Урок русского языка по теме «Слово. Предложение. Текст»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: предложение


Цели:

  • Образовательные - наблюдение за предложениями, которые сообщают о ком-нибудь или о чем-нибудь, и за предложением, которое содержит вопрос (вопросительное предложение); наблюдение за связью слов в предложении и связью предложений в тексте.
  • Развивающие - развивать речь, память, мелкую моторику руки.
  • Воспитывающие - воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к животным.

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: умение различать и понимать понятия - «слово», «предложение», «текст»; записывать правильно предложение с законченной мыслью, составлять текст, записывать правильно предложения.
  • Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания.
  • Метапредметные (критерии форсированности, оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).
  • Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации.
  • Регулятивные: умение контролировать свою деятельность, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать результат.
  • Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, понимать и интерпретировать знаки и символы.

Оборудование: учебник «Русский язык» Рамзаева 1 кл., иллюстрации (бегемота, страуса, колибри)
Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организация начала урока

Приветствие.

II. Повторение ранее изученного материала

Работа в тетрадях.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

Росчерки по чистописанию.

А сейчас прописываем букву Бб до конца строки.

Объяснение учителя.

Объяснение учителя.

Словарная работа.

Пишем слово словарь:

Словарь: бе|ге|мо̒т- 7б., зв, 3 гл, 4 согл.

Читаем, ставим ударение, делим на слоги, считаем сколько букв (7б.), сколько звуков (7зв.), сколько гласных(3), сколько согласных(4).

Ребята, кто живет в Африке? (бегемот). Запишите.

Бе│ге│мот жи│вет в Аф│ри│ке.

Разделите каждое слово на слоги.

III. Изучение нового материала

- Что написано на доске? (предложение). Почему? (т.к. с большой буквы, в конце стоит точка, слова связаны между собой по смыслу, сообщает о бегемоте).

Ставлю ! (восклицательный знак). Изменилось что-то в предложении? (да). Что изменилось(!) Как мы должны читать? (с радостью, громко).

Стираю ! и ставлю? Изменилось что-то в предложении? (да) Что изменилось?(?) Как мы должны читать? (спрашивая).

Если в конце предложения стоит !, то это предложение восклицательное, а если ? - то это предложение вопросительное.

Молодцы, ребята! Мы открыли правило.

Работа с учебником.

Открыли учебники на с. 12. Я читаю, затем «про себя», затем один ребенок читает. Ребята, кто сможет пересказать правило?

IV. Закрепление изученного материала

№14 (устно)

Писать не будем, поработаем устно.

Страус - самая большая птица на Земле (слишком велик и тяжел, чтобы летать). Зато он быстро бегает и способен развевать скорость до 70 км/ч.

Колибри - самая маленькая птица на Земле, достигает длину всего 5 см, включая клюв и хвост.

№ 15

Я читаю (отгадка сорока)

- А по каким признакам ты догадался? (по форме, по цвету)

- А на кого еще похожа сорока по форме? (на ворону).

Здесь 4 строчки и у вас в тетради должно быть 4 строчки: пишем каждую строчку с красной строки, в столбик.

_____________
_____________
_____________
_____________
(Сорока)

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши 3 хлопка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.

№ 17

Я читаю условие.

- У вас все должно поместиться на двух строчках.

- Первую строчку пишем с красной строки, после ставим тире, а вторую строчку, не отступая тоже пишем с большой буквы, в конце ставим точку.

№ 16 (устно)

Читаем слова, которые там.

Составляем предложение.

- В каком порядке нужно поставить слова в первой строчке, чтобы было понятно, о чем сообщается в первом предложении. (Я увидел на дереве дятла).

- В каком порядке лучше поставить слова во второй строчке, чтобы второе предложение было связано по смыслу с первым. (Он долбил осину крепким клювом)

- Ребята, если бы мы написали, ставили бы запятые после каждого слова? (нет)

V. Итог урока

Фронтальный опрос.

- С каким предложением мы познакомились? (с вопросительным). А как мы должны читать предложение? (спрашивая).

Сегодня на уроке хорошо работали на уроке…

Урок окончен.