Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: А.С.Пушкин, чтение, А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»


Цель:

  • познакомить с произведением, показать завораживающий ритм пушкинского стиха, сказка - это целый загадочный мир, в основе лежат сюжеты народных сказок;
  • развивать умение читать выразительно, анализировать прочитанное;
  • прививать интерес к чтению.

Оборудование: книги со сказками А.С.Пушкина, рисунки учащихся, кукла-кот, аудиозапись сказок А.С.Пушкина (музыка Римского-Корсакова).

Ход урока

Запись на доске: Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)

- Сегодня будем говорить об А.С.Пушкине.

- Прочитайте, как полностью звали этого поэта?

- Что это за слова? (Имена собственные).

- Как в детстве звали его? (Саша).

- А его папу? (Сергей).

- Кто может прочитать даты его рождения и смерти?

- Он прожил совсем немного, 37 лет.

- Послушаем ребят, которые приготовили нам доклады о Пушкине.

Учащиеся делают доклады о биографии А.С.Пушкина.

- Он написал много сказок, стихов и рассказов. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

Чтение учащимися отрывков из сказок А.С.Пушкина, демонстрация рисунков.

- Одно стихотворение знают все. Это вступление к поэме "Руслан и Людмила".

Поэма - это произведение большого объема.

- Кто знает, о чем эта сказка?

Звучит аудиозапись стихотворения и музыка Римского-Корсакова.

Закройте глаза и попробуйте представить себе то, о чем хотел рассказать автор музыки.

Чтение вступления наизусть учащимися.

- Прочитать сказку про себя.

Словарная работа.

Лукоморье - изгиб берега моря, бухта. Сложное слово, 2 корня.

Неведомых - неизвестных, таинственных.

Невиданных - сказочных, необычайных, поразительных.

Дол - впадина между гор.

Витязь - в древней Руси отважный воин.

Чредой - друг за другом.

Пленяет - берет в плен.

- Какие сказки вы узнали? («Русалочка», «Гуси-Лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Василиса Прекрасная»).

- Почему именно дуб изобразил А.С.Пушкин? (Свой мир, сказочный).

Рассказать о древних представлениях, связанных с котом (Кот живет на границе своего и чужого мира, поэтому знает его тайны). Кот - волшебный помощник во всех сказках «(Кот в сапогах», «Кот Скоробогатый»).

Выразительное чтение произведения учащимися (цепочкой).

Разгадать кроссворд. Найти нужные строки в стихотворении.

  1. Как называется произведение «Руслан и Людмила»? (Поэма).
  2. Кто сидит на ветвях? (Русалка).
  3. Что стоит на курьих ножках без окон и дверей? (Избушка).
  4. Кто пленяет грозного царя? (Королевич).
  5. Их двузначное число из вод выходит ясных. (Витязь).
  6. В темнице там ……………… тужит. (Царевна).
  1. ПОЭМА
  2. РУСАЛКА
  3. ИЗБУШКА
  4. КОРОЛЕВИЧ
  5. ВИТЯЗЬ
  6. ЦАРЕВНА

Итоги урока.

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок.