расположены так, чтобы подсказать вам предмет, в названии какого они используются.
Дети рассматривают примеры изографов.
- А сейчас попробуйте разгадать изографы самостоятельно. Рассмотрите их внимательно, найдите все «спрятанные» буквы и составьте слова.
Команды разгадывают изографы КУРИЦА и СОРОКА.
Задание 6. Игра «Отгадай скороговорку».
- Ребята, в школе вам нужно будет уметь красиво и четко говорить, в этом могут помочь скороговорки. Многие их них вы уже знаете.А сейчас послушайте скороговорку и подумайте, какая из двух картинок к ней подходит.
Лексический материал. Проворонила ворона воронёнка. Свёкла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблёкла.
- Ребята, вы собрали все кубики с буквами и теперь можете составить из них слово-отгадку и узнать, пригодится ли этот предмет в школе.
Дети собирают из кубиков с буквами слово «АЗБУКА».
- Вы - молодцы, отлично справились со всеми заданиями и готовы идти в школу в сентябре. Перед началом учебного года надо набраться сил и хорошо отдохнуть.
Динамическая пауза «А рыбы в море плавают вот так…».
Дети под музыку (В.Шаинский «Пожалуйста, не жалуйся») выходят из зала.
Литература
- Братченко А.Ф., Сербина Л.Ф. «Изографы. Пособие для педагогов и родителей по предупреждению дисграфии у детей дошкольного и младшего школьного возраста». - Ставрополь, 1998.
- Валявко С.М., Куликовская Т.А. Шипим, свистим, рычим. Отработка «трудных» звуков. - Карапуз, 2017.
- Ильина Т.Г. Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ, 2016.
- Колесникова Е.В. Звуки и буквы. - М.: Издательство «Ювента», 2011.
- Колесникова Е.В. Я начинаю читать: Рабочая тетрадь для занятий с детьми 6-7 лет. - М.: Издательство «Ювента», 2011.