Конспект внеклассного занятия. Тема: "Никто не забыт, ничто не забыто…"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4

Ключевые слова: дети войны, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Просмотр видео «И всё о той весне»

Ребята, сейчас вам 10 лет или чуть больше. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы прекрасно знаете, как шумят весенние грозы, но навряд ли слышали орудийный гром. Вы видите, как строят новые дома в городе, но даже не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Вы мирно просыпаетесь и улыбаетесь своим родителям. Так же радостно проснулись дети и в тот роковой день.

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

Да, до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, которые учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья, но пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

В Великой Отечественной Войне участвовало свыше 20 000 детей.

«История в лицах»

Страна должна знать своих героев в лицо!

У вас на столах мультифоры. В них судьбы детей героев, разрезанные на части. Ваша задача соединить отрывки так, чтобы получился текст.

Выступления

Бородулин Саша

С первых дней войны ленинградец Саша ушел в леса и в одиночку нападал на гитлеровцев. Вскоре он встретился с партизанским отрядом и стал полноправным его бойцом, участвуя во всех военных операциях.

Когда однажды отряд попал в окружение, Саша остался в числе пяти добровольцев, вызвавшихся прикрывать отход товарищей. Отряд прорвался, но группа заслона погибла.

Последним погиб Саша. Он подорвал себя и нескольких фашистов гранатой.

Зенкина Валя

Белорусская девочка Валя, участница героической защиты Брестской крепости, где погиб ее отец, стала санитаркой медсанчасти. Днем она перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость.

Вале удалось уйти из окружения и впоследствии она сражалась в партизанском отряде до самого конца войны. После войны Валентина Зенкина жила в городе Могилеве в Белоруссии.

Бондаровская Юта

Двенадцатилетняя Юта встретила войну в Новгородской области, где и вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Юта собирала разведданные, распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в боевых рейдах отряда в тыл врага.

В начале 1944 года, бригада продвигалась в глубокий тыл немцев к берегам Чудского озера. Под конец тяжелого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами. В этом бою и погибла юная разведчица Юта Бондаровская.

Волков Валерий

Война застала Валерия в Севастополе. Двенадцатилетний защитник города бесстрашно сражался вместе с горсткой храбрецов-разведчиков морской пехоты, прикрывавшей отход воинских частей из Севастополя. Он погиб как герой. Подбитый им вражеский танк надолго остановил в узком ущелье танковую колонну противника.

Зина Портнова

После вторжения гитлеровцев Зина оказалась на оккупированой территории и начала службу в партизанском отряде имени К.Е. Ворошилова. Она состояла в подпольной организации «Юные мстители», участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива.

В декабре 1943 года Зина была поймана фашистами. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была поймана. После пыток расстреляна в тюрьме.

Каманин Аркаша

В 14 лет Каманин Аркаша стал пилотом связного самолета штурмового авиационного корпуса, действовавшего на Западной Украине.

Он неоднократно с честью выполнял ответственные задания штаба армии, за что дважды был награжден правительственными наградами.

Однажды, пролетая над передовой, Аркаша заметил на нейтральной полосе подбитый краснозвездный «ИЛ-2» с тяжелораненым летчиком. Посадив самолет, Каманин перетащил пилота под непрерывным огнем противника в свой самолет и на глазах немцев улетел к своим.

Умер Аркаша уже после войны от тяжелой болезни.

Ковалев Саша

Двенадцатилетний Саша после гибели отца на фронте попал в юнги Северного Военно-Морского Флота. Пройдя специальный курс обучения, Саша был назначен мотористом на торпедный катер, охранявший воды Баренцева моря.

В мае 1944 года группа сторожевых катеров завязала неравный бой с караваном фашистских судов. Катер, на котором служил Саша, залпом торпед потопил немецкий транспорт и пытался уйти. Бак мотора был пробит, катер терял скорость. Тогда Саша грудью закрыл пробоину. Мальчик погиб, но катер ушел от врага.

Этих детей - героев мы не забудем ни когда!

Метод 4 угла

Ребята, у всех у нас разное отношение к войне, миру. У нас на мероприятии есть 4 так называемых угла.

  • 1 угол - Трудное быстро забывается, помнится доброе.
  • 2 угол - Без патриотизма не разбить фашизма
  • 3 угол - За Родину-мать не страшно умирать
  • 4 угол - ЧТОБЫ успешно воевать, надо много знать

Доказывают свою точку зрения.

Беседа

А откуда, каким образом мы можем узнать о войне? (Из произведений художественной литературы, учебников истории, мемуаров, бесед и рассказов ветеранов ВОВ)

Не было у солдат конвертов на фронте, они писали письма и сворачивали листочек треугольником. Вот и получалось солдатское письмо.

Слушание рассказа В.Сухомлинского

Недописанное письмо

Девятнадцатилетний Василий Верба пошел добровольцем на фронт. В темную осеннюю ночь его подразделение подошло к передовой и заняло позицию. Василий вырыл окоп, приготовил гранаты. Командир сказал, что на рассвете враг будет наступать, надо готовиться к бою. Молодой боец думал о маленьком селе на Украине, где оставалась у него мать. Много ласковых, душевных слов хотелось ему сказать в эти минуты матери. Он нашел конверт и написал на нем мамин адрес. Потом достал большой чистый листок и написал:

«Дорогая моя, родная мамочка! Через несколько часов будет бой с фашистами. Это мой первый бой… перед боем хочу я сказать тебе, мама…»

Над полем опустились сумерки. Командир предупредил: нельзя ни фонариком, ни спичками светить… «Напишу на рассвете…» - решил Василий и положил листок бумаги с начатым письмом в конверт. Среди ночи на горизонте вспыхнули тысячи огоньков. Вражеская артиллерия открыла огонь по нашим позициям. Командир приказал: ждать окончания вражеского огня, а как только покажутся фашистские танки, идти в наступление на врага, встречать его гранатами. Прекратилась канонада. Василий услышал гул танков. Вот показался черный силуэт фашистского танка. Молодой солдат выпрыгнул из окопа, и, взяв несколько противотанковых гранат, пополз навстречу вражескому танку. Он бросил связку гранат, попал в башню. Танк запылал, завертелся на месте. Василий поднялся, чтобы бросить еще одну связку, но в тот же миг упал, сраженный фашистской пулей. Бой закончился нашей победой. Товарищи похоронили Василия, а ненаписанное письмо долго ходило из рук в руки. Воины решили послать его матери, а от себя написали о героической смерти сына. Прошло много лет. Стала бабушкой мать Василия. Как святыню хранит она недописанное письмо сына. В тот час, когда старой матери становится особенно тяжело, раскрывает она синий конверт, кладет на стол листок бумаги с тремя строчками и тихо шепчет: - Что же ты хотел сказать мне, сынок?

Творческая работа детей

Продолжить письмо солдата.

(Заслушать 2 - 3 ученика.)

Вечная слава павшим героям,
Голову честно сложившим в боях,
Землю полившим священною кровью,
Память о них не померкнет в веках!

Итог

Наш долг - помнить о страшных испытаниях, которые пришлось пережить нашему народу в годы Великой Отечественной войны, о людях, которые жили в это страшное время, о том, что все меньше остается живых свидетелей этой страшной трагедии. А мы, живущие на планете, обязаны сохранить этот волшебный мир для будущих поколений. И знать, какой ценой завоеван этот мир. И никто не забыт, ничто не забыто…

Источники информации