Цикл занятий для детей дошкольного возраста по развитию детского музицирования в «Музее музыкальных инструментов детского сада»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: музыкальные инструменты


Занятие для детей 3-4 лет. Тема: «Знакомство с колокольчиками»

Цель: Приобщение детей к навыкам элементарного музицирования, развитие творческого мышления.

Задачи: Формировать представление о детских музыкальных инструментах - колокольчиках и знакомить с приемами игры на них, расширять представления об окружающих предметах.

Ход занятия

Муз.рук: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что у меня есть. (показывает детям корзинку с колокольчиками, на которых привязаны ленточки).
Предлагаю с ними поиграть! Берите по одному колокольчику вот так, за ленточку, и весело звените!

Дети берут колокольчики, звенят несколько секунд, самостоятельно «обследуют их».

Муз.рук: Ой, ребятки, кажется кто-то нас услышал!

Муз. руководитель незаметно для детей стучит по любой деревянной поверхности и низк голосом озвучивает игрушку-медведя, которого достает из зараннее приготовленного места.

Медведь: Кто взял мои колокольчики? Заберу! Заберу!

Муз.рук: Ребятки, спрячьте колокольчики в кулачки (муз. руководитель одной рукой закрывает другую руку, в которой лежит колокольчик, дети тоже прячут колокольчики). Мишка, не сердись на нас! Мы не хотели тебя обидеть, лучше послушай, как красиво звучат колокольчики! Ребята, поиграем еще все вместе! Дети играют. Мишка снова сердится. Грозит забрать колокольчики, дети прячут их в кулачках.

Муз.рук: Ребятки, мишка совсем рассердился. Сделаем по-другому. Посадим мишку на стульчик и поиграем еще раз. Как только зазвучит фортепиано, вы играйте вместе со мной. А когда я закончу игру, то и вы прячьте колокольчики.

Звучит пьеса В.Моцарта «Колокольчики звенят», дети играют и с окончанием прячут колокольчики в кулачок.

Муз.рук: Как красиво вы играли! Посмотрите, как понравилось мишке. Он совсем не сердится! Даже захотел поиграть с нами! В следующий раз обязательно позовем его поиграть с нами!

Медведь: До свидания, ребята!

Муз.рук: И нам пора прощаться! До свидания!

Занятие для детей 4-5 лет. Тема: «Знакомство со свистульками»

Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера, воспитание интереса к музицированию, развитие творческого мышления.

Задачи: Формировать представление о детских музыкальных инструментах - свистульках и знакомить с приемами игры на них, расширять представления об окружающих предметах.

Ход занятия

Муз.рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова встретились в нашем Музее музыкальных инструментов. Посмотрите, какие красивые расписные игрушки здесь есть. Эти игрушки не простые, они музыкальные. Проходите в музыкальный зал и посмотрите!

Дети заходят в музыкальный зал, на столе лежат свистульки.

Муз. руководитель играет на одной из свистулек.

Муз.рук: Посмотрите какая у меня птичка, очень красивая! Расписная! Как весело она поет! Кто хочет так научиться? А теперь присядьте на стульчики и еще раз послушаем нашу птичку-свистульку.

Муз. руководитель играет на свистульке.

Муз.рук: Чтобы птичка так запела, нужно научиться, правильно вытягивать губки и дуть, чтобы пошел из ротика холодный ветерок. Вот так.

Попробуем так все вместе. Поднесите ладошку ко рту и подуйте на нее холодным ветерком. Дети делают. А теперь, попробуем крепко сжать губки и оставить только маленькое отверстие в ротике и дуть через него холодным ветерком. Дети делают. Молодцы, ребятки! Сегодня на свистульках могут поиграть только восемь человек. Потому что у нас восемь свистулек. Ведь нельзя брать в рот предметы после кого-то!

Восемь детей берут свистульки, музыкальный руководитель и воспитатель объясняют каждому ребенку какую часть свистульки взять в рот.

Муз.рук: А сейчас, посмотрите внимательно, на свистульках есть дырочки. Если открывать и закрывать пальчиком и одновременно дуть, как мы только что научились, получится два звука, настоящее «пение птички!»

Дети играют два звука на свистульках.

Муз.рук: Молодцы! В следующий раз обязательно поиграем еще раз! До свидания!

Занятие для детей 3-5 лет. Тема: «Весело играем»

Цель: Доставить детям удовольствие от общения с музыкой, друг с другом, радость свободы и раскованности.

Задачи:

  • Способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике;
  • Удовлетворять потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью музыки.
  • Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  • Развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку.
  • Формировать звуковысотный слух.
  • Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа и в речевых упражнениях, используя для этого звучащие жесты, движение, шумовые инструменты.

Ход занятия

Муз.рук.: Здравствуйте, ребята! Сегодня я снова рада видеть вас в нашем Музее музыкальных инструментов! Посмотрите, какие музыкальные инструменты сегодня вас ждут! Хотите поиграть?

Проводится музыкально-дидактическая игра «Наш оркестр».

Игровой материал: детские музыкальные инструменты.

Ход игры: музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку выбрать по одному музыкальному инструменту. Все играют на них так, как им хочется. Музыкальные инструменты детям знакомы. После «творческой «игры, детям предлагается поиграть в игру «Дирижер».

Ход игры: дети встают в полукруг, группы инструментов стоят рядом.

Один ребенок - дирижер, показывает на одну из групп инструментов, они играют. Показывает на другую группу. Играет другая группа.

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Веселый оркестр».

Ход игры: все дети сидят в кругу, у каждого свой шумовой инструмент. Ребенок-дирижер показывает одной рукой на одного ребенка, тот ребенок играет на своем музыкальном инструменте, дирижер показывает двумя руками - играют все одновременно.

В конце занятия все дети играют на музыкальных молоточках, повторяют ритм, заданный музыкальным руководителем. Во время занятия звучат мелодии из диска Т.Тюнниковой «Танцы народов мира».

Используемая литература

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальные игры и пляски в детском саду», методическое пособие. - Издатель: Книга по Требованию, год выпуска 2012 (по выпуску издателя Учпедгиз, 1956).
  2. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. - СПБ. Музыкальная палитра, 2003.
  3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 - Москва 2009.

Занятие для детей 5-6 лет. Тема: «Знакомство со звуковысотными музыкальными инструментами»

Цель: Расширение музыкального опыта, совершенствование навыков элементарного музицирования, повышение качества дошкольного образования, создание нового образовательного пространства, решение творческих задач.

Задачи:

  • Создать новое образовательное пространство (музей);
  • Развивать умения использования новых технологий для организации планирования работы с воспитанниками;
  • Систематизировать материалы для организации обучения детей элементарному музицированию;
  • Расширять представления об окружающих предметах;
  • Содействовать в расширении кругозора;
  • Развивать навыки поисковой, элементарной исследовательской деятельности;
  • Формировать представление об организации познавательных действий на занятиях, в игре;
  • Способствовать развитию интереса к историческим фактам, связанным с конкретными предметами.

Ход занятия

Муз.рук.: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с экспонатами Музея музыкальных инструментов. Посмотрите на эту полочку и скажите, как называются эти музыкальные инструменты?

Дети: Металлофоны.

Муз.рук.: Правильно, посмотрите рядом разноцветные колокольчики, они висят на разной высоте, как лесенка, а цвета у колокольчиков такие же как и у металлофонов. Что это означает?

Дети: На металлофонах и колокольчиках можно играть одни и те же ноты.

Муз. рук.: Правильно. Возьмем эти инструменты в музыкальный зал и поиграем на них!

Дети рассаживаются на стульчиках с металлофонами. Музыкальный руководитель встает рядом с колокольчиками.

Муз. рук.: Ребятки, послушайте, как звучит нотка «соль» у колокольчиков, сыграйте эту же нотку на металлофонах.

Дети играют.

Молодцы! Слышите, как красиво сливаются в общем звучании металлофоны и колокольчики. Если металлофон поставить вертикально, то он тоже будет похож на лесенку, нижние ступеньки большие, а верхние маленькие. Так и музыкальные звуки бывают низкие и высокие. Сегодня мы выучим названия ступеней музыкальной лесенки и научимся играть весь звукоряд.

Музыкальный руководитель и дети поют: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до и показывают рукой одновременно движение мелодии вверх, затем поют до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до и показывают движение мелодии рукой вниз. Затем все вместе играют эти ноты на металлофонах и колокольчиках.

Муз. рук.: Молодцы, ребята, а теперь я покажу вам как выглядит музыкальная лесенка в музыкальном доме, который называется «Нотный стан». Вот нижняя нотка «до», вот «ре» и т.д. Кто хочет сыграть по-очереди все нотки? А кто их покажет на нотном стане?

Один ребенок у нотного стан, а другой - на колокольчиках показывают и играют ноты, все их поют.

Муз. рук.: Молодцы, ребята, а теперь превратимся в настоящий оркестр! Кто хочет поиграть на бубенчиках?

Часть детей берут бубенчики и встают во второй ряд.

Муз. рук.: Сейчас я сыграю и спою песню композитора Г.Струве и поэта Н.Соловьевой «Гамма», во время проигрыша поиграйте на бубенчиках, а когда начнется припев, то мы все вместе споем название нот и сыграем их на металлофонах и колокольчиках!

Дети исполняют песню композитора Г.Струве и поэта Н.Соловьевой «Гамма», аккомпанируя себе на музыкальных инструментах.

Муз. рук.: Молодцы, ребята, до свидания, до новых встреч!