Цель:
- Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
- Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл);
- Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи);
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
- Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях;
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом;
- Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Предварительная работа:
- На прогулке наблюдать за листопадом.
- Сбор листьев разной формы и окраски.
- Изготовление гербария.
- Беседы об осени;
- Чтение художественных произведений:
- «Лес осенью» А.Твардовский,
- стихи об осени А.С.Пушкина, А.Плещеева, А.И.Бунина;
- Разучивание стихов и поговорок об осени;
- Пение песен об осени и слушание музыки;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
- Рисование на НОД по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
- Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);;
- Наблюдение за деревьями на прогулке;
- Поделки из природного материала;
Оборудование и материал: Колокольчик, клубок, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные брусочки, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло.
Ожидаемый результат: В последствии дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель: (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг,
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята, посмотрите какой интересный клубок и почему-то нитка размоталась?!
Я поняла, это не простой клубок, если ниточку наматывать и при этом говорить добрые слова, то он становится волшебным. Давайте попробуем, будем передавать друг другу клубочек, и когда мы произносим добрые слова (комплимент или пожелания) не забываем наматывать ниточку.
(закройте глазки 1,2,3 - волшебство скорей приди!!!)
(достает письмо, надпись нанесена лимонным соком)
Воспитатель - Ух ты, что это?
- Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
Воспитатель - это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу, ну и что это может быть? (Ответы детей)
Воспитатель - Разве бывают такие письма? А как же узнать что в нем написано?
Воспитатель - Для волшебного письма сделаем с вами волшебную водичку. (смешиваем йод с водой). Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель - Посмотрите, проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей. (дети читают)
Воспитатель - оказывается, ребята, это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят карточку с загадкой, которая подскажет от кого карта)
(Отгадывание загадки).
Воспитатель:
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
Солнцу теплому не верьте -
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
Воспитатель - (читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Мне очень нравится наряжаться и украшать красками своими весь мир. Как мне украсить свой наряд? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей. (пойдем искать доказательства)
Физминутка «Мы идем в осенний лес» (И.Михеева)
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку».
Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.)
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
- день короче, а ночь длиннее;
- на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
небо серое, хмурое; - часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
- собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1. Сентябрь - рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь - листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь - зимник (становится холодно, как зимой).
Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?
Дети: (дождь, снег, туман).
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку.)
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
- Облака редкие - будет ясно и холодно.
- Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
- Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут. - Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
- Теплая осень - к долгой зиме.
- У зайцев шерсть побелела - зима близко.
- Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
- В осеннее ненастье семь погод на дворе.
- Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку.)
Дети называют поговорки осени:
- Красна весна цветами, а осень пирогами.
- Весна красна цветами, а осень снопами.
- Осень - время собирать урожай.
- Красна ягодка, да на вкус горька.
- Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
- Осенью и воробей богат.
- Красна весна цветами, а осень пирогами.
- Ноябре зима с осенью борется.
- Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель: - А вы молодцы, ребята, много знаете примет осени.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше - бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше - бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите - бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, - бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте - бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте - бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
- После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.
Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках.
- Не вы их раскрашивали?
- А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают, чтобы они хотели выяснить.
- Исследование №1 (нарисована лупа и лист),
- Исследование№2 (Зеленый лист),
- Исследование №3. (большой и маленький листик),
- Исследование №4 (две коробки)
Воспитатель: Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детей: нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель. А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель. А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой и микроскопом. (Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос: «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают. Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …
- Какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые).
Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок - и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель: Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся)
Воспитатель: Проведем дыхательную гимнастику"ДУЕТ ВЕТЕРОК"
Педагог приглашает детей на прогулку. Дети встают друг за другом и "змейкой" двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:
Золотое солнышко по небу катается
С утра улыбается,
А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображая "солнышко" и встают в круг).
Что было дальше?
Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображая "тучку").
Вдруг подул ветерок,
А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).
Исследование №4. Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Остановка №5
Дети садятся на коврики.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Любила менять наряды и носить красивые украшения. А еще все время меняла свое настроение. И очень часто плакала, плакала...
Воспитатель: Как же нам помочь осени поднять ей настроение?
Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени.
Воспитатель: Ребята, давайте поднимем Осени настроение и изготовим для нее бусы из листочков, которые мы собрали. Но прежде, разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! - по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! - положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. - поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. - стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем - делаем вид
И ботинки обуваем - постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь
Дети изготавливают бусы, нанизывают все листочки на нить.
Воспитатель: Молодцы, очень яркие получились бусы. Осени очень понравится и она будет меньше плакать и чаще улыбаться.
Вы, ребята, молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Что вам понравилось в нашем приключении? Что запомнилось?