Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми подготовительной к школе группы на тему «Какая она, школа?»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Цель:

  • формирование учебной мотивации старших дошкольников;
  • помощь в становлении самосознания; развитие творческого мышления, памяти, внимания.

Задачи:

  • помочь детям осознать основные каналы восприятия окружающего мира;
  • помочь детям осознать личностные особенности;
  • научить рефлексировать свои мысли и чувства;
  • формировать навыки коллективной работы;
  • помочь детям быстро адаптироваться к школе;
  • развивать умение регулировать свое поведение.

Ход занятия

П.: Ребята, я рада видеть вас сегодня, на занятие к нам пришли гости, поприветствуем «Доброе утро!» и назовите себя по имени каким-нибудь необычным способом.

Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, создание доброжелательной, творческой, спокойной атмосферы в коллективе.

«Радуга настроения»

Цель: диагностическая.

Возьмите магнитик и поместите его на радугу, на тот цвет, который больше всего похож на ваше настроение (если у, кого- то будет плохое настроение, то уточнить - почему, спросить у детей как мы можем помочь поднять настроение - объятья, улыбка и т.д.)

Игра «Закончи предложение»

Предлагаю закончить предложение: «Школа - это…»

П. задает вопросы детям:

- Как вы понимаете слово «правила»? Где встречались с правилами?

- Зачем люди придумывают правила?

- Что происходит с теми, кто не выполняет правила?

- А какие правила могут быть в школе?

- Какие предметы главные в школе?

- Кто в классе главный?

- За что учитель хвалит?

- За что может пожурить?

Вывод: нет школы без правил, без учеников, без учителя.

Упражнения по теме «Мои помощники»

- Как вы понимаете слово «помощники»?

- Есть ли у школьников помощники, которые помогают запоминать, рассматривать, слушать, отвечать на вопросы? (Глаза, уши, руки, язык)

Игра «Опиши своего соседа»

Дать время водящему рассмотреть всех детей. Попросить отвернуться и ответить на вопросы.

- Какого цвета глаза у…

- Расскажи, как одет…

- Что нарисовано на футболке…

Игра «Кто тебя позвал?»

Ребенок стоит спиной и угадывает по голосу, кто его позвал, называет имя.

Обсуждение: чем пользовался в процессе запоминания?

Вывод: такие виды памяти называются зрительной и слуховой.

Упражнение за столами «Прятки»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания и усидчивости.

Найдите все предметы, которые художник спрятал на рисунке.

«Кухня», «Автомастерская», «Пещера Али-Бабы»

«Наложенные контуры»

- Разберитесь в этой путанице линий, определите, какие предметы здесь спрятаны.

- Удалось ли вам выполнить задания? Почему? Что помогало, что мешало?

Вспомните, я рассказывала вам сказку о Главном Управляющем. Догадались, о ком я говорю? Вся информация приходит в мозг, обрабатывается мозгом при помощи помощников, затем мозг выдает команды: что делать, говорить, как двигаться и пр.

Очень любит Главный Управляющий, когда его подружки-мысли закручиваются, извиваются и наконец превращаются в извилины. Чем больше извилин, тем веселее Главный Управляющий, тем умнее Хозяин - Человек. Извилины - настоящие спортсмены. Они очень любят тренировки! Хитрые задачки, трудные примеры, разные кроссворды и рассуждалки - вот те виды спорта, которыми они увлекаются.

Упражнения на развитие мышления «ДаНетка»

Цель: Исследование существенных свойств предметов, формирование понятий и умения обобщать.

Картинки с изображением: животных, растений, предметы быта, одежда, еда.

Ведущий-ребенок загадывает слово-картинку, которое должны угадать остальные.

Дети задают вопросы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет». Число вопросов не более 10. Выигрывает тот, кто первым догадался.

«Игра с мячиком»

Цель: Расширение представлений ребенка, формирование умения объединять предметы по заданному свойству.

Перебрасывая мяч, назвать все:

  • на чем люди могут передвигаться;
  • что может плавать;
  • что может летать;
  • что сделано из различных материалов (пластмассы, бумаги, стекла, глины, золота и пр.);
  • что умеет издавать звуки и пр.

«Сравнения»

Цель: научить детей находить не только различия, но и сходства различных объектов.

Ребенку предлагается сравнить яблоко и апельсин. Чем отличаются? Чем похожи?

  • по форме;
  • по величине;
  • по цвету;
  • по базовому понятию (фрукты, мебель)

Лампочка и свечка;
ножницы и молоток;
яблоко и груша;
мячик и арбуз;
автобус и самолет;
апельсин и солнце;
зеркало и пруд.

Все ли дети выполнили все правильно? Кто ошибся?

- Кому из вас приятно или неприятно, когда вы совершаете ошибку? Думаю, что таких нет. Сама Ошибка считает себя чуть ли не главным спасителем школьника. Она дает сигнал бедствия ученику о том, что он недоучил правила, недостаточно тренировал руку, чтобы буквы в прописях были красивыми, мало решал задач или просто был невнимательным, так как забыл дома лучик внимания. И она не виновата, что некоторые школьники не обращают на ее сигналы внимания.

Обсуждение

- Так что же получается: ошибка нам не враг, а помощник?

- Какой у нее характер? Умеет ли она обманывать?

- Можно ли с ней подружиться? Зачем нам эта дружба?

- Есть ли на земле люди, которые никогда не ошибались?

- Что происходит с людьми, которые не обращают внимания на свои ошибки?

- Что бы вы пожелали Королевишне Ошибке?

Релаксатор «Волшебный сон»

А сейчас, сядьте удобно, облокотитесь на спинку стула, ваши руки, ноги отдыхают и закрывайте глазки.

Начинается волшебный сон.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко

И видим сон: большую, просторную, светлую школу, много учеников и учителей. Звенит звонок все расходятся по классам, начинается урок.

Дети решают задачи, сравнивают разные предметы, ищут чем они похожи, чем различаются, разбирают путанные линии.

Дышим ровно, легко, глубоко.
Хорошо нам отдыхать!
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!

Обсуждение с детьми их чувств, мыслей. Сегодня на занятии, что понравилось больше всего каждому…?

Заключительная часть (обратная связь)

- Посмотрите на «Радугу настроения», покажите с помощью магнитика, где находится ваше настроение.

Закончим наше занятие (дети берутся за руки и по кругу, передавая мяч, говорят слова благодарности и добрые пожелания).

Используемая литература

  1. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки к школе. Для детей 5-6 лет и старше. - СПб: Издательский дом «Нева», 2004.-192с.
  2. Соловьева Наталья. Какая она школа?/Газета «Школьный психолог» № 11, 2010 г., стр. 22.