Цель: создать условия для усвоения знаний о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.
Задачи:
- сформировать у учащихся понятие о тканях, закрепить знания об основных типах тканей растительного организма, об их строении и функциях;
- совершенствовать умения работать с текстом, изображениями и тестами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты
- Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
- Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, таблицей), перевод текста в таблицу.
- Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.
Формирование УУД:
- Предметные: Продолжить формирование умения работать с учебником; умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Коммуникативные: Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); умения слушать товарища и обосновывать свое мнение; умения выражать свои мысли и идеи.
- Регулятивные: Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое; сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
- Личностные: Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая(в парах).
Методы: частично-поисковый.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с карточками.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (5 мин)
Учащимся раздаются карточки задания. Взаимопроверка (ставят баллы за выполнение работы)
1. Художник допустил, ошибку исправь, расставив правильно цифры. 4 6 5 2 1 3. Мак. - 6 баллов
2. Чем молодая клетка отличается от старой?
1. Много маленьких вакуолей - 1 балл
2. Ядро в центре - 1 балл
За каждый правильный ответ 1 балл. Максимально 8 баллов
3. Мотивационно-целевой этап (Проблемная ситуация)
- Ребята, мы с вами подробно изучили строение растительной клетки. А как вы думаете, все ли клетки растений похожи друг на друга? Что изображено на слайде? (схема ткани) (ткань и нитки)
- Одинакова ли форма и размеры клеток?
- Какие отличия вы заметили?
На слайде изображение ткани (изображение ткань и нитки).
Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос, потому что тема урока?
Формируют тему урока «Ткани» и задачи.
4. Процессуальный этап
Ткань - это группа клеток, одинаковых по происхождению, по строению и по выполняемым функциям.
Гистология - наука о тканях.
Основоположники Мальпиги и Грю.
В зависимости от происхождения, строения и функций у растения выделяют несколько видов тканей.
Составьте кластер в тетради, используя стр.47, и приведите примеры, используя рис.27 учебника.
Виды тканей
пробка |
волокна |
конус нарастания сосуды |
фотосинтезирующая |
кожица, корневые волоски |
камбий |
ситовидные трубки |
запасающая |
Для того чтобы понять, чем эти ткани отличаются друг от друга, мы воспользуемся текстом учебника.
Учащиеся, используя, учебник стр. 48 самостоятельно заполняют таблицу «Виды тканей» в тетради.
Работа выполняется в парах.
Название ткани |
Выполняемые функции |
Особенности строения клеток |
Покровная |
защита |
Живые и мертвые клетки с утолщенными оболочками |
Механическая |
прочность |
Клетки с толстыми оболочками |
Проводящая |
Проведение веществ |
Сосуды - мертвые полые клетки
|
Основная |
Синтез, запас веществ |
Живые клетки разные по цвету и форме |
Образовательная |
Деление, рост |
Тонкостенные клетки, крупное ядро, интенсивно делятся |
Ассоциативный ряд (устно работа фронтальная)
Одежда -
Опора -
Трубки -
Питание -
Рост -
Образовательная
Проводящая
Механическая
Основная
Покровная
5. Физкультминутка
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
6. Первичное закрепление знаний работа с заданиями на слайде. Самостоятельная работа
Учащиеся выполняют небольшую проверочную работу на карточках. (Взаимопроверка)
«Верю - не верю» поставив «+» или «-» напротив цифр в своей тетради. Работа выполняется индивидуально.
1. Группа клеток, имеющих общее строение, происхождение и выполняющая одинаковые функции, называется тканью.
2. Клетки механической ткани имеют утолщённую оболочку.
3. Покровные ткани обеспечивают прочность растения.
4. Покровные ткани образованы только мёртвыми клетками.
5. Проводящие ткани имеют вид трубочек или сосудов.
6. Камбий относится только к покровной ткани.
1, 2, 5. Затем обмениваются с соседом по парте, проверяют и выставляют оценки. За каждый правильный ответ балл. Мак - 3 балла
7. Рефлексия «Микрофон»
- Что мы сегодня изучали на уроке?
- Что мне понятно?
- Какие вопросы вызвали у меня затруднения и почему?
- Что бы мне хотелось ещё узнать?
8. Выставление оценок за урок, если отвечал на уроке добавляем 1-2 балла за активность)
- 14-13 баллов - 5
- 12-10 баллов - 4
- 9-6 баллов - 3
9. Домашнее задание
§ 10, повторить п.7-10.
Составить загадки по теме «Ткани растений» (оформить на листе).
Литература
- Пасечник В.В. Пасечник Биология 5 кл. Введение в биологию. ВЕРТИКАЛЬ. (ДРОФА) 2017.
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь ВЕРТИКАЛЬ. (ДРОФА) 2017.