Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Совершенствовать знания детей о классе земноводных (лягушки, жабы, тритоны, огненная саламандра и др.), о пресмыкающихся (крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы), о млекопитающих;
- Совершенствовать знания о видах деревьев (лиственные, хвойные), о цветах - садовых (розы, пионы, нарциссы, астры, георгины, гладиолусы, хризантемы, лилии и др.), полевых, лесных (незабудки, анютины глазки, кувшинки, купальницы, фиалки и др.), о лекарственных растениях (ромашка, полынь, мята, репейник, укроп, петрушка, девясил и др.), о ядовитых растениях (белена, белладонна, волчье лыко, вороний глаз, ландыш и др.);
- Совершенствовать знания детей о сказочнике Х.-К.Андерсене, его сказках, понимание их содержания и главной мысли. Проверить знания о жизни, творчестве писателя, поэта, сказочника А.С.Пушкина. Вспомнить сказки писателя;
- Обучать проводить звуковой анализ слов, определять ударный звук, делить слова на слоги. Упражнять составлять предложения из 2-х опорных слов;
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес, воображение, фантазию, речь, любознательность;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- Воспитание у детей культуры мышления, нравственных качеств по отношению к окружающим, доброжелательности,
Методические приемы:
- Беседа,
- 1 гейм: «Заморочки из бочки»,
- 2 гейм: «Ты - мне, я - тебе»,
- 3 гейм: «Тёмная лошадка»,
- 4 гейм: «Музыкальная пауза»,
- 5 гейм: «Кто больше?»,
- 6 гейм: «Гонка за лидером»,
- Просмотр мультимедийной презентации «Умники и умницы»,
- Рефлексия.
Материал: карточки слов: тайга, степь, фишки (красного, синего, зелёного цветов), шкатулка, леденцы, шоколадные медали, компьютер, проектор.
Используемая литература и информационные средства
- Моложавенко В.С. Тайна красоты: Книга о цветах. - М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 384 с.: ил.
- Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста./ Под ред. Л.А.Парамоновой. - М.: Карапуз. - Дидактика, 2004.
- Развивающие занятия с детьми 6 - 7 лет. / Под ред. Л.А.Парамоновой. - М.: Олма Медиа Групп,2004.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: Природоведение. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с., ил.
- Что такое. Кто такой: В 3 т. - М.: Педагогика - Пресс, 1997.
- www.yandeks.ru.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы с вами поиграем в квест - игру «Умники и умницы». Слайд №1. Вот наши команды: 1 команда - «Знайки», 2 команда - «Умейки».
На этой игре мы посмотрим, какие вы сообразительные, находчивые. Но перед тем, как начать нашу игру, послушайте правила: «Когда отвечает одна команда, другая слушает внимательно, не перебивает, может добавить к ответу другой команды. Обсуждайте вопрос всей командой».
1 гейм: «Заморочки из бочки» (слайд №2)
Воспитатель: Вытаскивайте бочонок с номером, я зачитываю вопрос. Пожалуйста, начинает 1 команда - «Знайки».
Вопросы 1 команде: Бочонок № …
Кто такие земноводные? Перечислите животных, относящихся к земноводным? (Земноводными называют животных, которые могут жить как в воде, так и на суше. К земноводным относятся лягушки, жабы, тритоны, огненная саламандра).
Вопросы 2 команде: Бочонок № …
Кто такие пресмыкающиеся? Каких животных этой группы вы знаете? (Своё название они получили за способ передвижения, при котором тело животного волочится, т. е. прикасается к земле. К пресмыкающимся относятся: черепахи, змеи, ящерицы, крокодилы.
Вопросы 1 команде: Бочонок № …
Что такое радуга? (Когда солнечный свет встречает на пути дождевую каплю, белый луч распадается на составные лучи. Расположение цветов: каждый охотник желает знать, где сидит фазан).
Вопросы 2 команде: Бочонок № …
Что такое смерч? (Он возникает в грозовом облаке, спускается до земли, всасывая в себя, подобно насосу, всё, что ни попадается).
Вопросы 1 команде: Бочонок № …
Какие садовые цветы вы знаете? (роза, пион, астра, хризантема, лилия, мак, гвоздика и др.). Расскажите легенду об астре.
Вопросы 2 команде: Бочонок № …
Какие лесные, полевые цветы вы знаете? (Фиалка, незабудка, анютины глазки, кувшинка, купальница и др.). Расскажите легенду об анютиных глазках.
Молодцы! 1 гейм окончен. Общий счёт - …
2 гейм: «Ты - мне, я - тебе» (слайд №3)
Сейчас вы можете задавать подготовленные вами вопросы друг другу. Пожалуйста, начинает 2 команда - «Умейки». Команды по очереди задают друг другу по два вопроса. Умницы! Очень интересные, увлекательные вопросы подготовили команды. Итак, общий счёт -…
3 гейм: «Тёмная лошадка» (слайд №4)
Загадка-ребус. (слайд №5)
Правильно: Сказки.
А кто раньше на Руси рассказывал сказки? Ответы детей. (Бабушки, дедушки). А вот таких бабушек, которые интересно рассказывали сказки, называли сказительницами. (слайд №6)
Сказительница: (говорит нараспев):
Здравствуйте, мои дорогие ребятушки - юные красно девицы и добрые молодцы.
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе.
Пели птицы, сказывали птицы
Песни да сказки, были да небылицы.
А птица синица села на кочку
И рассказывала про Ванюшку и царскую дочку.
Это не сказка, а присказка.
А сейчас я хочу узнать, как хорошо вы знаете сказки. А вопросы мои вот в этой волшебной шкатулке. Вопросы задаются по очереди - по 3 каждой команде.
Вопросы 1 команде «Знайки».
- Назовите Родину Х.-К.Андерсена? (Дания).
- А назовите сказки А.С.Пушкина?
- Сколько братьев было у Элизы в знаменитой сказке Х.-К.Андерсена? (11 братьев).
Вопросы 2 команде: «Умейки».
- Где родился и жил А.С.Пушкин? (Россия, в Москве).
- Какие сказки Х.-К.Андерсена вы знаете?
- Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» (30 лет и 3 года).
Сказительница: Молодцы! Порадовали вы меня ребятушки! В память о нашей встрече примите от меня леденцы сахарные. Мне пора прощаться. До свидания! (кланяется).
Следующий 4 гейм - «Музыкальная пауза» (слайд №7)
Давайте отдохнём. Танец «Маленьких утят». Отдохнули. Садимся на свои места.
Следующий 5 гейм:«Кто больше?» (слайд №8)
Начнём со 2 команды - «Умейки».
- Какой цветок изображён на флаге Японии? (Хризантема)
- Как называют двугорбого верблюда? (Бактриан)
- Что в переводе означает «белладонна»? (Прекрасная дама)
- Какого цвета наша планета Земля? (Голубого)
- Назовите хвойные деревья. (Пихта, сосна, ель, туя, лиственница, кедр)
- Назовите спутника Земли. (Луна)
- Летучая мышь птица или млекопитающее? (Млекопитающее)
- Назовите лекарственное растение от 99 болезней. (Девясил)
Умницы! Итак, 1 команда - «Знайки» готовы?
- Какой цветок изображён на гербе Франции? (Лилия)
- Что значит по-гречески «арахна»? (Паук)
- Какие лиственные деревья вы знаете? (Берёза, дуб, клён, тополь, верба, осина)
- Ромашка - лекарственное или ядовитое растение? (Лекарственное)
- Кит - рыба или млекопитающее? (Млекопитающее)
- Сколько планет вращаются вокруг Солнца? (8)
- Какого цвета планета Марс? (Красного)
- Как называют одногорбого верблюда? (Дромедар)
Молодцы! Итак, общий счёт этого гейма - …
Последний 6 гейм - «Гонка за лидером» (слайд №9)
Команды, готовы?
Воспитатель: Обеим командам я раздаю карточки со словами:
1 команде - слово «тайга»
2 команде - слово «степь»
Нужно провести звуковой анализ слов, определить ударный гласный звук, поделить на слоги. Начинайте.
2 задание: Составьте предложения из 2-х опорных слов:
1 команде - лето, речка
2 команде - весна, цветы.
Молодцы! 3 задание - Ребусы. Каждой команде нужно отгадать свой ребус, определить ударение, поделить на слоги.
Итак, наша игра окончена. Общий счёт игры - …
Рефлексия
У нас ничья. В память о нашей игре примите шоколадные медали за сообразительность, находчивость, дружбу. (Раздаю медали).
Спасибо за внимание! Слайд №10