Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: окружающий мир, хлеб


Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

Задачи:

Образовательные:

  • Изучить историю возникновения хлеба;
  • Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
  • Обогащать словарь детей прилагательными.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные способности; логическое мышление, память, творческое воображение;
  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  • Развитие физических качеств;
  • Овладение подвижными играми с правилами;
  • Развивать исследовательские умения.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Предварительная работа.

  • Чтение стихов, пословиц, поговорок о хлебе.
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин.
  • Беседы: «Откуда хлеб пришёл», «От колоска до хлеба», «Как растёт хлеб».
  • Составление рассказов.
  • Дидактические, развивающие игры. «Стань другом природы», «Что, где растёт», «Экологическое лото»

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Физическое развитие.

Оборудование: колоски пшеницы, ржи, овса и ячменя, коробка с муляжами и картинками хлебобулочных изделий, картины из серии «Выращивание хлеба», мяч, каменная ступка, кофемолка.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, у меня «Чудесный мешочек», а что находится в нем, вы узнаете, отгадав загадку:

Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.

Дети: Колосок.

(Воспитатель достаёт из «Чудесного мешочка» колоски пшеницы, ржи, овса и ячменя)

Воспитатель: Ребята, вы правильно отгадали загадку, это колоски различных зерновых культур (дети рассматривают колоски). Растение, дающее зерно называются зерновыми растениями. Какие зерновые растения у нас в чудесном мешочке.

Дети: Пшеница, рожь, овёс, ячмень.

Воспитатель: Из зерновых растений приготавливают главный продукт питания людей. А вот о чём мы будем говорить, вы постараетесь угадать загадку.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий пышный и душистый,
Он и чёрный он и белый,
А бывает подгорелый.

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Да верно, мы с вами поговорим именно о нём, хлеб бывает разный, но обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память. Хлеб, хлебушек, хлебушка, он самый главный на каждом столе, а вот он каким ещё может быть, вы и расскажете.

Дидактическая игра «Какой хлеб»?

Подбор определений к существительным. Дети стоят в кругу и передают мяч по кругу и называют определение, например хлеб румяный, белый, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, чёрствый, чёрный ,горячий, ржаной, пшеничный, витаминный, воздушный, полезный, вкусный и т.д. Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, откуда к нам пришёл хлеб?

Дети: Его покупают в магазине.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о том, как он попал в магазин. Я предлагаю вам совершить путешествие от зерна до каравая, и узнать, как это делали раньше и как это делают сейчас. Весной лишь только оттает снег и просохнет землям в поле выходит трактор. Кто ведёт его?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Что же делает трактор?

Дети: Трактор пашет землю.

Воспитатель: Да он готовит землю для сева. Ведь, не даром говорят, «Весенний день - год кормит». Трактор тащит плуг, и он переворачивает землю, готовит постель для зерна. А вот раньше это делали вручную. Плуг прикрепляли к лошадям, и человек управлял ими. И вот земля стала мягкой, рыхлой, послушной. Теперь можно начинать сеять. А теперь к трактору прикрепляют сеялки и в бункер сеялки насыпают зерно и те ровными аккуратными рядами укладывают в землю зёрна пшеницы. Раньше это тоже делали вручную: по полю шёл человек брал зерно и сыпал зеро по полю. Потом дождик поливает землю и вот пшеница взошла. За ростом едва проклюнувшихся росточков наблюдает агроном. А кто такой агроном?

Дети: Это человек, который, знает, как растит хлеб, какие болезни и вредители могут помешать ему.

Воспитатель: Агроном внимательно посмотрит на хлебное поле и видит - напали на хлебное поле жуки-вредители, нужно их уничтожить, иначе погибнет весь урожай. Звонит агроном лётчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки лекарство для хлебного поля, уничтожающие вредителей. Летит самолёт полем и разбрызгивает сверху это лекарство. Давайте мы с вами тоже превратимся в зёрнышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка: «Посадили мы зерно»

Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.

Воспитатель: Всё лето созревает зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Ну и вот конец лета, зёрна созрели. Начинается жатва (дети повторяют индивидуально и хором) и на поле выходят другие машины комбайны. Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель: Что же делает комбайн?

Дети: Комбайн срезает колосья.

Воспитатель: Ребята, комбайн выполняет сразу много видов работ: большими острыми ножами он срезает колосья, внутри комбайна есть молотилка. Она освобождает зерно от колосьев. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. А солому упаковывают в брикеты, которые остаются на поле. А для чего используют солому?

Дети: Она идёт на корм и подстилку для домашних животных.

Воспитатель: А вот раньше это делали так. Мужчины брали в руки косы, женщины серпы и в поле шли. Колосья срезали и в снопы собирали. А кто из вас знает, куда отвозит шофёр зерно?

Дети: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. На элеваторе зерно сушат, оберегают от грызунов.

Воспитатель: А с элеватора, куда зерно повезут?

Дети: На мельницу или на мукомольный завод. Там из зёрен делают муку.

Воспитатель: Кто работает на мельнице и на мукомольном заводе?

Дети: Мукомол, мельник.

Воспитатель: А какие бывают мельницы?

Дети: Ветряные и водяные.

Воспитатель: Правильно, ребята, первым инструментом для измельчения зерна была каменная ступка. Я предлагаю вам превратиться в мельников и самостоятельно сделать муку из пшеницы при помощи ступки.

Двое вызванные дети выполняют действие.

Воспитатель: А я вам покажу, как это делают сейчас. Для этого я буду использовать кофемолку. Если я насыплю зерно в кофемолку, что произойдёт с зерном?

(Дети высказывают)

Воспитатель: Давайте проверим ваше предложение верное?

(Дети рассматривают, щупают).

Воспитатель: Какая она на ощупь?

Дети: Она грубая с отрубями.

Воспитатель: Муку из мукомольного завода в специальных машинах- муковозах везут на хлебозаводы и в пекарни. А как называют людей, которые пекут хлеб?

Дети: Пекари.

Воспитатель: На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют остальные продукты, вспомним какие.

Дети: Мука, вода, соль, сахар, дрожжи, яйца, масла.

Воспитатель: Теперь и все вы превратитесь в пекарей. У вас на столах лежит заранее приготовленное солёное тесто. Я предлагаю вам из теста слепить любой хлебобулочный продукт и выложить на противень. Какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Дети: Батоны, булочки, рогалики, улитки, слойки, пирожки, пряники, печенья, ватрушки, плюшки и т.д.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо потратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о хлебе.

Воспитатель: Вот какой сложный и долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Давайте повторим, что мы запомнили.

Словесная игра «Цепочка».

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

  • Откуда хлеб пришёл? (из магазина)
  1. В магазин, откуда попал? (из пекарни)
  2. Что делают в пекарне? (пекут хлеб)
  3. Из чего его пекут? (из муки)
  4. Как появилась мука? (смолотили из зерна)
  5. А зерно как появилось? (из колоска)
  6. Откуда появился колосок? (в поле вырос)

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Литература

  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Часть II». «Издательство Скрипторий 2003».