Цель:
- познакомить с произведением, показать завораживающий ритм пушкинского стиха, сказка - это целый загадочный мир, в основе лежат сюжеты народных сказок;
- развивать умение читать выразительно, анализировать прочитанное;
- прививать интерес к чтению.
Оборудование: книги со сказками А.С.Пушкина, рисунки учащихся, кукла-кот, аудиозапись сказок А.С.Пушкина (музыка Римского-Корсакова).
Ход урока
Запись на доске: Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)
- Сегодня будем говорить об А.С.Пушкине.
- Прочитайте, как полностью звали этого поэта?
- Что это за слова? (Имена собственные).
- Как в детстве звали его? (Саша).
- А его папу? (Сергей).
- Кто может прочитать даты его рождения и смерти?
- Он прожил совсем немного, 37 лет.
- Послушаем ребят, которые приготовили нам доклады о Пушкине.
Учащиеся делают доклады о биографии А.С.Пушкина.
- Он написал много сказок, стихов и рассказов. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?
Чтение учащимися отрывков из сказок А.С.Пушкина, демонстрация рисунков.
- Одно стихотворение знают все. Это вступление к поэме "Руслан и Людмила".
Поэма - это произведение большого объема.
- Кто знает, о чем эта сказка?
Звучит аудиозапись стихотворения и музыка Римского-Корсакова.
Закройте глаза и попробуйте представить себе то, о чем хотел рассказать автор музыки.
Чтение вступления наизусть учащимися.
- Прочитать сказку про себя.
Словарная работа.
Лукоморье - изгиб берега моря, бухта. Сложное слово, 2 корня.
Неведомых - неизвестных, таинственных.
Невиданных - сказочных, необычайных, поразительных.
Дол - впадина между гор.
Витязь - в древней Руси отважный воин.
Чредой - друг за другом.
Пленяет - берет в плен.
- Какие сказки вы узнали? («Русалочка», «Гуси-Лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Василиса Прекрасная»).
- Почему именно дуб изобразил А.С.Пушкин? (Свой мир, сказочный).
Рассказать о древних представлениях, связанных с котом (Кот живет на границе своего и чужого мира, поэтому знает его тайны). Кот - волшебный помощник во всех сказках «(Кот в сапогах», «Кот Скоробогатый»).
Выразительное чтение произведения учащимися (цепочкой).
Разгадать кроссворд. Найти нужные строки в стихотворении.
- Как называется произведение «Руслан и Людмила»? (Поэма).
- Кто сидит на ветвях? (Русалка).
- Что стоит на курьих ножках без окон и дверей? (Избушка).
- Кто пленяет грозного царя? (Королевич).
- Их двузначное число из вод выходит ясных. (Витязь).
- В темнице там ……………… тужит. (Царевна).
- ПОЭМА
- РУСАЛКА
- ИЗБУШКА
- КОРОЛЕВИЧ
- ВИТЯЗЬ
- ЦАРЕВНА
Итоги урока.
Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок.