Квест для детей старшего дошкольного возраста посвященный 77-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «900 дней мужества!»

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Класс: д/с

Ключевые слова: квест, блокада Ленинграда, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: Обогащение знаний детей о героическом прошлом нашего города - о блокаде Ленинграда.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширять знания детей старшего дошкольного возраста об исторических событиях родного города.
  • Обогащать знания дошкольников старшего возраста о блокаде и о героизме людей, переживших блокаду.

Развивающие:

  • Активизировать словарь детей по теме занятия (осада, блокада, бомбоубежище, эвакуация).
  • Развивать зрительное внимание и умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Посредством музыки и фотографий вызывать чувство сопереживания и образы героических событий.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному городу и гордость за его героическое прошлое.
  • Воспитывать чувство сопереживания, любви и уважения к людям, пережившим блокаду и защитникам города.
  • Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению.
  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, желание в будущем охранять и защищать свой город и свою страну.

Предварительная работа: создание экспозиции «Мы помним!». Чтение художественной литературы (Н.Ходза «Дорога жизни», В.Воскобойников «Оружие для Победы», И.Миксон «Жила, была»), стихотворений о блокаде Ленинграда и песни«Ладога» (автор текста Богданов П.,), тематические беседы по картинам о блокаде, рассматривание фотоальбомов, создание выставки рисунков.

Интеграция образовательных областей в условиях ФГОС по образовательным областям:

  • Познавательное развитие - развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны, расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени, содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через видео фильмы и музыкальные композиции.
  • Речевое развитие - активизировать словарный запас детей по лексической теме «Блокада Ленинграда», развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;
  • Социально-коммуникативное развитие - воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени, воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ;
  • Художественно-эстетическое развитие - закрепить умение собирать целое изображение из частей, учиться выражать полученные эмоции через рисунок.

Источники, используемые в ходе прохождения квест-заданий:

  • Г.Т.Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет»
  • Е.Благинина «Шинель»
  • В.Воскобойников «Оружие для Победы»,
  • И.Миксон «Жила, была»
  • Л.Кассиль «Твои защитники»
  • А.Адамович «Блокадная книга»
  • Д.Гранин, «Был город герой, была блокада»
  • Н.Ходза «Дорога жизни»
  • Музыкальное сопровождение с сайтов my-hit, x-minus
  • симфония Д.Шостаковича «Ленинградской симфонии».

Задания для прохождения квеста

1.

Воспитатель: Давным-давно, жил на Руси царь Петр I. Решил он на пустынных берегах Невы построить город и назвал его Санкт-Петер-Бурх. Ещё не раз потом менялось название города: Петроград, Ленинград, снова Санкт-Петербург. Много трудностей выпало на наш город и пожары и наводнения, но самым страшным испытанием оказалась война с фашистами.

Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки, в центр круга ставят макет дома или Исаакиевский собор (макет).

Воспитатель: Представьте, что этот домик - город Ленинград. Представили? А мы с вами возьмемся за руки и встанем в круг вокруг нашего города. Видите, что у нас получилось: город в кольце. Пусть (Назвать детей: Алена, Даша, Ева, Костя будут жителями города). Вы согласны?

Дети: (встают в круг).

Воспитатель: А теперь жители города пусть попробуют выбраться из нашего кольца, а мы их отпускать не будем. (Поиграть). Ребята получилось выбраться?

Дети: нет!

Воспитатель: Вот такая ситуация и называется блокадой: когда город окружен вражескими войсками, и никто не может выбраться из него и попасть в город. А вот здесь мы расцепим руки и сделаем проход, но пройти по этому проходу нельзя, потому что здесь озеро. Оно называется Ладожское. Запомните это очень важно!

Воспитатель: Теперь вам понятно, в какую ситуацию попал город Ленинград во время Великой Отечественной Войны? Спасибо за помощь, занимайте свои места.

Открываем конверт 1

Воспитатель читает задание. Как называется ситуация, в которую попал наш город во время Великой отечественной войны? - БЛОКАДА.

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 1.

2.

Воспитатель: В нашем городе было очень много жителей, в том числе и детей. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Конечно, наши солдаты пытались, как могли спасти детей, вывезти их. Но кольцо блокады сомкнулось так стремительно, что многие дети остались в осажденном городе. Ребята, вы представляете там каждый день взрывались снаряды, не было тепла, не было света, не было еды, как вы думаете, детям было страшно?

Из-за того, что в город не могли привезти продукты, люди голодали. Они стояли в огромных очередях, чтобы в специально оборудованных местах по карточкам получить свою долю хлеба (Показать пайку хлеба). Это была вся еда на целый день. Как вы думаете, возможно, ли этим наесться?

Дети: (Выслушать ответы детей.)

Воспитатель: Спросить у детей, что они делают, когда им страшно?

Дети: (Выслушать ответы детей.)

Воспитатель: А вы представляете, дети в блокадном Ленинграде вели себя как настоящие герои, они не плакали и не прятались, они наравне с взрослыми принимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожары, пытались приблизить победу. Они шли на заводы к станкам, дети были настолько малы, что не доставали до этих станков и поэтому им делали специальные подставочки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов, видите вот на этой фотографии. Весной и осенью дети активно собирали ягоды и грибы, работали на огородах и совхозных полях юные герои блокадного Ленинграда собирали рекордный урожай.

Воспитатель: А ещё чтобы не пасть духом, они давали концерты. Представляете, они были сами худые голодные, но они своими концертами поднимали боевой дух взрослым, давали надежду на победу. Несмотря на то, что немцы всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город жил. Жил и выстоял. После снятия блокады 15 тысяч детей получили медаль «За оборону Ленинграда».

Открываем конверт 2

Воспитатель читает задание. Какой продукт выдавали жителям Ленинграда по продуктовым карточкам? - ХЛЕБ.

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 2.

3. Медаль «За оборону Ленинграда»

Медалью «За оборону Ленинграда» награждались все участники обороны Ленинграда:

  • военнослужащие частей, соединений и учреждений Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, фактически участвовавшие в обороне города;
  • рабочие, служащие и другие лица из гражданского населения, которые участвовали в боевых действиях по защите города, содействовали обороне города своей самоотверженной работой на предприятиях, в учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений, в ПВО, в охране коммунального хозяйства, в борьбе с пожарами от налётов вражеской авиации, в организации и обслуживании транспорта и связи, в организации общественного питания, снабжения и культурно-бытового обслуживания населения, в уходе за больными и ранеными, в организации ухода за детьми и проведении других мероприятий по обороне города.

Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль? Впервые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».

Первое награждение медалью состоялось 3 июня 1943 года на торжественном собрании в Смольном. До 1945 года было награждено около 600 000 участников обороны Ленинграда. Сведения об этих людях по состоянию на 1945 год хранились в музее блокады Ленинграда, было 6 томов с фамилиями награждённых. Позже эти документы были утеряны.

Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги?

На 1985 год медалью «За оборону Ленинграда» награждено около 1 470 000 человек. Среди них - 15 тысяч блокадных детей и подростков.

Медаль изготавливалась из латуни, и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне на фоне виднеющегося очертания здания Адмиралтейства изображена группа красноармейцев, краснофлотцев, рабочих и работниц с винтовками наперевес. В верхней части знака отличия - пятиконечная звездочка и надпись по краю «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА». Лицевая сторона окаймлена выпуклым бортиком.

На оборотной стороне - надпись «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ», а над ней изображены серп и молот. Все надписи и изображения на медали выпуклые. Медаль при помощи ушка и кольца соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой оливкового цвета с продольной зеленой полоской посередине шириной 2 мм. Ширина ленты 24 мм. Носится на левой стороне груди.

Открываем конверт 3

Воспитатель читает задание.

Зори блещут в орденских лучах,
Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах
Свет победы на год запирали!
Не для личной славы вам страна
Выдала награды, не жалея;
Доставайте чаще ОРДЕНА,
Мир от них становится светлее.

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 3 - ОРДЕН!

4. СЛОЖИ ПИЛОТКУ

Открываем конверт 4

Воспитатель читает задание. Как называется летний головной убор солдата? - ПИЛОТКА! (собери пилотку)

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 4.

5. До войны Ленинград был одним из крупнейших промышленных центров СССР. Здесь работали более тысячи предприятий. С началом гитлеровского нашествия вглубь страны удалось эвакуировать 90 крупных заводов. В блокаду многие фабрики остановились. Но оборонные предприятия продолжали работать. Большая часть вооружения, необходимого для защиты города на Неве, производилось именно в Ленинграде. Несмотря на обстрелы и бомбежки, голод и нехватку электроэнергии.

КВ-1 («Климент Ворошилов») носящий имя "Ленинградец". Эту боевую машину можно назвать "Ленинградцем" в самом прямом смысле этого слова: танк КВ был разработан и выпускался именно в Ленинграде, на Кировском заводе.

До войны и впервые месяцы блокады «Кировский» выпустил сотни КВ. И все же, когда фронт подступил к Ленинграду, решили эвакуировать танковое производство. Оборудование вывезли еще до того, как захлопнулось блокадное кольцо. На базе Челябинского тракторного завода создали знаменитый Танкоград, который с маркой «Кировского» всю войну выпускал боевые машины, сначала КВ, а затем и знаменитый Т-34.

Т-34 - самый массовый танк времен второй Мировой Войны и послевоенного времени. Он начал выпускаться в 1940 году и являлся самым главным танком Красной Армии аж до 1944 года. После (во второй половине 44 года) его сменила модификация Т-34-85.

Этот танк - мощная, боевая машина, способная двигаться на довольной большой скорости и преодолевать любые препятствия. Т-34 объединяет в себе хорошую маневренность, скорость, проходимой и убойную силу (благодаря длинноствольной пушке).

Открываем конверт 5

Воспитатель читает задание. Какое самое массовое оружие во время второй Мировой Войны и послевоенного времени? - ТАНК!

(Раскрась танк Т-3). Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 5

6. Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы (показ фото или слайда на экране).

Какого цвета знамя Победы? Что изображено на знамени?

В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот - это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда - символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.

События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, - и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии - город Берлин.

В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства - Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином - это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.

Открываем конверт 6

Воспитатель читает задание. Какого цвета знамя Победы?

(Когда пошли мы на парад,
Его в руке нёс старший брат.
Нам без него нельзя никак,
Ведь это наш российский… ФЛАГ!)

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 6

7. Где проходила Дорога жизни?

  • Найди на карте Ладожское озеро. Проведи на нём Дорогу жизни.
  • Нарисуй разрыв кольца блокады.

(задание можно поменять!)

Открываем конверт 7

Воспитатель читает задание. Как называется схема, где изображены города, реки и озёра? - КАРТА!

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 7

8. 14 июля 1941 года недалеко от железнодорожной станции города Орши знаменитая батарея капитана Ивана Флёрова впервые атаковала противника. На вооружении батареи находились совсем новые, неизвестные немцам боевые машины БМ-13, которые бойцы ласково назовут «катюшами». Тогда еще мало кто знал, что эти машины будут участвовать в самых важных боях Великой Отечественной и наряду с легендарными танками Т-34 станут символом победы в этой страшной войне. Однако их мощь и русские, и немецкие солдаты и офицеры смогли оценить уже после первых выстрелов.

Первая батарея Флёрова принимала участие в сражениях за Смоленск, Духовщину, Рославль, Спас-Деменск. Другие батареи, их было около пяти, находились в районе города Рудни. И первая версия о происхождении прозвища этих машин - «катюша» - действительно связана с песней. Батареи сделали залп по площади Рудни, где в тот момент находились немцы, кто-то из свидетелей происходящего якобы сказал: «Да, это песня!» - а кто-то другой подтвердил: «Да, как «Катюша». И вот эта кличка сначала перекочевала в штаб 20-й армии, при которой находилась батарея, а потом распространилась по всей стране.

Вторая версия о «катюше» связана с заводом «Коммунар»: на машинах ставилась литера «К». В пользу этой теории говорит то, что гаубицу М-20 с литерой «М» бойцы прозвали «матушкой». Есть много других предположений по поводу происхождения прозвища «катюша»: кто-то считает, что в момент залпа машины протяжно «пели» - в одноименной песне тоже есть длинный распев; кто-то говорит, что на одной из машин было написано имя реальной женщины, и так далее. Но, кстати говоря, были и другие названия. Когда появилась установка М-31, кто-то стал называть ее «андрюша», а немецкий миномет Nebelwerfer прозвали «ванюша».

Ходит легенда: советские бойцы настолько полюбили «Катюши», что во время боя вместо команд «пли», «огонь» и «залп» командиры использовали более мелодичные «пой» или «играй». Настолько созвучны были эти приказы со знаменитой песней Матвея Блантера, ставшей хитом во время Великой Отечественной войны. А вот немецких солдат вой реактивных снарядов сводил с ума. Кстати говоря, одним из названий БМ-13 среди немецких солдат была кличка «сталинский орга́н», потому что направляющие машины были похожи на трубы. И сам звук, когда «катюша» «пела», тоже походил на органную музыку.

У ленинградских «Катюш» был свой, блокадный шарм

Легендарные «Катюши», которые вызывали панический страх у немцев, изготавливались на Выборгской стороне, в цехах соседствующих заводов имени Климова и имени Карла Маркса.

- Производство «Катюш» поставили на конвейер уже в начале 42-го года, - рассказывает сотрудник музейной экспозиции акционерного общества «Климов» Лариса Янушанец. - В строжайшей секретности здесь делали снаряды, подъемные и управляющие механизмы и устанавливали все это на грузовые машины.

Но неожиданно возникла проблема - очень скоро закончились автомашины ЗИС-6 (трехосные, повышенной грузоподъемности). Тогда местные инженеры приняли оригинальное решение: использовать обычные грузовики ЗИС-5 («двухоски»), находившиеся в частях фронта в достаточном количестве.

Получались уникальные, немного «истощенные», а потому воистину блокадные «Катюши», - вспоминают ветераны. - Такие машины на протяжении всей войны не выпускались нигде, кроме Ленинграда. Но немцев били по полной программе.

Скоро из газет рабочие заводов узнали: фашистов буквально ошеломило «ужасное оружие русских». Гитлеровцы пытались разгадать его тайну, но так и не смогли этого сделать до самого конца войны.

Подготовка реактивной установки М-13 на шасси грузовика ЗИС-6 к ведению огня

Открываем конверт 8

Воспитатель читает задание. Как «ласково» называлась машина М-13? - КАТЮША.

Имя девичье носила
И врага огнем косила,
Вражьи замыслы поруша,
Легендарная … Катюша

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 8.

9. Звезда символ победы красной армии. Какого она цвета?

Где, на чем вы видели звезды? (на башнях Кремля, на головных уборах, на боевой техники, на погонах, орден Красной звезды)

Ребята, сколько лучей у звезды? Правильно, пять. Можно сказать, что пять сил, пять богатырей преградили путь фашисткой орде. Кто эти богатыри? Это пехотинец, моряк, летчик, партизан и труженик тыла.

Открываем конверт 9

Воспитатель читает задание. Соедините точки по порядку, и раскрась нужным цветом.

Воспитатель записывает слово в кроссворд под номером 9.

10.

Блокадное кольцо в тисках сжимало город,
Но не сдавался храбрый арестант,
Он с болью выстоял, стерпел нужду и голод,
Зовется гордый город…

Какое слово получилось? Город - герой - ЛЕНИНГРАД!

КРОССВОРД

По горизонтали:

1. Как называется ситуация, в которую попал наш город Ленинград во время Великой отечественной войны? - БЛОКАДА.
2. Какой продукт выдавали жителям Ленинграда по продуктовым карточкам? - ХЛЕБ.
3. Читают стихотворение! - ОРДЕН!
4. Как называется летний головной убор солдата? - ПИЛОТКА!
5. Какое самое массовое оружие во время второй Мировой Войны и послевоенного времени? - ТАНК!
6. Отгадай загадку - ФЛАГ!
7. Как называется схема, где изображены города, реки и озёра? - КАРТА!
8. Как «ласково» называлась машина М-13? - КАТЮША
9. Ребята, сколько лучей у ЗВЕЗДЫ?

По вертикали:

10. Какое слово получилось? Город-герой - ЛЕНИНГРАД!