Театрализованная деятельность в группе раннего возраста в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: театрализованная деятельность


Ранний возраст - время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личностного становления ребенка.

В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры. Они способствуют развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театрализованные игры - это универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения. Ведь дети любят играть, игра - это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то превращаться. Поэтому актуально использовать разнообразные театрализованные игры в воспитательно-образовательном процессе.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря, тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Его речь становиться более яркой, эмоциональной. Дети стали лучше запоминать потешки, стишки, пальчиковую гимнастику начали заканчивать последние слова в знакомых ранее фразах. Театрализованные игры влияют и на физическое воспитание, например, начиная утреннюю зарядку, дети здороваются с солнышком, ветерком, елочкой, и др. по сюжету сказки. В зарядке мы можем использовать маски, нагрудники и др атрибуты из театрального уголка.

Формируется эстетический вкус (дети наряжаются в костюмы смотреться в зеркало им это нравиться у них вызывает это восторг они более эмоционально начинают подражать персонажам)

Развиваются творческие способности (мимика, жесты, эмоции, звукоподражание персонажу).

Для всестороннего развития детей раннего возраста в ходе работы используют развивающую предметно пространственную среду как в группе так и на прогулочном участке с учетом сезонности.

Учитываем ее мобильность, вариативность, возможность использования в других видах деятельности.

  • В нашей группе оформлен уголок театра, уголок ряженья, театр конусов, театр шапочек и масок, театр на фланелеграфе, театр игрушек, театр настольный и пальчиковый; атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы); наглядное пособие ( иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме театр).
  • Придается большое значение настрою детей на "сказочное" занятие. Это зависит от настроя самого педагога, речь которого должна быть эмоциональной, выразительной;
  • Побуждать детей к речевой активности на протяжении всей игры;
  • Повторять игры через определенные промежутки времени. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые игры воспринимаются легче, а порой и с большим интересом;
  • Поощрять воображение и творческий подход к инсценировкам;
  • Удовлетворять желание детей рассмотреть и ближе познакомится с различными декорациями и героями до начала инсценировки;

Необходимо закреплять содержания сказок, художественных произведений в различных видах деятельности, в рисовании, лепке, аппликации, во время прогулок, в процессе сюжетно-ролевой и дидактических игр.

Так же основы драматизации и актёрского мастерства закрепляются и раскрываются на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Показывали сказку "Репка".

Дети самостоятельно воспроизводят сюжеты известные сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова: «Жили - были.»" и т.д. В свободное время с детьми часто разыгрываем - песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; изображаем различные эмоциональные состояния.

Отличными помощниками в данной работе являются родители:

  • многое в театральном уголке сделано руками родителей
  • просвещаем по теме театрализованной деятельности( буклеты, выставки, консультации)
  • привлекаем участвовать в роли зрителей
  • привлекаем к совместной деятельности с детьми

Мы видели как родители волнуются участвую сами, какие эмоции у них на лице, им это нравиться участвовать вместе с ребенком окунуться в детство, мы от них получаем в дальнейшем больше отдачи. они становятся более отзывчивы на наши просьбы, ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений.

Таким образом, влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей раннего возраста неоспоримо. Дети нашей группы с помощью театрализованных игр- занятий, упражнений могут решать практически все задачи программы и наряду с основными методами и приемами развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал для полноценного и всестороннего развития малышей.

Список литературы

  1. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
  2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. - М.: Лепта-Книга, 2007.
  3. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.