Сборник содержит подборку нестандартных реальных задач по химии, на основе официальных проектов демоверсий и спецификаций ФИПИ. Пособие предназначено для отработки и совершенствования навыков решения химических задач повышенного уровня сложности. Работая с данным пособием, школьники приобретут навыки выполнения расчетных задач по химии разных типов, ликвидируют пробелы в теоретических и практических знаниях и умениях и смогут успешно подготовиться к итоговой аттестации.
Пособие адресовано старшеклассникам, учителям для организации процесса обучения, методистам и репетиторам.
Сборник может быть использован при дистанционном обучении.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Решение расчетных задач занимает важное место при изучении химии. При решении задач более глубоко и полно усваивается теоретический материал, вырабатываются навыки практического применения знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, формируется умение логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями, отрабатываются умения проводить необходимые в химии расчеты.
Начиная изучать химию, школьники уже имеют необходимые навыки в решении алгебраических задач, и первостепенная задача учителя опираться на приобретенные учеником математические знания. При этом очень важно реализовать связи между химией и математикой.
В настоящее время, несмотря на обилие литературы по решению задач, многие школьники плохо владеют логикой анализа стандартных элементов задач и стандартными алгоритмами решений.
Типов задач, с которыми встречается ученик в процессе изучения химии, очень много, но большинство из них можно решить, владея небольшим числом стандартных алгоритмов и логикой, а также умением решать алгебраические уравнения, неравенства и системы уравнений. Широкое использование математики на уроках химии способствует формированию стремления применять математические знания на практике, так как решение любой химической задачи основано, прежде всего, на применении математических знаний. Например, применение пропорций, используется при составлении формул для нахождения массовой доли, независимо от того, где эта доля определяется (в химическом соединении, в сплаве, в растворе), а также при нахождении количества вещества. Использование пропорций развивает умение анализировать и логически сопоставлять зависимость между веществами и величинами.
Обычно сложную задачу нельзя решить одной двумя пропорциями, удобно воспользоваться другими алгебраическими методами, чаще всего линейными уравнениями и когда уравнение не помогает определить искомые величины можно составить неравенства. Тогда решение задачи можно разделить на два этапа:
- составления уравнения (системы уравнений);
- решения полученного уравнения (системы уравнений).
При решении задач иногда удобно сделать рисунок или схему, которые позволят увидеть логическую связь между заданными величинами
В данном сборнике собраны реальные нестандартные задачи, которые были предложены при итоговой аттестации по химии в последние годы и показаны способы их решения.
Сборник содержит следующие разделы:
- Предисловие, с кратким содержанием алгоритмов решения задач.
- Формальные условные обозначения и формулы, где представлены основные формулы, необходимые при решении задач.
- Комплексные задачи, разбитые по темам задач разных типов.
- Задачи на вывод химических формул органических веществ. Литература
Сборник включает более 90 задач разных типов. В каждой теме подробно рассмотрено решение нескольких задач и даны аналогичные задачи для самостоятельного решения.
Пособие отличается минимальной избыточностью текста, что позволяет экономить время на поиск необходимого содержания.
Данное пособие апробировано учителями химии Гурьевского округа и вызвало большой интерес при подготовке к итоговой аттестации, как у учителей, так и учащихся старших классов и методистов.
Сборник рекомендован при подготовке к итоговой аттестации по химии и может быть использован при дистанционном обучении.