Цель: моделирование здоровьесберегающего процесса обучения на основе использования здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Время: 1,5 часа.
Оснащение: бланки для заполнения членами методического объединения.
Организационный момент: сообщение руководителя методического совета о создании условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в рамках учебного процесса. Выступление способствовало созданию общего настроя на дальнейшую работу.
Следующий этап игры проходит в форме группового интервью. Участники распределяются по малым группам (6 членов МО делятся на 2 группы по 3 человека). В ходе совместного обсуждения им предстоит оценить успешность работы своей группы, перечислить факторы, способствующие и препятствующие реализации принципов здоровьесбережения в образовательном процессе, выявить факторы улучшения ситуации. Для удобства работы участников им предлагается бланк.
Бланк для заполнения в группах
Оцените по 10-балльной шкале степень успешности работы вашей методической группы |
|
Укажите |
|
Формы работы учителя в режиме здоровьесбережения: |
Школьные факторы риска: |
Методы и организационные подходы: |
Способы устранения факторов риска: |
По завершении работы малых групп представитель от каждой из них сообщает о результатах. По ходу выполнения этого задания ведущий (руководитель методического совета) выписывает на доску названные представителями различных групп способы устранения факторов риска, препятствующих реализации принципов здоровьесбережения в образовательном процессе и факторы улучшения ситуации.
Следующий этап заседания школьного методического объединения проходит как «мозговой штурм». Участники получают бланки и, проводя обсуждение в этих же группах, заполняют их. По выбору участников работа может проводиться в двух направлениях:
а) обсуждение того, как устранить причины, препятствующие реализации принципов здоровьесбережения в образовательном процессе,
б) как усилить действие факторов, способствующих реализации этих принципов.
Бланк для заполнения в ходе проведения «мозгового штурма»
Школьные факторы риска |
Действия по устранению причины |
|
учителя |
администрации |
|
|
|
|
Заполненные бланки передаются другой группе для их обработки. Написанное коллегами оценивается по критериям:
а) возможность реализации в имеющихся условиях;
б) возможность реализации:
- немедленно;
- после определенного срока;
- при дополнительных условиях.
После «мозгового штурма» проводится групповая дискуссия на тему «Поиск и отбор условий, способов, средств, форм моделирования здоровьесберегающего процесса при обучении иностранному языку». В ходе дискуссии обсуждается наличие противоречий в образовательной системе между:
- важностью сохранения и укрепления здоровья обучающихся и недостаточным уровнем реализации принципов здоровьесбережения в рамках урока;
- необходимостью научно обоснованного эффективного моделирования здоровьесберегающей деятельности образовательного процесса и нехваткой его научно-методического обеспечения;
- стремлением к достижению нового качества образования в соответствии с требованиями образовательного стандарта, и постоянным присутствием факторов, вызывающих перегрузку учащихся.
В конце игры подводятся итоги, обсуждается опыт участия в деловой игре с применением активных форм организованного группового взаимодействия (групповое интервью, «мозговой штурм», групповая дискуссия).
Литература
- Шкель В.Ф. «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе».
- Крикьянц Е.В., Киреева О.В. «Управление деятельностью экспериментальной площадки «Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях средней школы».
- Методическое пособие МОУСОШ № 2 г. Заводоуковска «Информационно-методические материалы для создания и обеспечения здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении».
- Карсакова Г.Д. «Методика использования здоровьесберегающих технологий».
Интернет-ресурсы
- http://www.zpzr.ru/healthcare_education/
- http://wiki.pskovedu.ru/index.php/Использование_здоровьесберегающих_технологий_на_уроках_и_во_внеурочное_время
- http://pedsovet.su/publ/76-1-0-1554
- http://lycey35.ucoz.net/in_proekt/doc/zasedanie_metodicheskogo_soveta.doc