Конспект комплексной открытой ООД по окружающему миру и познавательной деятельности "Осенние чудеса и превращения"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Осень


Цель:

  • Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

  • Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл);
  • Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);
  • Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
  • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;
  • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;
  • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом;
  • Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.

Предварительная работа:

  • На прогулке наблюдать за листопадом.
  • Сбор листьев разной формы и окраски.
  • Изготовление гербария.
  • Беседы об осени;
  • Чтение художественных произведений:
    • «Лес осенью» А.Твардовский,
    • стихи об осени А.С.Пушкина, А.Плещеева, А.И.Бунина;
  • Разучивание стихов и поговорок об осени;
  • Пение песен об осени и слушание музыки;
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
  • Рисование на НОД по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
  • Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);;
  • Наблюдение за деревьями на прогулке;
  • Поделки из природного материала;

Оборудование и материал: Колокольчик, клубок, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные брусочки, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло.

Ожидаемый результат: В последствии дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель: (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг,
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.

Ребята, посмотрите какой интересный клубок и почему-то нитка размоталась?!

Я поняла, это не простой клубок, если ниточку наматывать и при этом говорить добрые слова, то он становится волшебным. Давайте попробуем, будем передавать друг другу клубочек, и когда мы произносим добрые слова (комплимент или пожелания) не забываем наматывать ниточку.

(закройте глазки 1,2,3 - волшебство скорей приди!!!)

(достает письмо, надпись нанесена лимонным соком)

Воспитатель - Ух ты, что это?

- Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)

Воспитатель - это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу, ну и что это может быть? (Ответы детей)

Воспитатель - Разве бывают такие письма? А как же узнать что в нем написано?

Воспитатель - Для волшебного письма сделаем с вами волшебную водичку. (смешиваем йод с водой). Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)

Воспитатель - Посмотрите, проявляется что-то. Удивляется, что это?

Ответ детей. (дети читают)

Воспитатель - оказывается, ребята, это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?

Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)

Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят карточку с загадкой, которая подскажет от кого карта)

(Отгадывание загадки).

Воспитатель:

Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)

Воспитатель - (читает письмо от осени)

Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Мне очень нравится наряжаться и украшать красками своими весь мир. Как мне украсить свой наряд? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Ответ детей. (пойдем искать доказательства)

Физминутка «Мы идем в осенний лес» (И.Михеева)

Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку».

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.)

Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.

  • день короче, а ночь длиннее;
  • на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
    небо серое, хмурое;
  • часто идут дожди;
  • перелетные птицы улетают на юг;
  • дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
  • люди надевают демисезонную одежду;
  • собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
  • осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:

1. Сентябрь - рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2. Октябрь - листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь - зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?

Дети: (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку.)

Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:

  • Облака редкие - будет ясно и холодно.
  • Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
  • Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
    а низко - так малы снега будут.
  • Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
  • Теплая осень - к долгой зиме.
  • У зайцев шерсть побелела - зима близко.
  • Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
  • Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
  • В осеннее ненастье семь погод на дворе.
  • Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку.)

Дети называют поговорки осени:

  • Красна весна цветами, а осень пирогами.
  • Весна красна цветами, а осень снопами.
  • Осень - время собирать урожай.
  • Красна ягодка, да на вкус горька.
  • Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
  • Осенью и воробей богат.
  • Красна весна цветами, а осень пирогами.
  • Ноябре зима с осенью борется.
  • Осенью ложка воды ведро грязи.

Воспитатель: - А вы молодцы, ребята, много знаете примет осени.

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше - бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите - бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, - бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте - бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте - бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
- После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.

Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках.

- Не вы их раскрашивали?

- А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают, чтобы они хотели выяснить.

  • Исследование №1 (нарисована лупа и лист),
  • Исследование№2 (Зеленый лист),
  • Исследование №3. (большой и маленький листик),
  • Исследование №4 (две коробки)

Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?

Ответы детей: нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)

Воспитатель. А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?

Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Проблемный вопрос:

Воспитатель. А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой и микроскопом. (Лупа, микроскоп, зелёные листья)

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Дети предлагают. Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

(Дети: На ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …

- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые).

Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок - и листья опадают.

Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?

Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся)

Воспитатель: Проведем дыхательную гимнастику"ДУЕТ ВЕТЕРОК"

Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

Исследование №4. Что же случается с опавшими листьями?

Ответ детей: Они высыхают.

А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?

Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.

Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5

Дети садятся на коврики.

- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!

Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Любила менять наряды и носить красивые украшения. А еще все время меняла свое настроение. И очень часто плакала, плакала...

Воспитатель: Как же нам помочь осени поднять ей настроение?

Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?

Ответ детей: Подарить их осени.

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем Осени настроение и изготовим для нее бусы из листочков, которые мы собрали. Но прежде, разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! - по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! - положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. - поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. - стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем - делаем вид
И ботинки обуваем - постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

Дети изготавливают бусы, нанизывают все листочки на нить.

Воспитатель: Молодцы, очень яркие получились бусы. Осени очень понравится и она будет меньше плакать и чаще улыбаться.

Вы, ребята, молодцы, столько много у Вас знаний об осени.

Что вам понравилось в нашем приключении? Что запомнилось?