Итоговое занятие с использованием ИКТ для детей с ТНР «Прогулка в лес»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: лес, развитие речи, ТНР – тяжелое нарешение речи, подготовительная группа


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (68 МБ)


Цель: актуализация знаний по лексическим темам «Дикие животные», «Цветы», «Насекомые».

Возраст: дети 6-8 лет с ТНР.

Содержание занятия:

  • Уточнение и расширение словарного запаса детей.
  • Формирование грамматической стороны речи.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие фонематических процессов и просодических компонентов речи.
  • Развитие зрительного восприятия, внимания.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART, ноутбук, презентация.

Ход занятия

Вводная часть

Логопед: - Я хочу загадать вам загадку.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это?

Дети: - Май.

Логопед: - Какой по счету месяц весны май?

Дети: - Третий, последний месяц весны.

Логопед: - Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Наступили теплые, солнечные дни. Сейчас так хорошо оказаться за городом, на природе. Хотите, чтобы сегодня наше занятие прошло в лесу?

Основная часть

1. Актуализация знаний детей по теме «Лес»

Слайды 2-4

Логопед: - Кто живет в лесу?

Дети: - Звери, птицы, насекомые, ящерицы, змеи, лягушки.

Логопед: - Без чего не бывает леса?

Дети: - Без деревьев, кустарников, травы, цветов.

Логопед: - Что дает лес человеку, животным, птицам?

Дети: - Людям лес дает чистый и свежий воздух, спасает от жары и зноя, дает тень и прохладу, дарит грибы, ягоды, дрова … Животным и птицам - жилище и корм.

2. Дифференциация согласных по твердости - мягкости

Слайды 5-6

Логопед: - Посмотрите, на перроне стоит поезд. Давайте займем места в вагоне и отправимся на прогулку в лес. (Дети садятся на стульчики.)

- Здесь еще два пустых вагона. Давайте поможем пассажирам занять свои места. В зеленом вагоне поедут животные, названия которых начинаются с мягкого согласного звука. В синем вагоне поедут звери, названия которых начинаются с твердого согласного звука.

(Дети распределяют животных по вагонам.)

3. Развитие слухового внимания и памяти, развитие силы голоса

Логопед: - Ну что ж, наш поезд отправился в путь. А пока мы едем, давайте договоримся, как будем звать друг друга, если кто-то отстанет. Что кричит человек, когда заблудится?

Дети: - АУ!

Логопед: - А мы будем звать друг друга по-другому. Слушайте внимательно и повторяйте за мной:

МА-МО-МУ-МЫ
ЛУ-ЛО-ЛЫ-ЛА и т.д.

- А теперь поиграем в игру «Наоборот». Когда я буду звать вас громко, вы отвечайте тихо, и наоборот.

4. Развитие плавного речевого выдоха и интонационной выразительности

Логопед: - Пока мы с вами играли, поезд дошел до нужной станции. Выходим из вагона. Смотрите, как хорошо в лесу. Давайте скажем на одном дыхании: «Ах, как красиво в лесу!»

(Дети произносят предложение на выдохе с разной интонацией.)

5. Активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи по теме «Дикие животные»

Слайд 7

Логопед: - Давайте вспомним, какие животные живут в лесу.

(Дети называют животных по картинкам.)

- Звери хотят с нами поиграть. Кого не стало?

Слайд 8

- Найдите, какие звери спрятались. Чьи это уши?

Дети: - Медвежьи, беличьи, лисьи, заячьи, волчьи, барсучьи.

6. Развитие фонематического слуха (звуковой анализ слов)

Слайд 9

Логопед: - Смотрите, ребята, какой звонкий, веселый ручеек на нашем пути. Но вокруг столько ненужных предметов, которые засоряют его. Давайте очистим ручеек.

(Дети распределяют предметы под соответствующие схемы.)

7. Развитие связной речи (пересказ)

Слайды 10-11

Логопед: - Давайте немного отдохнем у прохладного ручейка и послушаем сказку.

(Дети слушают сказку В. Сутеева «Находка», затем пересказывают его с опорой на картинки.)

8. Координация речи с движением

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал -
Не споткнулся, не упал?

9. Развитие грамматического строя речи (согласование числительных с существительными)

Слайды 12-20

Логопед: - К какой красивой цветочной поляне мы пришли. Я предлагаю поиграть на этой полянке в игру «Есть - нет». Выберите для себя цветы. Первый игрок скажет, что есть у него на картинке. Например: «У меня есть две медуницы». Следующий игрок продолжит: «У меня нет двух медуниц, но есть пять гвоздик» и так далее по кругу.

10. Развитие языкового синтеза на уровне слогов

Слайды 21-27

Логопед: - Какие необыкновенные цветы растут на этой опушке. В этих цветах спрятались насекомые. Давайте их найдем.

(Дети составляют из слогов названия насекомых.)

11. Совершенствование грамматического строя речи, зрительно-пространственной ориентации

Слайд 28

Логопед: - На этой поляне очень много насекомых. Давайте пройдем по клеточкам в указанном на карточках направлении и расскажем, где находятся насекомые. Обратите внимание на предлог, который надо употребить при построении предложения. (Предлог указан на схеме.)

Дети:

- Кузнечик прыгает с травинки на травинку.

- Стрекоза села на лилию.

- Муравей выползает из муравейника.

- Божья коровка ползет по листику. И т.д.

Заключительная часть

Логопед: - Нам пора возвращаться. Давайте скажем «красивые» слова о лесе и соберем букет. Лес какой?

(большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний, хвойный, лиственный, березовый, дубовый, сосновый, нужный, зеленый …)

- Лес что делает? (растет, шумит, зеленеет, роняет листву, живет, дышит, очищает воздух, радует …)

(На каждое придуманное слово дети «срывают» цветок.)

- Что вам понравилось? Что запомнилось?