Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе для детей с ТНР «Котик в гости к нам пришел»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа, Дети с тяжелыми нарушениями речи ТНР


Цель: Закрепление счета в пределах 5 и отсчет предметов в пределах 5 по образцу, закрепление понятий «поровну», «столько же», закрепление умения называть знакомые геометрические фигуры, закрепление понятий «высокий, низкий, самый низкий», закрепление представления о частях суток: утро, день, вечер, ночь.

Задачи:

Образовательные:

  • Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5;
  • Упражнять в умении сравнивать 3 предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности.
  • Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур;
  • Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности;

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать умение грамматически правильно оформлять свою речь;
  • Развивать умение детей работать в паре, умению договариваться;
  • Развивать инициативность;
  • Развивать долговременную память, словесную память, слуховую память;
  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, концентрацию внимания, память, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Пробуждать интерес к познавательной деятельности;
  • Воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость;
  • Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: иллюстрации демонстрационные, мягкая игрушка «Котик», геометрические фигуры, картинки с предметами из геометрических форм.
  • Раздаточный материал: математический набор, конверты для каждого ребенка с заданием, карточки для выкладывания геометрических фигур, картинки для закрепления частей суток.

Приоритетная образовательная область: познание.

Интеграция видов детской деятельности: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Предварительная работа: с математическим набором, выкладывание разных предметов из геометрических форм, рассматривание иллюстраций «Части суток».

Место проведения: групповая комната.

Содержание

Дети входят в групповую комнату и подходят к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем заниматься математикой.

Стук в дверь. Воспитатель открывает ее и вносится игрушка «Котик».

Котик: Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы хорошо занимаетесь, хочу проверить ваши знания. Принес вам загадки и интересные задания, справитесь?

Ответы детей.

Воспитатель: Садитесь на свои места. Готовы? Слушайте внимательно задания. Мы посадим Котика, он будет смотреть, как вы занимаетесь.

Воспитатель: Ребята, у меня выложены предметы. Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это круги, геометрические фигуры. Выложите на вашей карточке, на верхней полоске, столько кружков, сколько выложено у меня. Выкладываем слева направо, от красной линии.

Дети выполняют задание.

Ответы детей.

Сколько ты выложил? А ты? (спрашивает нескольких детей). Почему?

Что нужно было сделать, чтобы узнать, сколько кружков выложить?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, нужно было посчитать. Теперь выложите на нижней полоске столько квадратов, сколько на верхней полоске кругов.

Воспитатель спрашивает детей, сколько выложили предметов и почему.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, у меня еще прибавился кружок. Сколько стало?

Ответы детей.

Воспитатель: Выложите у себя, так же как у меня. Посчитайте, сколько стало? А теперь сделайте так, чтобы кружков и квадратов стало поровну.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Теперь помогите мне. Что нужно сделать, чтобы стало у меня поровну?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, добавить еще один квадрат. Считаем, проверяем. На верхней полоске столько же кружков, сколько на нижней полоске квадратов. Поровну. Вы мне хорошо помогли!

Котик: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.

Воспитатель: Теперь уберите ваши круги и квадраты на край стола. Посмотрите, перед вами лежат конверты, откройте их. Что это? Елочки. Сколько их? Одинаковые они?

Ответы детей.

Правильно, 3 елочки, разные. Выложите на ваших карточках на нижней полоске елочки начиная с высокой. Елочки должны стоять на одной линии.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Давайте назовем эта елочка… (высокая, низкая и самая низкая) дети показывают пальцем правой руки.

Воспитатель спрашивает детей.

Ответы детей.

Воспитатель: Теперь покажите пальчиком самую низкую.

Воспитатель: Давайте назовем эта елочка самая …. (самая низкая, низкая, высокая).

Дети выполняют задание.

Котик: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у меня необычный человечек. Из чего он составлен?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, из геометрических фигур. Из каких, назовите…

Ответы детей.

Воспитатель: Вам нужно выложить человечка такого же, как у меня.

Дети выполняют задание.

Котик: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.

Воспитатель: Теперь нам необходима небольшая разминка (воспитатель расставляет модули с картинками). Сейчас мы с вами будем искать свой домик. Возьмите свою геометрическую фигуру (дети берут фигуры из математического набора), мы с вами будем выполнять движения, после слов «Найди свой домик», вы должны подойти к той картинке, которая соответствует вашей фигуре.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше-выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И в свой домик забежали.

Выполняют 2 раза и садятся на свои места.

Котик: Ребята, отгадайте загадку:

Солнце яркое встает,
Петушок в саду поет,
Дети просыпаются,
В детский сад собираются.
Когда это бывает?

Ответы детей.

Игрушка: и еще одна загадка:

В небе звездочки горят,
Птички спят и рыбки спят,
Спят цветы в саду на грядках,
Когда это бывает?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Ответы детей.

Воспитатель: Какие части суток вы еще знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, день и вечер. Давайте назовем все части суток.

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас вы будете работать в парах, помогайте друг другу.

Вам нужно выложить картинки по порядку, в правильной последовательности. Подумайте, не спешите.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: У вас получилось? Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки. Вы сегодня выполнили много заданий! Справились? Молодцы! Давайте вспомним какие задания вы выполняли? Какое задание оказалось для вас самым сложным? Какое самым интересным? Какое задание больше всего понравилось? Котик, а тебе понравилось, как ребята занимались?

Вы сегодня замечательно занимались! Давайте попрощаемся с нашим гостем.

Котик пойдет к своим котятам и расскажет им, как вы хорошо занимались, и научит их.

Дети прощаются. Уходят.