Развитие речи младших школьников на уроках и во внеклассных занятиях

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2

Ключевые слова: развитие речи, младшие школьники


Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей - сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.

К сожалению, приходится отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.

Поэтому перед учителем встает задача научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу нужно решать не только на уроках русского языка, литературного чтения, но и на других уроках, а так же во внеурочное время.

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание нужно обратить на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

В методике развития речи применять инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся. Инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

Для того чтобы полученные навыки детьми лучше усвоились и закрепились, необходимо изменить способы передачи детям любой информации. Основная идея инновационного подхода сводится к тому, что мы педагоги должны формировать у ребёнка инициативность и исследовательские навыки. Что это значит? Это значит не предлагать материал в готовом виде, а дать ребёнку возможность самому сделать пробы и выбрать правильный вариант ответа. Для этого надо придерживаться более широких задач развития речи:

  • поддержка детской инициативности;
  • формирование активного отношения и интереса к звучащей речи;
  • развитие у детей умения размышлять и экспериментировать со словом

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:

  • Проблемное обучение
  • Игровые технологии
  • Компьютерные технологии
  • Речетворчество
  • Метод проектов

Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально - поисковой деятельности детей, использовать в работе с детьми проблемно - речевые ситуации .

Проблемно-речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, полагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания для умения видеть проблемы:

  • «Посмотри на мир чужими глазами»
  • «Составь рассказ от имени другого персонажа»
  • «Составь рассказ, используя данную концовку»
  • «Сколько значений у предмета»
  • «Назови как можно больше признаков предмета» и др.

При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.

Пример ролевой игры «Юные экологи» на уроке по предмету "Окружающий мир»: разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?

Игровые технологии

На уроках и во внеурочной деятельности применять игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.

Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности.

Так же можно использовать разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию.

Для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества: предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.

Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ

Составление предложений из слов, по картинке,по схеме, по опорным словам

  • Составление текста, рассказа по вопросам;
  • Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.
  • Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.
  • Сочинение по картинам

Речетворчество

Данная методика основана на обучении умения писать сочинения, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. Здесь необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

Здесь решаются следующие речетворческие задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

Прием свободных ассоциаций
а) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);
б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации)
в) «Фантастический банан»
г) «Сочини сказку»

Так же для развития речи я используется синквейн . Как всем известно, «Синквейн» - от французского «пять строк»

Правила написания синквейна:

  • 1 строка - существительное
  • 2 строка - два прилагательных
  • 3 строка - три глагола
  • 4 строка - фраза из четырёх слов
  • 5 строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Эффективность и значимость «синквейна»

  • это его простота, его могут составлять все;
  • при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;
  • это игровой приём;
  • используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям. Данный прием используется и на уроках литературного чтения (сочинить сказку, четверостишие), и на уроке окружающего мира (сочинение загадок), и на уроке музыки (сочинение коротких песенок, закличек) и на др.уроках.

Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации "дефицита" информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

«Пословицы и поговорки»

Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы проводятся такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов».

Работа со скороговорками

Для развития речи младших школьников вести работу со скороговорками.

Задание: - проговорить в разном темпе, с разной интонацией скороговорку «Белые бараны били в барабаны». Проговариваем с чувством радости, грусти, удивления.

Упражнения по речевому этикету

Неотъемлемая часть работы по развитию речи - это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах)

Речевой этикет - неотъемлемая часть развития речи учащихся.

Формирование навыков речевого этикета - неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе нужно ставить задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия, благодарности и т.д.

С этой целью проводятся занимательные упражнения: «Закончи фразу» -Ученик вежливый и развитый, говорит ,встречаясь… (здравствуйте). - Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день). - Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо). - Когда нас бранят за шалости, говори… (простите, пожалуйста).

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом - условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

Для развития речи во внеурочное время можно использовать комплект пособий курса «Речь» для начальной школы, состоящий из рабочих тетрадей для учащихся рабочие тетради « Школа развития речи» Т.Н.Соколовой. Курс «Речь» предназначен для проведения занятий по речевому развитию учащихся младших классов. Пособия содержат большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти занятия воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.