Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить историю возникновения хлеба;
- Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
- Обогащать словарь детей прилагательными.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные способности; логическое мышление, память, творческое воображение;
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Развитие физических качеств;
- Овладение подвижными играми с правилами;
- Развивать исследовательские умения.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа.
- Чтение стихов, пословиц, поговорок о хлебе.
- Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин.
- Беседы: «Откуда хлеб пришёл», «От колоска до хлеба», «Как растёт хлеб».
- Составление рассказов.
- Дидактические, развивающие игры. «Стань другом природы», «Что, где растёт», «Экологическое лото»
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Познавательное развитие;
- Физическое развитие.
Оборудование: колоски пшеницы, ржи, овса и ячменя, коробка с муляжами и картинками хлебобулочных изделий, картины из серии «Выращивание хлеба», мяч, каменная ступка, кофемолка.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, у меня «Чудесный мешочек», а что находится в нем, вы узнаете, отгадав загадку:
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Дети: Колосок.
(Воспитатель достаёт из «Чудесного мешочка» колоски пшеницы, ржи, овса и ячменя)
Воспитатель: Ребята, вы правильно отгадали загадку, это колоски различных зерновых культур (дети рассматривают колоски). Растение, дающее зерно называются зерновыми растениями. Какие зерновые растения у нас в чудесном мешочке.
Дети: Пшеница, рожь, овёс, ячмень.
Воспитатель: Из зерновых растений приготавливают главный продукт питания людей. А вот о чём мы будем говорить, вы постараетесь угадать загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий пышный и душистый,
Он и чёрный он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Да верно, мы с вами поговорим именно о нём, хлеб бывает разный, но обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память. Хлеб, хлебушек, хлебушка, он самый главный на каждом столе, а вот он каким ещё может быть, вы и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб»?
Подбор определений к существительным. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу и называют определение, например хлеб румяный, белый, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, чёрствый, чёрный ,горячий, ржаной, пшеничный, витаминный, воздушный, полезный, вкусный и т.д. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, откуда к нам пришёл хлеб?
Дети: Его покупают в магазине.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, как он попал в магазин. Я предлагаю вам совершить путешествие от зерна до каравая, и узнать, как это делали раньше и как это делают сейчас. Весной лишь только оттает снег и просохнет землям в поле выходит трактор. Кто ведёт его?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Что же делает трактор?
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Да он готовит землю для сева. Ведь, не даром говорят, «Весенний день - год кормит». Трактор тащит плуг, и он переворачивает землю, готовит постель для зерна. А вот раньше это делали вручную. Плуг прикрепляли к лошадям, и человек управлял ими. И вот земля стала мягкой, рыхлой, послушной. Теперь можно начинать сеять. А теперь к трактору прикрепляют сеялки и в бункер сеялки насыпают зерно и те ровными аккуратными рядами укладывают в землю зёрна пшеницы. Раньше это тоже делали вручную: по полю шёл человек брал зерно и сыпал зеро по полю. Потом дождик поливает землю и вот пшеница взошла. За ростом едва проклюнувшихся росточков наблюдает агроном. А кто такой агроном?
Дети: Это человек, который, знает, как растит хлеб, какие болезни и вредители могут помешать ему.
Воспитатель: Агроном внимательно посмотрит на хлебное поле и видит - напали на хлебное поле жуки-вредители, нужно их уничтожить, иначе погибнет весь урожай. Звонит агроном лётчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки лекарство для хлебного поля, уничтожающие вредителей. Летит самолёт полем и разбрызгивает сверху это лекарство. Давайте мы с вами тоже превратимся в зёрнышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка: «Посадили мы зерно»
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Воспитатель: Всё лето созревает зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Ну и вот конец лета, зёрна созрели. Начинается жатва (дети повторяют индивидуально и хором) и на поле выходят другие машины комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Комбайн срезает колосья.
Воспитатель: Ребята, комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, внутри комбайна есть молотилка. Она освобождает зерно от колосьев. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. А солому упаковывают в брикеты, которые остаются на поле. А для чего используют солому?
Дети: Она идёт на корм и подстилку для домашних животных.
Воспитатель: А вот раньше это делали так. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья срезали и в снопы собирали. А кто из вас знает, куда отвозит шофёр зерно?
Дети: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. На элеваторе зерно сушат, оберегают от грызунов.
Воспитатель: А с элеватора, куда зерно повезут?
Дети: На мельницу или на мукомольный завод. Там из зёрен делают муку.
Воспитатель: Кто работает на мельнице и на мукомольном заводе?
Дети: Мукомол, мельник.
Воспитатель: А какие бывают мельницы?
Дети: Ветряные и водяные.
Воспитатель: Правильно, ребята, первым инструментом для измельчения зерна была каменная ступка. Я предлагаю вам превратиться в мельников и самостоятельно сделать муку из пшеницы при помощи ступки.
Двое вызванные дети выполняют действие.
Воспитатель: А я вам покажу, как это делают сейчас. Для этого я буду использовать кофемолку. Если я насыплю зерно в кофемолку, что произойдёт с зерном?
(Дети высказывают)
Воспитатель: Давайте проверим ваше предложение верное?
(Дети рассматривают, щупают).
Воспитатель: Какая она на ощупь?
Дети: Она грубая с отрубями.
Воспитатель: Муку из мукомольного завода в специальных машинах- муковозах везут на хлебозаводы и в пекарни. А как называют людей, которые пекут хлеб?
Дети: Пекари.
Воспитатель: На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют остальные продукты, вспомним какие.
Дети: Мука, вода, соль, сахар, дрожжи, яйца, масла.
Воспитатель: Теперь и все вы превратитесь в пекарей. У вас на столах лежит заранее приготовленное солёное тесто. Я предлагаю вам из теста слепить любой хлебобулочный продукт и выложить на противень. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?
Дети: Батоны, булочки, рогалики, улитки, слойки, пирожки, пряники, печенья, ватрушки, плюшки и т.д.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо потратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о хлебе.
Воспитатель: Вот какой сложный и долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Давайте повторим, что мы запомнили.
Словесная игра «Цепочка».
Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.
- Откуда хлеб пришёл? (из магазина)
- В магазин, откуда попал? (из пекарни)
- Что делают в пекарне? (пекут хлеб)
- Из чего его пекут? (из муки)
- Как появилась мука? (смолотили из зерна)
- А зерно как появилось? (из колоска)
- Откуда появился колосок? (в поле вырос)
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Литература
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть II». «Издательство Скрипторий 2003».