Сценарий игры-кульминации «Путешествие в страну Суоми»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: Создать условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формировать положительную мотивацию, направленную на достижение поставленной цели; развивать речевую активность детей в процессе совместной деятельности, совершенствовать навыки игры; развивать быстроту, внимание и ловкость; воспитывать чувства товарищества и взаимовыручки.

Задачи:

  • Развивать познавательно-исследовательский интерес, чувство юмора, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
  • Способствовать развитию внимания, координационных способностей, умению ориентироваться на местности;
  • Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в паре и в команде;
  • Создать условия для двигательной и творческой активности детей, для формирования таких качеств, как ловкость, быстрота, взаимовыручка.

Предварительна работа: работа с картой мира, чтение книги Туве Янсон «Всё о муми-тролях» (истории «Маленькие тролли и большое наводнение», «Комета прилетает», «Шляпа волшебника»), просмотр иллюстраций «жизнь в Финляндии», чтение книг и беседы о родине муми-тролей, знакомство с животным и растительным миром Финляндии, знакомство с главными символами страны.

Оборудование: карта мира, флаг России, флаг Финляндии; рюкзак, набор предметов, необходимых в путешествии; рыбки, 2 кастрюльки, картинка огня; палатка, макет деревьев, автобус; герои-игрушки муми-троли, дом; заграничный паспорт; план д/с.

Место действия: территория детского сада.

Ход игры

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на поиски муми-троля. Скажите, а вам нравится путешествовать? В какую страну мы с вами отправимся?

Дети: В Финляндию.

Воспитатель: Давайте вспомним и расскажем гостям, кто такие муми-троли?

Дети: Это герои сказки финской писательницы Туве Янсон. Знаменитая финская писательница Туве Янсон, играя со своим маленьким братом Ларсом, шутя, нарисовала на стене маленькое существо. Она даже не могла предположить, что это будущий новый герой финской, да и всей мировой литературы - Муми-Тролль.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в юго-западной Финляндии, на острове Кайло, на самом деле находится один из лучших в мире тематических парков - Страна муми-тролле! Главная достопримечательность острова - Муми-дом, построенный в виде синей башни. Все предметы интерьера здесь рассчитаны на рост 10-летнего ребёнка. В доме есть комнаты Муми-тролля, а также Муми-мамы и муми-папы. В детском парке обитают сказочные персонажи - герои произведений Туве.

Ребята, прежде чем, отправиться в путешествие, давайте вспомним, где находится Финляндия? (работа с картой мира) Покажите, пожалуйста, территорию нашей страны. В какой стране мы живём? Если мы живём в России, значит мы кто?

Дети: Россияне.

Воспитатель: А кто помнит, где территория Финляндии? Как называют людей, которые родились и живут в Финляндии?

Дети: Финны.

Воспитатель: Посмотрите на карту, Финляндия расположена совсем рядом с Россией или далеко?

Дети: Финляндия - наша ближайшая соседка.

Воспитатель: А как ещё называют эту страну?

Дети: Суоми

Воспитатель: Совершенно верно. Это интересная и необычная страна! Финское название страны - Суоми. По одной из версий, это название произошло от финского слова «суому» - чешуя, ведь древние жители страны шили себе одежду из рыбьей кожи. По другой версии, переводится, как страна болот. В Финляндии очень много озер, государство омывается Балтийским морем. Не удивительно, что рыба главенствует в финской кухне. Так распорядилась сама природа. Большой популярностью пользуется лососевый суп. А на чем же мы с вами решили отправиться в путешествие?

Дети: На автобусе.

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся с вами в путешествие на автобусе. Но только дружные и смелые ребята могут совершить это путешествие. Вы все знаете, что в путешествие нельзя отправляться без рюкзачка. А что необходимо взять с собой? Сейчас мы соберём в рюкзак все необходимые вещи.

Проводится игра «Собери рюкзак в дорогу»

Воспитатель: Молодцы! Рюкзачок готов. А что ещё необходимо для путешествия в другую страну?

Дети: Нужен заграничный паспорт. (Детям раздают заграничные паспорта заранее сделанные с детьми)

Воспитатель: Теперь действительно всё готово, занимайте места в автобусе, нам пора отправляться в путь.

Дети рассаживаются в автобус.

Звучит музыка «Мы в автобусе сидим»

(Дети выполняют действия, о которых говорится в песни)

Воспитатель: Ребята, закрывайте глаза. (Звучит музыка) Раз, два, три… И мы с вами как по волшебству оказались на Российско-Финской границе. Вы знаете, что каждое государство охраняет свои границы и пересекать границу в любом месте нельзя. Как можно пересечь границу?

Дети: Только через пропускной пункт. Нам пригодится заграничный паспорт.

Воспитатель: А кто проверяет его на границе?

Дети: Пограничники. (В автобус входит пограничник)

Пограничник: Здравствуйте! Приготовьте пожалуйста свои паспорта. (собирает загранпаспорта для печати).

Пограничник: Ребята, у всех документы в порядке, но зачем вы пожаловали в нашу страну?

Дети: Мы получили письмо от Мумии-тролля. Оказывается, муми-троли всю зиму спят, а просыпаются только весной. Но в этом году малыш муми-троль проснулся раньше времени и ушел гулять один по лесу. Всё это потому, что он никогда не видел зиму, ему стало интересно, какая она зима? Он решил посмотреть на красоту леса, а когда захотел вернуться домой, понял, что заблудился и не может найти дорогу домой. Он прислал нам своё послание, в котором просит, чтобы мы спасли его и не дали ему замерзнуть в лесу.

Воспитатель: Но вот беда, мы не знаем, где находится лес, в котором заблудился Муми-троль!

Пограничник: Здесь я могу вам помочь, но сначала я должен убедится, что вы хорошо подготовились и многое узнали о нашей стране, значит сможете ответить на мои вопросы.

Задание первое. (Дети стоят вокруг столов)

Пограничник: Перед вами карта Финляндии. Ребята, найдите и закрасьте на карте территорию Финляндии и часть территории России, покажите, пожалуйста, границу между нашими странами, где мы сейчас как раз находимся.

Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, какого цвета полосы на флаге Финляндии? Ответы детей (синий) Раскрасьте территорию этой страны синим. Часть территории России, раскрасьте пожалуйста другим цветом. Давайте проведем границу. (Дети выполняют задание)

Задание второе.

Пограничник: Ребята, назовите, пожалуйста, государственные символы страны.

Дети: Флаг и герб.

Пограничник: Правильно. Но вот незадача, у меня всё перепуталось. Помогите пожалуйста мне собрать их правильно. Можно разделиться на 2 команды. (Одна команда собирает флаг и герб России, а другая - Финляндии. Дети выполняют задание)

Пограничник: Молодцы, вы хорошо справились с моими заданиями. Поэтому я могу доверить вам карту, она подскажет, как добраться до леса. (Он отдаёт ребятам планкарту, где отмечены их группа, физкультурный и музыкальный зал.) А теперь, до свидания, ребята!

Дети: Спасибо. До свидания! (изучают карту)

(Изучив карту, дети понимают, что должны отправится в физкультурный зал. В физкультурном зале ребята попадают в зимний лес)

Воспитатель: Вот ребята, мы и оказались в сказочном лесу. Ой, а что это?

(В лесу стоит палатка Путешественника. Ребята находят его спящим и решаются разбудить).

Воспитатель: Добрый день! Простите, вы кто такой и что вы здесь делаете?

Путешественник: Я искал своего друга Муми-троля, совсем выбился из сил, прилег отдохнуть и заснул.

Ребята, как вы думаете, кто это?

Дети: Да это же Путешественник!

Воспитатель: Как хорошо, что мы тебя встретили. Вместе мы быстрее отыщем Муми-троля.

Путешественник:

Но где же нам его найти
Что-то сбился я с пути.
Вы, ребята, помогите
Его со мною поищите.

(Дети вместе с Путешественником ищут по залу и находят Муми-тролля - мягкую игрушку - под деревом в сугробе)

Воспитатель: Как здорово, что нам удалось его найти. Теперь нужно скорее отнести его к папе с мамой, ведь они наверняка волнуются.

Путешественник: Постойте, ребята, Муми-тролль мне что-то хочет сказать на ушко. Он мне говорит, что он замерз и очень голоден.

Воспитатель: Конечно, ему необходимо погреться у костра и поесть.

(Все присаживаются к костру)

Путешественник: Ребята, а как вы добрались сюда?

Дети: на автобусе, который сами сделали.

Путешественник: Здорово! Я тоже люблю путешествовать. Однако и мой животик урчит от голода. У меня в палатке, есть кастрюльки. Можно было бы сварить наш традиционный финский суп из лосося. Но вот рыбку я наловить не успел. В Финляндии очень много рыбы.

Воспитатель: Отличная идея! Ребята, а давайте поможем. Вместе мы быстрее управимся. Давайте разделимся для этого на две команды. (делятся на команды, проводится эстафета)

Эстафета «Поймай рыбку»

На веревке висят рыбки (на прищепках). Дети каждой команды по очереди подбегают к веревке и срывают по одной рыбке, кладут в ведерко, возвращаются на исходную позицию, передают эстафету и переходят в конец строя.

Воспитатель: Молодцы! Сколько рыбок наловили, теперь можно и суп сварить.

Эстафета «Свари уху»

Команды стоят в шеренгу. Рядом с первым участником стоит ведро с пойманными рыбками, рядом с последним участником - кастрюлька с поварешкой. По сигналу дети передают по одной рыбке друг другу. Когда последняя рыбка окажется в кастрюле, та команда победила.

Путешественник: Какие вы ребята ловкие и дружные, как всё у вас быстро получается. Кажется, суп готов. (Пробует уху)

Дети кормят Муми-тролля рыбным супом.

Путешественник: Спасибо большое, уха получилась на славу! Как здорово, посидеть вокруг костра в зимнем лесу. Но Муми-тролля нужно скорее отнести к папе с мамой, ведь они наверняка волнуются! Ну что? Идём? А вы не испугаетесь? Ведь дорога лежит через лес и болота и у нас в долине в эту пору можно встретить злую Мору…

Воспитатель: Нет, нам нечего боятся. Нас много, и мы очень дружные ребята.

Путешественник: Тогда в путь друзья!

Игровое упражнение «Через лес пойдём»(Дети идут друг за другом по кругу, действуют по сигналу ведущего- Путешественника).

Путешественник:

Ах, ты, зимушка-зима,
Закружила, замела
Все дорожки, все пути.
Не проехать, не пройти.
Мы на лыжи дружно встали,
Друг за другом побежали (имитируют езду на лыжах)
Мы на санки сели,
Быстро полетели (разбиваются на пары, первый участник вытягивает руки назад, второй участник берётся за руки, имитируют езду на санках)

Воспитатель:

Тут сугробы на пути,
Как же дальше нам идти?

Путешественник:

По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем!… (Высокие шаги)

Воспитатель:

Кусты встали на пути,
Как же дальше нам идти?

Путешественник:

Смело ветки раздвигаем,
Путь свой дальше продолжаем!… (Движение руками)

(Путешественник приводит детей в музыкальный зал, где находится домик Муми-троля. Там их встречает Мора. Она злится и не хочет пускать детей к домику)

Мора:

Я - Королева той страны,
Где нет ни солнца, ни весны.
Где круглый год метель метёт,
Где всюду только снег и лёд.
Всех я вас перехитрила,
Дом на большой замок закрыла!
Ключ от этого замка
У меня… смотрите!
Но его вам не отдам,
Даже не просите!

(Берет стул, садится около домика, рассматривает свой ключик, любуется им).

Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто это?

Дети: злая Мора.

Воспитатель: Что же делать? Как же быть? Нужно ключик раздобыть.

Путешественник: А я знаю, почему Мора такая злая и вредная. Это потому, наверное, что с ней никто не дружит.

Воспитатель: Так может мы ей расскажем, как здорово иметь друзей, а ещё лучше споем нашу песенку про дружбу? (Ответы детей)

Воспитатель:

Дружба очень нам нужна.
В жизни нашей так важна:
Коль случится что-то вдруг,
К нам придёт на помощь друг!

(Поют песню про дружбу)

Мора: Конечно, у Муми-троля, вон сколько друзей, а я живу в лесу одна,

Лишь волки, ветер, да луна… (плачет)

Воспитатель:

Ребята, а давайте попробуем с ней подружиться?
Ты мора лучше извинись
И с народом подружись!
Не грусти, не хулигань!
Доброй и веселой стань! Пожалуйста!

Мора:

Ну ладно, хулиганить брошу!
Буду я всегда хорошей!
И теперь уж, так и быть,
Стану я вас всех любить! (отдает ключик)

(Дети вместе с путешественником возвращают малыша к его маме и папе в дом)

Воспитатель: Мы всегда рады помочь друзьям. Но, к сожалению, время летит так быстро и скоро наш автобус отправляется обратно в Россию. Нам пора возвращаться домой.

Мора: Ребята, а давайте сфотографируемся на память и на прощанье станцуем наш финский танец!

Воспитатель:

Реки, озёра, полярная ночь,
Тролли из сказки
Лыжи, салазки,
Сосны, сиянье, упряжки оленьи,
Хвойного духа в лицо дуновенье.
Хаски - собаки, " уги" - сапожки
Финскую польку танцуют, ножки!

(Дети танцуют парный танец «Финская полка»)

Воспитатель: Пора прощаться!

Дети говорят «До свидания!» и парами выходят из зала. В группе садятся в автобус и возвращаются в Россию.

Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
В родной стране очутись!
Вот мы и дома.