Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Навстречу к ГТО» (далее - Программа) предназначена для работы с дошкольниками в области дополнительного образования. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
- Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
- Указ президента РФ от 24 марта 2014г.№172 «О Всероссийском физкультурно - спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
- Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (с изменениями).
- Распоряжение Правительства РФ № 1165-Р от 30.06.2016 г. «Об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО среди учащихся всех образовательных организаций страны».
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, предусматривает подготовку и мотивацию детей 6-8 лет к сдаче I ступени норм «ГТО» и обеспечивает формирование потребности в здоровом образе жизни. Способствует принятию дополнительных мер по увеличению двигательной активности воспитанников, так как физическое направление - одно из приоритетных направлений НРМДОБУ «ЦРР - д/с «Улыбка.
Актуальность программы - в современном обществе люди ведут малоподвижный образ жизни. Живя в век высоких технологий, современные дошкольники предпочитают компьютерные игры, просмотром мультфильмов, многие родители мало времени уделяют физическому воспитанию своих детей.
Малоподвижный образ жизни, несоблюдение режима дня, несбалансированное питание ухудшают физическое состояние и здоровье. С каждым годом растет количество хронических заболеваний, как среди детского, так и взрослого населения, прогрессирует гиподинамия.
Введение в действие с 1 сентября 2014 г. «Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) послужило толчком для привлечения наибольшего количества детей и взрослых к участию в сдаче норм ВФСК «ГТО», а также положительной мотивации к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты.
Постоянное движение ребенка, его развитие - это принцип естественного воспитания. Комплекс ГТО весьма органично вписывается в данный процесс в качестве завершающего фактора и повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволяет создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, ознакомить детей с основными видами спорта. Во время физкультурных мероприятий дети не только получат радость от своих результатов, но и научатся переживать за товарищей, а также почувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов России.
Новизна Программы «Навстречу к ГТО» - Новизна программы состоит в применении нового разделения процесса обучения по этапам, что позволяет осуществлять дополнительные вливание извне в любой из этапов воспитательно-образовательного процесса, с учетом индивидуальных психолого- физиологических особенностей детей.
Эти параметры выявляются посредством программы педагогического мониторинга, прописанного в разделе "прогнозируемые результаты", что дает возможность индивидуальной траектории освоения программного материала каждым ребенком.
Программа в рамках дополнительного образования предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях (Приложение №3).
Основной показатель секционной работы по ГТО - выполнение программных требований по уровню подготовленности воспитанников, выраженных в количественных показателях физического развития, технической, тактической и теоретической подготовленности.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна для системы образования, т.к. основа программы состоит в получении адаптированной к веяниям времени системы внедрения и реализации комплекса ГТО в дошкольное образование, рекомендаций по её реализации, а также возможности реализации данной программы в любом образовательном учреждении.
1.1.Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Навстречу к ГТО» рассчитана на 1 год (с детьми 6-8 лет). На реализацию курса отводится 1 час в неделю, т.е. 27 часов в год.
Продолжительность занятия - 30 минут
Срок реализации программы |
Количество часов |
Дни недели |
||
Вторник
|
||||
1 год |
в год |
в месяц |
в неделю |
Время |
27 занятия. |
4 занятия. |
1 занятие |
Вторник - 12.00
|
1.2. Цель программы «Навстречу к ГТО» - повышение качества физической подготовленности старших дошкольников.
Задачи программы:
- Внедрить в образовательный процесс и экспериментально апробировать со старшими дошкольниками отдельные виды испытаний (тесты) I ступени, входящие во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».
- Подготовить команду воспитанников к участию в региональных спортивных испытаниях «Губернаторские состязания» и мотивировать их на достижение высоких результатов.
- Развивать скоростные возможности, выносливость, силу, гибкость детей старшего дошкольного возраста.
- Повышать интерес воспитанников к достижению высоких результатов путем вовлечения родителей к сдаче норм ГТО.
1.3. Планируемые результаты освоение Программы
В результате обучения по данной программе дети
Должны знать:
- Правила соревнований по легкой атлетике и лыжной подготовке;
- Какие спортивные задания входят в I ступень ГТО.
- Спортивную терминологию;
- Правила поведения и технику безопасности при занятиях на улице.
Мы хотим, чтобы наши дети:
- приобрели навыки в определённых видах лёгкой атлетики, необходимые для прохождения тестов ГТО;
- овладели умением подтягиваться из разных исходных положений, отжиматься;
- усовершенствовали такие физические качества как сила, гибкость, быстрота, выносливость;
- получение знаков отличия всеми участниками программы «Навстречу к ГТО»;
- качественно подготовились к школе.
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Спектр способов и форм выявления результатов |
Спектр способов и форм фиксации результатов |
Спектр способов и форм предъявления результатов |
Диагностика, проводимая в начале, в середине и в конце года обучения в виде педагогического тестирования |
Статьи на сайте ДОУ. Методические разработки |
- Открытые мероприятия для родителей (законных представителей) воспитанников;
|
II. Содержательный раздел
2.1.Учебно-тематический план образовательной программы
№ |
Название темы |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Всего
|
1 |
Техника безопасности на занятиях |
0,5 |
0,5 |
|
2 |
Правила ГТО |
0,5 |
0,5 |
|
3 |
Спортивная терминология |
0,5 |
0,5 |
|
4 |
Правила соревнований по легкой атлетике и лыжной подготовке |
0,5 |
0,5 |
|
5 |
Техническая подготовка |
14 |
14 |
|
6 |
Тактическая подготовка |
9 |
9 |
|
7 |
Участие в соревнованиях |
2 ч |
2 ч |
|
Итого |
2 |
25 |
27 |
2.2. Основное содержание. Календарно-тематический план
2.3.Форма и режим занятий
Форма организации занятия - групповая, занятия проводятся в подготовительной и подготовительной А группах, численный состав группы -15 человек.
Обучение происходит в игровой форме с использованием общеразвивающих упражнений, упражнений для развития скоростной реакции, упражнений с отягощением, статических, динамических упражнений, упражнений на координацию, подвижных игр, игр - эстафет и соревнований.
2.4.Формы работы
- индивидуальная (каждый ребенок должен выполнить все задания);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной работы дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Дополнительные формы:
- спортивно-массовые мероприятия (участие в соревнованиях)
2.5.Принципы, лежащие в основе программы
- Принцип комплектности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (теоретической, технической, тактической подготовок, воспитательной работы, педагогического контроля);
- Принцип преемственности, определяющий последовательность изложения программного материала и соответствие его требованиям комплекса ГТО, чтобы обеспечить в тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей технической и тактической подготовленности;
- Принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Категория обучающихся по программе
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной программы 6-8 лет. На обучение по программе принимаются все желающие. К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются дошкольники, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Дошкольники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки терапевта, в которой указываются противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. Дошкольники, относящиеся к специальной медицинской группы - их участие в сдаче норм ГТО ограничивается физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы знаний и слагаемые здорового образа жизни.
2.7. Формы реализации Программы
- Усвоение теоретических знаний (беседа с воспитанниками по изученным теоретическим темам);
- Овладение практическими навыками, выполнение нормативов комплекса ГТО (1 ступень).
Формы контроля и подведение итогов реализации программы
В течение года проводится три вида контроля:
- стартовый - выполняет функцию первичного среза и определения перспектив дальнейшего обучения каждого воспитанника и группы в целом. Формы контроля: опрос, выполнение нормативов по ОФП. (Приложение №1);
- промежуточный - предназначен для отслеживания динамики обучености воспитанников и коррекции деятельности педагога и воспитанников для улучшения физических показателей. Время проведения - первая половина февраля Формы контроля: тестирование по нормативам ВФСК ГТО, анализ результатов (Приложение №2);
- итоговый - проводится с целью оценки уровня и качества освоения воспитанниками комплекса учебных задач, поставленных на учебный год. Формы контроля: теоретический опрос - апрель, выполнение нормативов ГТО - по графику Центра тестирования.
III. Организационный раздел
3.1.Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Учебные темы
|
Комплекты инвентаря и оборудования |
Количество |
1 |
2 |
3 |
Легкая атлетика |
Секундомер |
|
Рулетка |
1 шт |
|
Барьеры |
3 шт |
|
Фишки |
10 шт |
|
Мишень для метания |
3 шт |
|
Мячи для большого тенниса |
40 шт |
|
Набивные мячи |
30 шт |
|
Гантели (1 кг) |
15 пар |
|
Гимнастическая палка |
30 шт |
|
Скакалка |
15 шт |
|
Нейро скакалка |
15 шт |
|
Кубики пластмассовые |
30 шт |
|
Стойки для отжимания |
4 пары |
|
Канат |
1 |
Список литературы
- Вавилова Е.Н. - Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2017.
- Вареник Е.Н. - Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. Издательство ГНОМ и Д», 2017.
- Лазарев И.В. Практикум по лёгкой атлетике. Издательский центр «Академия», 1999.
- Локтев С.А.. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007.
- Мехрикадзе В.В.- Тренировка юного спринтера. - М., Физкультура и спорт.1999.
- Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни. - М.: Просвещение, 2005.
- Пьянзин А.И.. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и практика физической культуры» Москва, 2004.
- Ушаков А.А., Радчич И.Ю.. Легкая атлетика (многоборье) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР «Советский спорт» Москва, 2005.